6. АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИРМ
6.3. Международные отделения
Международное отделение создается в фирме для управления зарубежными операциями,
как правило, после приобретения компанией 5-6 филиалов за границей. Международное
отделение структурно независимо, обособлено от производственных отделений
и представляет собой организационно-экономический центр управления. В
его функции входят:
осуществление целенаправленного и непрерывного организующего воздействия
на все подразделения интернациональной структуры внешнеторгового аппарата;
разработка общих направлений и конкретных целей функционирования и развития
внешнеторгового аппарата в целом и его отдельных подразделений;
определение средств, форм и методов достижения этих целей;
внесение корректив в систему приоритетов деятельности;
развитие специализации и кооперирования производства между дочерними компаниями;
осуществление экспортных операций из страны местонахождения материнской
компании;
сбыт продукции, производимой на предприятиях заграничных дочерних компаний
как на местных рынках, так и на рынках других стран.
Основной целью управленческой деятельности международного отделения является
обеспечение четкого взаимодействия между различными структурными звеньями
внешнеторгового аппарата, который представляет собой систему органов и
служб, объединенных функцией управления процессом реализации и закупки
товаров за рубежом, а также осуществление связи заграничных филиалов и
дочерних компаний между собой и с материнской компанией по технологической
линии.
Местоположение международного отделения в материнской компании определяется
функциями, которые выполняет это отделение и степенью делегированных ему
полномочий и ответственности. Если международное отделение выступает как
центр прибыли, в материнской компании оно расположено на одном уровне
с производственными отделениями и имеет оперативную самостоятельность.
Если международное отделение не является центром прибыли, а выполняет
лишь функции контроля за деятельностью заграничных предприятий - оно выступает
в роли администратора. В таком случае международное отделение находится
на уровне группового управляющего, который имеет в своем подчинении несколько
региональных дочерних компаний по управлению заграничными предприятиями.
Координационно-управленческие функции международного отделения не остаются
неизменными, они усиливаются по мере роста зарубежной производственно-сбытовой
деятельности фирмы. Также не является неизменной структура международного
отделения. Изменения в его структуре идут по нескольким направлениям.
Важнейшим из них является создание в рамках международного отделения региональных
подразделений, которые осуществляют все функции по координации и контролю
за деятельностью заграничных предприятий в отдельной группе стран.
В связи с превращением управления международной деятельностью в одну из
основных сторон управления корпорациями, в функциях и структуре международных
отделений произошли серьезные изменения, которые обычно сопровождались
перестройкой всей организационной структуры фирмы. Глобализация бизнеса
требует централизации управления, укрепления роли материнской компании.
В противном случае корпорация оказывается не в состоянии проводить единую
хозяйственную политику, а также предотвратить внутреннюю конкуренцию между
своими дочерними компаниями и филиалами. Так как в транснациональных корпорациях
(ТНК) нет организационного разделения на внутренний и международный менеджмент,
требуется глобальный подход к рациональному использованию общефирменной
собственности. В связи с этим разработка и уточнение долгосрочной стратегии
фирмы производится высшим руководством, которое определяет ключевые направления
работы и ее цели. После этого поток управляющих воздействий движется в
специализированные отделы фирмы, одним из которых является международное
отделение.
|