2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1. Внешнеторговые операции
Внешнеторговая операция представляет собой комплекс действий контрагентов
разных стран, направленных на совершение торгового обмена и обеспечивающих
этот обмен. В данный комплекс могут входить реклама товара (услуги), создание
сбытовой сети, маркетинговые исследования, проведение переговоров, заключение
и исполнение договоров и т.д.
Международные расчеты по внешнеторговым операциям носят документальный
характер и осуществляются на основе различного рода документов. Основным
документом, регламентирующим внешнеторговые операции, является международный
договор.
В международной практике выделяются 4 основных вида внешнеторговых операций.
1. Экспортная операция - продажа товара иностранному покупателю, предусматривающая
последующий вывоз товара за границу.
2. Импортная операция - покупка у иностранного контрагента товара и ввоз
его в страну покупателя.
3. Реэкспортная операция - покупка товара у иностранного контрагента,
ввоз его в страну покупателя с последующей перепродажей не подвергшегося
переработке товара за границу иностранному покупателю.
4. Реимпортная операция - приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного
и не подвергшегося там переработке товара.
Экспорт продукции - самый простой путь проникновения на международные
рынки. Предприятие продолжает производить всю продукцию в своей стране,
а для координации экспорта может создать независимую торговую компанию
или посредническую службу, которая будет облегчать заключение сделок с
иностранными покупателями. С расширением экспорта организация может создать
экспортный отдел с управляющим по экспорту, относящимся к среднему уровню
в иерархии управления.
Предприятие при выходе на внешний рынок преследует такие цели, как получение
валютной выручки, освоение новых рынков сбыта продукции, реализация ненужного
оборудования, излишков сырья и материалов при изменении профиля предприятия.
Непосредственное осуществление внешнеэкономической деятельности российскими
предприятиями содействует повышению конкурентоспособности их продукции,
повышает уровень управления и хозяйствования. Кроме того, участие во внешнеэкономической
деятельности может содействовать росту занятости и повышению квалификации
работников. Международное сотрудничество в определенной степени компенсирует
негативные последствия распада хозяйственных связей между бывшими республиками
СССР, испытывающими серьезные экономические трудности.
Выход предприятий на внешний рынок проходит в несколько этапов.
1. Принятие решения после объективной оценки ситуации на соответствующем
сегменте мирового рынка, а также собственных возможностей обеспечить производство
и реализацию соответствующей конкурентоспособной продукции.
2. Выбор организационного варианта выхода на внешний рынок.
2.1. Непосредственный выход на внешний рынок через собственную внешнеторговую
фирму или отдел внешнеэкономических связей (в крупных системах - через
управление внешнеэкономических связей).
В отличие от внешнеторговой фирмы отдел внешнеэкономических связей является
составным элементом системы управления предприятием-экспортером. В его
состав входят: протокольный отдел, отдел научно-технического сотрудничества,
отдел маркетинга и ряд других. К его основным задачам как органа управления
относятся:
планирование и организация экспортно-импортных операций;
маркетинговая деятельность;
участие в выставках, ярмарках, презентациях;
прием иностранных партнеров и командирование собственных за рубеж и т.д.
2.2. Выход на внешний рынок с помощью посредников. Создание собственных
внешнеэкономических служб на предприятии оправдано, если:
доля экспорта велика в общем обороте;
внешнеторговые операции осуществляются регулярно;
выпускается продукция с высоким уровнем конкурентоспособности, уникальная
по своим свойствам;
невысок уровень конкуренции на соответствующем сегменте мирового рынка;
на предприятии имеется необходимое количество специалистов по внешнеэкономической
деятельности.
Если предприятие-изготовитель выходит на зарубежные рынок с сильной конкуренцией
и сложной продукцией, хорошо известной потребителю, имеет смысл обращаться
к зарубежным фирмам-посредникам, хорошо знающим местный рынок и имеющим
на нем свое место. Это также необходимо, когда требуется "доводка"
экспортируемой продукции до уровня, удовлетворяющего местных потребителей.
Как правило, зарубежные фирмы-посредники обходятся дороже, чем отечественные.
3. Обязательным условием выхода на внешний рынок является декларирование
товаров, пересекающих границу, органами таможенного контроля. Обязательное
декларирование было введено в 1989 г. Осуществляется декларирование по
грузовой таможенной декларации стандартного вида и обязательно как для
экспортеров товаров, так и для импортеров.
|