6. АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИРМ
6.2. Специализированные отделы в центральных службах управления
Центральная служба представляет собой функциональную службу на общекорпоративном
уровне. Предпосылкой повышения ее значимости явилось расширение масштабов
международных операций фирм и, как следствие этого, возросшая потребность
в обеспечении более тесных функциональных связей между их отдельными подразделениями,
в усилении координации их действий, направленных на обеспечение прибыли
для фирмы в целом. Постепенно центральные службы из чисто консультативных
и совещательных превратились в органы, осуществляющие важнейшие функции
управления в масштабах всей фирмы. В них проводится подготовка информации
и рекомендаций по всем вопросам, входящим в компетенцию служб с последующей
передачей их высшему звену руководства для принятия решений.
Центральные службы находятся в ведении высшего руководства фирмы и возглавляются
вице-президентом, наделенным специальными полномочиями. Аппарат центральной
службы зависит от ее размеров, характера деятельности службы и сложности
ее организационной структуры.
С усложнением процессов управления фирмами, действующими на международном
уровне, и появлением ряда новых функций управления возникла необходимость
выделения в рамках центральных служб специализированных отделов. К ним
прежде всего могут быть отнесены отделы по совершенствованию организационной
структуры управления, занимающиеся вопросами перспективного планирования
ОС, определения рационального сочетания принципов централизации и децентрализации
управления, а также разработки гибких организационных механизмов. Кроме
того, в рамках центральных служб существуют отделы, специализирующиеся
на общефирменном контроле, маркетинге, организации и обслуживании производства.
С транснационализацией деятельности фирм в рамках центральных служб появились
отделы, занимающиеся осуществлением внешних связей фирмы с правительственными
органами как на местном, так и на общегосударственном уровне, с прессой
и другими средствами массовой информации, а также с общественностью. В
ведении специальных отделов по осуществлению связей с общественностью
могут находиться вопросы рекламы в целях создания престижа фирмы в обществе
(реклама благотворительной деятельности и т.д.).
С усилением централизации управления крупной фирмой повышается необходимость
создания специальных отделов в центральных службах управления. Это является
важнейшей особенностью современной структуры транснациональных корпораций,
что следует из рационального сочетания в управлении принципов централизации
и децентрализации
|