4. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ, ДЕЙСТВУЮЩИМИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
4.1. Изменение управленческой парадигмы в условиях мировой экономики
Изменения, происходящие в мировой рыночной системе, привели к необходимости
разработки новой управленческой парадигмы - системы идей и представлений,
способной разрешить возникшие в науке противоречия, дать объяснение накопившемуся
эмпирическому материалу и открыть путь к дальнейшему углублению знания.
Переход к новой парадигме осуществляется по схеме "вызов - ответ"
и назревает тогда, когда наука оказывается не в состоянии связать воедино
и объяснить все большее количество фактов и явлений. Действительность
бросает вызов науке, и новая парадигма является ответом на него. Ключевыми
моментами новой управленческой парадигмы являются следующие принципиальные
положения.
Отказ классических школ менеджмента от управленческого рационализма, выраженного
в убеждении, что успех любой организации определяет прежде всего рациональная
организация производства продукции, развитие специализации, снижение издержек,
или, другими словами, воздействие управления на внутренние факторы производства.
Вместо этого на первом месте - проблема гибкости и приспособления (адаптивности)
к изменениям агрессивно настроенной по отношению к организации внешней
среды. Именно факторы внешней среды диктуют стратегию и тактику организаций.
Использование в управлении теории систем, которая облегчает задачу рассмотрения
организации в единстве ее составных частей. Организация как открытая система
представлена в таблице [4].
Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием некоторых
переменных, оказывающих влияние на процесс преобразований. К таким факторам
относятся структура предприятия, его ресурсы и культура. В составе ресурсов
огромную роль играют люди, их знания, способности и искусство взаимодействия.
Однако хотя эти факторы действуют в границах организаций, они не всегда
находятся под прямым контролем менеджмента, так как состояние организации
зависит также от внешней среды.
Использование ситуационного подхода к управлению. Согласно этому подходу
поведение организации является ответом на внешние воздействия. Его центральный
момент - ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают
существенное влияние на работу организации в данный момент времени. Из
этого следует важность приемов выделения факторов, с помощью воздействия
на которые можно эффективно достичь цели.
Характеристика организации как открытой системы
Черты и свойства
|
Характеристика, обоснование
|
Компоненты
|
Система состоит из некоторого количества частей,
называемых элементами
|
Связи
|
Компоненты системы связаны между собою
|
Структура
|
Форма связи организационно закреплена в структуре
|
Взаимодействие
|
Компоненты воздействуют друг на друга своим
нахождением в системе и выходом из нее, что есть результат взаимного влияния и взаимодействия с окружающей
средой
|
Процесс
|
Изменения, происходящие в результате взаимодействий,
называются процессами
|
Холизм и эмерджентные
свойства
|
Система - целостность (holism - англ., holos
- греч. Целое) проявляющая свойства, возникающие только в результате
взаимодействия ее компонентов
|
Идентификация
|
Свойства системы, на основании которых ее
можно идентифицировать и отличить от других явлений, не входящих в систему
|
Окружение
|
Представлено явлениями, образованиями, которые,
не являясь частью системы, существенно влияют на нее. Это окружающая
среда системы
|
Концептуализм
|
Система - это концепция, особая форма которой
отражает цели и ценности индивидуума или группы, разработавших эту концепцию
|
Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом
и отдельными людьми, работающими в организации. Человек - ключевой ресурс,
и в связи с этим от менеджмента требуются усилия по созданию условий для
реализации заложенных в нем потенций к саморазвитию. Отсюда следует необходимость
внимания к таким факторам, как организационная культура (наличие у всех
работающих общих целей, их непосредственное участие в выработке путей
достижения этих целей, заинтересованность в обеспечении общих конечных
результатов организации), демократизация управления, стиль руководства
и лидерство.
Новая парадигма требует пересмотра принципов управления. Сейчас главное
внимание уделяется человеческому (социальному) аспекту управления: направленность
менеджмента на человека, на формирование у людей способности к взаимодействию,
на повышение эффективности их усилий; менеджмент неотделим от культуры,
основан на доверии к людям. Кроме того, менеджмент облегчает коммуникации
между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий
результат. Золотым правилом менеджмента является этика в бизнесе.
Основные принципы управления в настоящее время:
обязательное условие - ответственность ;
терпимость к людям;
внутрифирменная коммуникация (как горизонтальная, так и вертикальная);
методы работы с людьми, обеспечивающие раскрытие их способностей и удовлетворенность
собственной работой;
обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих
результатах;
своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
этика бизнеса;
честность и доверие к людям;
опора на фундаментальные основы менеджмента;
четкое представление о том, какой должна быть организация;
качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Смена управленческой парадигмы известна в литературе как "тихая управленческая
революция". Это название появилось в связи с тем, что смена парадигмы
не приводит к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем
и методов менеджмента; основные положения старой системы взглядов могут
применяться, постепенно приспосабливаясь к новым условиям.
Необходимо сказать также о смене управленческой парадигмы в России в период
радикальных преобразований в экономике. Вызовом в данном случае явился
крутой поворот в развитии страны от социалистического хозяйства к экономике
рыночно - предпринимательского типа. Ответ - необходимость формирования
новой парадигмы, положения которой должны выражать объективные потребности
реформируемой экономики и общества в целом; выявить ключевые моменты перехода
к рыночной экономике и осуществить его с наименьшими потерями для общества.
Основными положениями новой парадигмы управления экономикой страны, с
учетом гармоничного встраивания в мировую экономику, являются следующие:
1. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных
связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов.
2. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как
открытых, социально ориентированных систем.
3. Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе
хозяйствования.
4. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями
государственного сектора экономики.
|