|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.
Методы управленческого анализа 3.1. Анализ финансовой
устойчивости Управленческий анализ — это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов
и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния
бизнеса. Управленческий
анализ служит для изучения внутренних возможностей предприятия, его
сильных и слабых сторон, а также выявления факторов, способных стать
основой конкурентоспособности предприятия. Результаты управленческого
анализа создают основу для определения инвестиционной привлекательности
предприятия, выявления внутренних резервов предприятия, постепенного
перехода от производственной к маркетинговой концепции управления предприятием. Управленческий
анализ должен обеспечить четкое определение финансовой устойчивости
предприятия, что очень важно для разработки рыночной стратегии, поиска
партнеров. Роль финансового анализа и его результатов значительна и
для внешних пользователей (кредиторы, инвесторы), и для управленческого
персонала самого предприятия (рис. 3.1). Методик
определения финансовом устойчивости достаточно много, выявился также
круг показателей, на основании которых можно определить финансовое
положение предприятия В «Методических рекомендациях по реформе предприятий
(организаций)», утвержденных Приказом Минэкономики России № 118 от 1.10.97г.,
в качестве показателей для аналитической работы рекомендуются следующие
(табл. 3.1). Рис. 3.1 Финансовый анализ для управленческих решений Таблица 3.1 Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической
работы
В первый класс входят показатели, для которых установлены
нормативные значения. В таблице 3.2 выделено несколько базовых состояний
показателей первого класса. Таблица 3.2 Состояние показателей первого класса
Характеристики
состояний организации: состояние
1.1 — значения показателей находятся в пределах рекомендуемого диапазона
значений, но у его границ, состояние
1.2 — значения показателей находятся в рекомендуемых границах, а анализ
динамики показывает их устойчивость. В этом случае по данной группе
показателей финансово-экономическое состояние предприятия можно определить
как «отличное» (значения устойчиво находятся в середине «коридора»)
или «хорошее» (значения у одной из границ «коридора»), состояние
1.3 — значения показателей находятся в рекомендуемых границах, но анализ
динамики указывает на их ухудшение (движение от середины «коридора»
к его границам) Оценка аспекта финансово-экономического состояния —
«хорошо», состояние 2.1 — значения показателей находятся за пределами
рекомендуемых, но наблюдается тенденция к улучшению. В этом случае
в зависимости от отклонения от нормы и темпов движения к ней финансово-экономическое
состояние может быть охарактеризовано как «хорошее» или «удовлетворительное», состояние 2.2 — значения показателей устойчиво находятся
вне рекомендуемого «коридора» Оценка «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»
Выбор оценки определяется величиной отклонения от нормы и оценками других
аспектов финансово-экономического состояния, состояние 2.3 — значения показателей за пределами нормы
и все время ухудшаются. Оценка «неудовлетворительно». Во
второй класс показателей входят ненормируемые показатели, значения которых
не могут служить для оценки эффективности функционирования предприятия
и его финансово-экономического состояния без сравнения со значениями
этих показателей на предприятиях, выпускающих продукцию, аналогичную
продукции предприятия, и имеющих производственные мощности, сравнимые
с мощностями предприятия, или анализа тенденций изменения этих показателей.
В эту группу входят показатели рентабельности, характеристики структуры
имущества, источников и состояния оборотных средств. По
данной группе показателей целесообразно опираться на анализ тенденций
изменения показателей и выявлять их ухудшение или улучшение. Таким
образом, вторая группа может быть охарактеризована лишь следующими состояниями
«улучшение» — 1, «стабильность» — 2, «ухудшение» — 3. Для ряда показателей могут быть определены «коридоры»
оптимальных значений в зависимости от их принадлежности к различным
видам деятельности и других особенностей функционирования предприятий.
Так, обобщение достаточного фактического материала позволит определить
наиболее эффективные соотношения оборотных и необоротных средств, которые
различаются для предприятий различных хозяйственных отраслей. Разделение
групп показателей на два класса в значительной мере условно и является
уступкой недостаточной развитости рассматриваемого аналитического инструмента.
В целях получения более объективной оценки финансово-экономического
состояния предприятия целесообразно сопоставить состояния показателей
первого и второго классов. Такое сопоставление представлено в таблице
3.3. Таблица 3.3 Сопоставление состоянии показателей первого и второго классов
Существует определенная проблема в применении систем
финансовых коэффициентов, которые достаточно перегружены и во многом
дублируют друг друга. Поэтому одной из распространенных практик является
применение мультипликаторов — агрегированных показателей,
полученных на базе показателей более низкого уровня. Для этих целей
используются два типа мультипликаторов: стандартные,
использующие апробированные рыночной практикой свертки показателей финансового
состояния, субъективные,
которые настраиваются для конкретного предприятия и позволяют учесть
нюансы его хозяйственной деятельности, выпускаемой продукции, партнеров,
потребителей. К
стандартным мультипликаторам, достаточно распространенным в рыночной
практике, относят модель фирмы «Дюпон», используемую для оценки факторов,
влияющих на прибыльность компании. Для использования указанной модели
необходимо ведение бухгалтерской отчетности в международном формате
GAAP и бюджета по балансовому листу. Другой известный мультипликатор
Э. Альтмана, который строится на основе пяти финансовых коэффициентов
и позволяет определить вероятность наступления банкротства предприятия.
Модель имеет ограниченные возможности применения в отечественной экономике
в силу недостаточного развития рынка. Комплексное
качественное оценивание —
это способ содержательной интерпретации финансового состояния компании
на основе использования дерева оценок, объединяющего отдельные финансовые
показатели. В
основе метода комплексной оценки предприятия лежит построение дерева
показателей (рис. 3.2). Все
указанные финансовые состояния интегрированы на базе финансовых коэффициентов,
правила оценки интегрированных показателе при различных сочетаниях коэффициентов
предыдущих уровней вырабатываются методами экспертных оценок (табл.
3.4—3.6). Рис. 3.2. Дерево финансовых показателей Таблица 3.4 Базовые оценки
Таблица 3.5 Качественная оценка финансовой устойчивости
Таблица 3.6 Комплексный мультипликатор финансового состояния
Финансовые
коэффициенты могут оцениваться на основе установленных интервалов,
которые являются допустимыми (норма) либо не удовлетворяют требованиям
(ниже либо ниже нормы). Базой для установления интервалов можно принять: среднеотраслевые
показатели, показатели,
официально принятые для установления банкротства предприятий, показатели
наиболее преуспевающих конкурентов, показатели
наиболее благоприятных периодов в деятельности самого предприятия, показатели,
уровень которых само предприятие считает для себя достаточным Использование
процедуры комплексной оценки и агрегирование результатов качественного
анализа до самого высокого уровня иерархии показателей позволяет сформулировать
итоговую характеристику финансового состояния предприятия, выраженную
в краткой форме (зачастую одним словом, например «отлично»). Если конечный
показатель ухудшится, необходимо выявить причины отклонений, опускаясь
на более низкие уровни дерева финансовых коэффициентов. При
построении дерева финансовых показателей не следует слишком «перегружать»
систему на каждом уровне не должно быть более 5—7 показателей, которые
могут быть оценены количественно, число уровней не должно быть более
3-5, при ранжировании показателей необходимо учесть все причинно-следственные
связи между ними. Операционный анализ — это анализ соотношения и взаимного влияния цен на товары,
объемов реализации, затрат и прибыли, получаемой предприятием (другие
названия, анализ «затраты — объем прибыли»). Преимущества операционного
анализа обусловлены тем, что его методика сводит воедино результаты
маркетинговых исследований, учет затрат и производственное планирование. В
аналитических целях затраты предприятия подразделяются на постоянные
и переменные, прямые и косвенные (табл. 3.7). Таблица 3.7 Классификация затрат
Операционный анализ, применяемый на практике, имеет модификации
для одного вида продукта, для группы продуктов. Наиболее часто применяем
операционный анализ для группы продуктов, так как любая фирма стремится
вести обоснованную амортизационную политику. Операционный анализ позволит
ответить на важнейший вопрос: какой продукт следует производить? При
проведении операционного анализа по нескольким продуктам возникает
важная учетная проблема, распределение косвенных затрат по продуктам,
что требует выбора базы для такого рода распределения. Возможно распределение
некоторых расходов пропорционально доле выручки от продукта А в полной
выручке предприятия, доле зарплаты основных производственных рабочих,
приходящейся на продукт А, и др. Методика
операционного анализа для двух продуктов — А и В — иллюстрируется примером,
приведенным в табл. 3.8. Таблица 3.8 Операционный анализ для двух продуктов
Анализ
показывает, что производство продукта В прибыльно, а продукта А убыточно
при данных объемах продаж, ценах и затратах. Однако простейшее решение
— избавиться от продукта А — может оказаться неверным. Необходимы дополнительные
исследования, не изменятся ли все показатели, формирующие конечные результаты,
если изменится ассортиментная политика. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||