4. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ, ДЕЙСТВУЮЩИМИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
4.2. Планирование
Для повышения конкурентоспособности фирмы на международных рынках сегодня
требуются не столько крупные финансовые инъекции в производство, как совершенно
новые подходы к его организации, управлению и планированию.
Исходным этапом внутрифирменного планирования является маркетинг. Под
маркетингом понимается такая система внутрифирменного управления, которая
направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной
ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных
видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным
технико-экономическим характеристикам. При этом считается, что реализация
данного ассортимента товаров или услуг позволит фирме получить наиболее
высокие прибыли или занять прочное положение на рынке.
Маркетинг как управленческая деятельность включает в себя:
изучение спроса и требований потребителей к товарам;
составление программы по маркетингу исходя из комплексного учета рыночного
спроса;
установление верхнего предела цены товара и рентабельности его производства;
разработку инвестиционной политики фирмы;
определение конечного результата хозяйственной деятельности фирмы.
Маркетинг включает в себя реализацию сбытовой политики, которая предполагает
определение каналов и методов сбыта по каждому конкретному виду продукта
и определенному рынку; постоянное исследование состояния и тенденций развития
мировых товарных рынков, подсчет возможных затрат на организацию сбыта
(расходы на рекламу, транспортировку и доставку товара).Однако сама организация
сбыта и проведение коммерческих операций относятся к оперативно-хозяйственной
деятельности фирмы, на повышение эффективности которой направлены все
функции управления, в том числе и маркетинг.
Внутрифирменное планирование представляет собой обоснованное определение
основных направлений и пропорций развития фирмы с учетом материальных
источников его обеспечения и спроса рынка. Назначение планирования как
функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние
и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального
функционирования и развития фирмы. Планирование - один из способов, с
помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех
членов организации к достижению ее общих целей.
Основными элементами внутрифирменного планирования являются:
1. Прогнозирование, которое включает изучение перспектив развития отдельных
отраслей, национальной экономики и целых регионов. Прогнозирование непосредственно
связано с маркетингом и принимает форму рыночной стратегии фирмы. Подобная
работа, как правило, требует серьезного ресурсного и кадрового обеспечения,
значительных затрат времени, большого опыта в этой области и солидной
информационной базы.
2. Постановка задач. Формирование общих задач происходит на базе прогноза
и предполагает установление прибыльных сроков их выполнения, а также определение
ресурсного обеспечения.
3. Корректировка плана. Производится конкретизация сроков выполнения плана,
увязка между отдельными стадиями программы, поставками, производственными
и сбытовыми операциями.
4. Составление бюджетов: распределение ресурсов между подразделениями
и составление различных бюджетов. Бюджет - это план в цифровом выражении,
баланс доходов и расходов в денежном и натуральном выражении. Затем на
этой основе определяются конкретные функции каждого подразделения и исполнители,
ответственные за отдельные операции.
5. Конкретизация плана. Производится выработка конкретных установок в
распространении принятых решений на низшие звенья. С этого момента начинается
непосредственно реализация плана.
Процесс планирования включает 3 этапа:
анализ стратегических проблем. На этом этапе необходимо проанализировать
рынок, на котором фирма будет работать, а также факторы внешней среды
фирмы. Необходимо продумать позитивные моменты функционирования фирмы
в данной рыночной среде, а также представить возможные негативные последствия;
прогноз будущих условий деятельности и определение задач с тем, чтобы
определить достижимые и первостепенные по важности;
выбор оптимального варианта развития. На этом этапе необходимо определить
все материальные и организационные средства развития фирмы. Особое внимание
следует обратить на три важнейших показателя: место фирмы на рынке; ее
принадлежность к хозяйственному сектору и отрасли; ассортиментную структуру
производственных программ.
Третий этап является наиболее сложным, так как включает всю информацию,
полученную на первых двух этапах, производится анализ всех возможных аспектов
функционирования фирмы и выработка оптимального варианта развития.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают 3
вида планирования: стратегическое (перспективное), среднесрочное, тактическое
(текущее).
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных
целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных
результатов, при этом учитываются способы и средства достижения поставленных
целей, а также обеспечение необходимыми ресурсами. Стратегическое планирование
охватывает период в 10 - 15 лет, влияет на функционирование всей системы
управления, имеет отдаленные последствия.
Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на
пути достижения стратегических целей и задач. При этом виде планирования
детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование
ресурсов, а также внедрение новой технологии.
|