Библиотека Воеводина _ "Теория, практика и искусство управления" / Кнорринг В. И.



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Теория, практика и искусство управления" / Кнорринг В. И._ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

Глава 10. Психологические аспекты управления

 

Мы любим искусство, которое: скрывает искусство.

Д. Карнеги

 

10.1. Самый главный и дефицитный ресурс

 

Любые школы современной теории управления особое внима­ние уделяют человеку, приоритету личности при изучении любых социальных процессов. Роль человеческого фактора особенно важ­на в современной России, поскольку для советского строя были характерны обезличенность общества, недооценка индивидуальной самобытности человека и инерция псевдосоциалистического мыш­ления, что сказывается и в настоящее время. Опасный и разруши­тельный для общественного сознания принцип "незаменимых лю­дей нет!" порождал социальную апатию и чувство собственного бессилия. "Инициатива наказуема", "не высовывайся!" — вот при­вычная и удобная для жизни позиция каждого винтика советской государственной машины. Все новое, оригинальное становилось подозрительным и немедленно клеймилось как карьеризм, стяжа­тельство, личная нескромность или даже ревизионизм. Спокойнее, результативнее и, главное, безопаснее было уклониться от само­стоятельного управленческого решения, так как любая инициати­ва всегда связана с индивидуальным риском и ответственностью, и значительно проще оперативно выполнять решения "сверху", при­крывая свое нравственное бессилие рассуждениями о коллеги­альности управления: "Мы тут с товарищами посоветовались и есть мнение..."

Одним из основных и неотложных путей повышения эффек­тивности общественного производства России является раскрытие человеческого потенциала, восстановление достоинства и свободы личности, творческой инициативы и социальной ответственности. Но одновременно нужно ясно понимать, что восстановить чело­веческое достоинство, высокую нравственность личности, попран­ные в годы господства административно-командной системы, — одна из сложнейших социальных проблем нашего общества.

Карьера руководителя, особенно в условиях свободного предпринимательства, возможна не для всех: она требует определен­ных свойств личности и профессионального умения взаимодейство­вать с коллективом, знать его особенности, нормы и методы воз­действия на него. Ведь эффективность производственной системы зависит не только от таланта руководителя, но и от успешной реализации кооперативной формы организации труда. Управление коллективом — процесс творческий, так как его результатом яв­ляется создание качественно новых материальных и духовных цен­ностей, создание новых реальностей, удовлетворяющих многооб­разные общественные потребности.

Однако до сих пор нет ясного понимания психоинтеллекту­ального механизма творчества, слишком сложны эмоциональные, психологические и физиологические основы процедуры разработ­ки и реализации плана поведения личности. Каждый человек убеж­ден, что его способ мышления оптимален, поскольку он результа­тивен, но эффективность творчества всегда снижается из-за незнания логики и алгоритма поиска, обилия ложных путей, ограни­чений и предубеждений, боязни новизны или чрезмерной авантюрной смелости. Однако резервы способностей человека столь удивительно обширны, что попытки приблизиться к решению про­блем управления и развития творческой деятельности кажутся осо­бенно многообещающими. "Хотя люди намного сложнее и загадоч­ное любого производственного процесса, мы имеем о них крайне мало теоретических представлений, если вообще имеем" [35]. Дей­ствительно, человек, его интеллект, его психика сложнее любого компьютера, космической ракеты. Не случайно еще древние мыс­лители сформулировали сверхсложную задачу: "Познай самого себя", а великий мыслитель древности Сократ горько заметил к концу жизни: "Я знаю, что ничего не знаю" (существует интерес­ное геометрическое подтверждение этой истины: если объем зна­ний заурядной личности изобразить в виде сферы, то поверхность соприкосновения этой сферы с непознанным окружающим миром значительно меньше, чем поверхность сферы ученого, мыслите­ля, объем знаний которого значительно больше. Естественно, что внешняя среда ставит перед развитым интеллектом все новые и новые вопросы, а неразвитый ум не видит этих проблем).

Однако менеджеру приходится чаще всего работать именно с людьми, а не с машинами. Американский знаток менеджмента Л. Смит сказал: "Железные дороги — это на 95% люди и на 5% металл". Если в недалеком прошлом руководитель имел избыток рабочей силы и мог позволить себе немедленно уволить ленивых и бестолковых, то сейчас люди, и особенно опытные специалисты, стали самым дефицитным видом ресурсов, а оплата труда составляет значительную, если не основную часть расходов предприятия. Американские авторы пишут: "...искусство управления людьми стало одним из критических моментов в оценке конкурентоспособности предприятия и эффективности работы руководства" [35]. Каждый специалист в области управления прекрасно понимает, что в руководимом им коллективе не каждый элемент этой слож­ной открытой системы совершенно надежен, ему необходимо по­стоянно контролировать показания барометра общественной пого­ды и настроений и принимать при необходимости неотложные меры. Подобная задача была исследована Дж. фон Нейманом, когда воз­никла проблема надежности машин, собранных из ненадежных элементов. Полученный результат исследований строго доказыва­ет, что надежность такой системы зависит от правильной организации действия этих элементов, их взаимосвязи и взаимной блоки­ровки. Особенности поведения элементов системы, а в управлении социумом — людей, необходимо постоянно учитывать и прогнози­ровать.

Рис. 28. Объемы знаний различных по интеллекту личностей

 

 

10.2. Теория психоанализа

Личность человеческая более

таинственна, чем мир.

Она и есть целый мир.

Человек — микрокосм и заключает

в себе все.

Николай Бердяев

 

Чем же и как вооружены современные руководители в своей повседневной работе с этим особо сложным объектом — челове­ком, личностью, коллективом? Увы, только интуицией, пресло­вутым методом "проб и ошибок", своим жизненным опытом. Еще и психологией управления, хотя, прямо скажем, психология как наука не может пока еще гордиться большими открытиями и достижениями. И еще, конечно, высшим разделом теории управ­ления — искусством управления, к изучению методов которого мы постепенно продвигаемся. Но сначала нужно разобраться в таких понятиях, как личность, коллектив, власть, авторитет, в том, как складываются межличностные отношения, как формируется стиль руководства и лидерство. В этих вопросах психология накопила солидный объем теоретических знаний, практических исследова­ний и может быть полезной руководителю в его деятельности. Дей­ствительно, личность человека, его внутренний мир, мотивы по­ведения весьма сложны и противоречивы. Каждый человек, как существо биосоциальное, обладает не только своими индивиду­альными особенностями, своей эмоциональной, интеллектуальной и психологической неповторимостью, наследственной или приоб­ретенной, но и отражает характерные черты своего социума, типичные для того коллектива, где он работает, живет, учится. В основе биологических свойств личности лежит наследственная информация, ее генотип. Социальные качества личности форми­руются под воздействием среды, социального окружения.

Одним из первых попытался исследовать личность и мотивы поведения человека австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939), основоположник теории психоанализа. Он считал, что каждое психическое явление имеет в своей основе определенную причину и что поведение человека во многом зависит от бессозна­тельных процессов. Поведение человека определяется двумя дви­жущими силами: инстинктом секса, жизни (эрос) и инстинктом агрессии, разрушения, смерти (танатос). Психическая жизнь лично­сти есть поле борьбы трех основных инстанций: "оно" (id) — источ­ник сексуальных и агрессивных желаний, требующих немедленно­го удовлетворения, "я" (ego) — ориентация на реальный внешний мир и определение разумных путей удовлетворения этих желаний и "сверх-я" (superego) — моральные принципы, собственно созна­ние человека.

Основой теории психоанализа является идея бессознательно­го, которое определяет поведенческие устремления людей и тре­бует для понимания существа личности своего раскодирования. Психоанализ объяснял неврозы и сновидения как конфликт или компромисс между бессознательным и сознательным поведением личности. С позиций управления как одного из видов искусства интересны высказывания Фрейда о творчестве и фантазии. Он счи­тал, что в основе поэтического творчества, как и в основе снови­дений и фантазий ("сны наяву"), лежат неудовлетворенные, в том числе и сексуальные, желания, часто такие, "которых мы сты­димся, которые мы должны скрывать от самих себя и которые поэтому вытесняются в область бессознательного". Трудно согласиться с тем, что у человека, участвующего в сложной социаль­ной деятельности, не может быть влечений, мотивов, которые не менее, чем невротические (типа Эдипова комплекса) и сексуаль­ные, могут определять его поведение и даже господствовать над ним. А если от индивидуальной психологии перейти к психологии социальной, то эти сомнения станут особенно очевидными.

Теорию Фрейда развил и своеобразно дополнил другой пред­ставитель школы психоанализа — швейцарский психолог Карл Юнг (1875—1961), профессор Цюрихского, а потом Базельского уни­верситетов, автор учения о "коллективном бессознательном", ос­нователь аналитической психологии. Он утверждал, что поведе­ние человека определяется не только его желаниями, но и систе­мой целей, выработанной его опытом, его жизнью. Юнг ввел поня­тия психологических типов личности ("архетипы" — врожденные особенности психического постижения объекта), а также экстравертности (ориентация на внешний, реальный мир) и интровертности (ориентация на духовный, внутренний мир). Следует отметить, что психика каждого человека наделена и экстраверсией, и интроверсией, только перевес того или другого определяет мысли­тельный тип личности.

Идеи Фрейда, Юнга и их последователей, как и вся наука о поведении человека (бихевиористика), не дают специалистам в области управления готовых рецептов на все случаи жизни, но могут подготовить их к пониманию неадекватных, алогичных по­ступков своих коллег, вскрыть глубинные, иногда подсознатель­ные причины поведения людей.

 

10.3. Теория научения

 

Хорошо учиться осторожности на ошибках других.

Пословица

 

В работах И. П. Павлова, Д. Б. Уотсона, Б. Ф. Скиннера глубоко и научно обосновывается система поощрений и наказаний (теория научения), аргументирование определяется разумная сфера дея­тельности исполнителя в соответствии с его способностями (вспом­ним принцип соответствия!), обосновывается необходимость обрат­ной связи между руководителем и подчиненными. В основе теории научения (теории условных рефлексов) лежит понятие рефлекса, т.е. ответа организма на внешнее раздражение. Рефлексы подраз­деляются на врожденные (безусловные) и условные, которые вы­рабатываются опытом. Врожденные связи нервной системы, зало­женные в нижних отделах мозга, чаще всего проявляются в бессознательных актах, в сложной гамме чувств, эмоций, желаний, а также формируют поведенческие акты, требующие проявления воли и решимости. Безусловные рефлексы определяют инстинк­тивное поведение личности, которое под влиянием воспитания, обучения и социального опыта тормозится и ограничивается в своих проявлениях. Условный рефлекс формирует стереотип мышле­ния и поведения и является основным компонентом мотивационной системы человека.

По И.П. Павлову одну из основ поведения человека составля­ет рефлекс цели (иначе — ориентировочный), стоящий на границе с врожденными рефлексами и формирующий любознательность, чувство нового и создающий предпосылки для успеха в труде. Этот — мощный рефлекс объясняет удивительную настойчивость изобре­тателей, различного типа собирателей и коллекционеров и даже влюбленных. Настойчивое стремление к цели характерно и для руководителей производственных коллективов и для всех творчес­ких личностей. Трудности лишь побуждают к активной деятельно­сти, к достижению поставленной цели. Практика управления ши­роко использует методы теории научения для адаптации человека в коллективе, так как зависимость между поведением личности в социуме и результатами этого поведения весьма очевидна и поддается корректировке, полезной и для человека, и для коллектива. Деятельность человека в обществе всегда оценивается, поощряет­ся или осуждается. Система положительных или отрицательных компенсаций за поведение основана на нормах и установленных правилах и способствует быстрой адаптации личности к изменяю­щейся ситуации в коллективе.

Следует отметить еще одно свойство нервной системы — чув­ство времени. Своеобразный таймер находится в каждом центре мозга, в каждой нервной клетке и позволяет планировать действия человека, рассчитывать во времени свои поступки. Управленчес­кая практика постоянно подтверждает важную роль теории науче­ния в жизни производственных коллективов. Например, если вы­зов к высокому начальству обычно сопровождается неприятными разговорами, а то и выговором, то подчиненный будет всячески избегать общения со своим боссом, т.е. у него вырабатывается условный рефлекс желания не попадаться на глаза начальнику под любым предлогом. Любой человек формируется под влиянием окружающего мира и осознанно корректирует свое поведение на основе опыта и наблюдений за поведением авторитетных личнос­тей. Цель поведения — лучшим способом адаптироваться в обще­стве, обеспечить надежность и стабильность своего общественного статуса. Особенно это заметно в поведении молодых людей, чьи мировоззренческие концепции окончательно еще не сформирова­лись. В связи с этим большую тревогу вызывают те образцы без­нравственного, циничного поведения, с которыми молодежь стал­кивается постоянно в повседневной жизни, будь то "сладкая жизнь" мафии, околоэстрадной богемы или хладнокровная, беспощадная борьба амбиций политических лидеров. Долгие годы потребуются обществу для возрождения духовности, высоких нравственных принципов.

Здесь уместно вспомнить о таком важном проявлении обрат­ной связи в организме и обществе, как гомеостаз — состояние динамического равновесия, характерное для всех сложных само­регулирующихся систем. Термин гомеостаз или гомеостазис (от греч. homoios — подобный и stasis — неподвижность) введен в науку американским физиологом У. Кэнноном и широко применяется не только в физиологии, но и в кибернетике, психологии и социоло­гии. Гомеостаз обеспечивает поддержание важнейших для системы параметров в необходимых пределах. Норберт Винер в своем клас­сическом труде "Кибернетика или управление и связь в животном и машине" говорит: "Обратная связь не только участвует в физио­логических явлениях, но и оказывается совершенно необходимой для продолжения жизни. Изменение температуры на полградуса по Цельсию обычно есть признак болезни, а при длительном изменении температуры на пять градусов жизнь вряд ли возможна. Отбросы организма должны извергаться, прежде чем они достиг­нут токсической концентрации. Все это вместе и составляет наш гомеостатический механизм". Говоря о роли гомеостаза в обществе, Винер замечает: "В небольшой сельской общине, существующей достаточно долго, чтобы в ней сложились более или менее одина­ковые уровни понимания и поведения, существуют вполне достой­ные уважения нормы попечения об обездоленных, управления до­рогами и другими общественными средствами, терпимости к тем, кто лишь один-два раза нарушил общественные законы. С другой стороны, в такой общине человеку не годится быть выше своих соседей. Всегда есть средства заставить его почувствовать силу общественного мнения".

В теории управления исследования гомеостатических процес­сов направлены на выявление тех параметров, которые нарушают нормальную деятельность системы и допустимых пределов изме­нения этих параметров при воздействии на систему внешней и внут­ренней среды.

Этот анализ систем управления позволяет определить важ­нейшие факторы, влияющие на поведение системы и с помощью обратных связей осуществлять контроль развития систем.

Обратная связь обеспечивает процессы развития в обществен­ной жизни за счет циркуляции информации в управляющей систе­ме и является важным инструментом установления контактов между руководителем и его сотрудниками.

 

10.4. "Преступная личность" Ломброзо

 

Ваши горькие алгоритмы вызывают у меня функцию огорчения.

С. Н. Паркинсон

 

Следует упомянуть еще об одном своеобразном взгляде на личность, который был предложен итальянским судебным психи­атром и криминалистом Чезаре Ломброзо (1835—1909), основопо­ложником антропологического направления в криминологии и уго­ловном праве. В 1876 г. Ломброзо опубликовал сенсационную книгу "Преступный человек", в которой говорилось о существовании осо­бого типа человека, предрасположенного в силу некоторых атави­стических свойств (заложенных с рождения) к преступной деятель­ности. Ломброзо обследовал в итальянских тюрьмах около 400 зак­люченных, совершивших тяжкие уголовные преступления, и по­чти у половины из них обнаружил физические аномалии — "стигматы", "метки прирожденных преступников". Эти признаки: череп неправильной формы (сужается кверху или в нижней части, при­плюснут с боков), торчащие уши, непропорционально длинные руки (похож на обезьяну), выдающиеся челюсти, сильно разви­тые надбровные дуги и т.д.

Ломброзо выдвинул и развил "конструктивное" предложение: зачем обременять суд рассмотрением доказательств вины подозре­ваемого, достаточно заключения врачей-ломброзианцев, и потен­циальный преступник будет подвергнут профилактическим мерам воздействия — направлен на принудительное лечение, стерилизо­ван или казнен. "Эшафот помогает очищать природу и облагоражи­вает сердце", — изрек этот благодетель человечества. Естествен­но, что одна из концепций Ломброзо — применение репрессий к "преступной личности" независимо от доказанности вины — была взята на вооружение нацизмом. Лишь по расовым, национальным признакам были уничтожены миллионы ни в чем не повинных лю­дей. Наряду с цыганами и евреями, безусловными жертвами кон­центрационных лагерей и газовых камер, мероприятия по "регулированию численности населения" угрожали славянам и другим "неполноценным" народам. Кстати, таких же взглядов об ответ­ственности инакомыслящих без доказательств их вины придерживался и председатель ревтрибунала Я. X. Петерс, один из лучших, испытанных, по отзыву В. И. Ленина, коммунистов: "Не ищите в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против советской власти оружием или словом". Дворянин, купец, офицер, священ­ник — всех к расстрелу!

В начале XX века биологическая школа в социологии исполь­зовала некоторые идеи Томаса Мальтуса (1766—1834) о необходи­мости ограничения роста населения как основного средства борьбы с безработицей и бедностью и Ч. Ломброзо. Это биосоциальные тео­рии преступности, считающие определяющим, помимо врожден­ных, генетических особенностей человека, существенное влияние микросреды на поведение личности.

До сих пор не утихает полемика вокруг евгеники, теории о путях улучшения наследственного здоровья человека (принципы евгеники были впервые сформулированы в 1869 г. Ф. Гальтоном, название происходит от греч. eugenes — породистый). Роль генети­ческих основ в формировании личности и важность улучшения на­следственных качеств человека, его здоровья, развития умствен­ных способностей несомненны, но мысль о наследственной психи­ческой и физиологической неравноценности людей угрожающе со­скальзывает к оправданию расизма и к задаче "выведения новой породы людей".

Но не так все просто в нашей жизни, неоднозначен взгляд и на теорию Ломброзо, есть и нечто разумное в его многолетних исследованиях. Внешность человека может рассказать о многом, встречают все-таки "по одежке", граф Калиостро это хорошо знал и использовал в своих целях. Вот стоит перед вами парень, на ра­боту принять просит: грязный, лохмы давно немытых волос, в ухе серьга, в слюнявом рту жвачка, блудливые глаза бегают, да еще и уши оттопырены: "Я, етта-а, ну, агентом торговым хочу, вот..." Не приняли? А почему? Ведь жалко человека-то... По каким-то вам самому неясным антропологическим признакам? А не ломброзианец ли вы? Действительно, опытному человеку, даже не Шер­локу Холмсу, много скажет самое первое знакомство, самый по­верхностный взгляд: о культуре, образовании, интеллекте.

 

10.5. Психологические типы

 

Весь мир — театр,

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль...

В. Шекспир

 

Каждый человек имеет свою неповторимую индивидуальность, которая проявляется в его взаимоотношениях с другими людьми, в его реакциях на внешнюю среду. Эти индивидуальные особенно­сти поведения называют темпераментом, и всех людей подразде­ляют на четыре психологических типа: холерики (быстрая эмоцио­нальная реакция на внешние раздражители, слабая система тор­можения), сангвиники (живость, легкость общения, они часто не доводят начатое дело до конца, слабая воля), флегматики (медли­тельные, уравновешенные, серьезные, медленно перестраивают­ся, не любят менять свои привычки), меланхолики (малообщитель­ные, впечатлительные, часто не верят в свои силы, обидчивы). Темперамент определяется типом нервной системы, и эти свойства являются врожденными, хотя они вполне поддаются тренировке, самовоспитанию.

По типологии Юнга, который считал основными функциями психики человека мышление, эмоции, ощущения и интуицию, люди подразделяются также на четыре типа: мыслительный, эмоцио­нальный, ощущающий и интуитивный.

Соционика — "наука общения, понимания и согласия", как определяют ее создатели, продолжила мысль Юнга. Новизна соционики — "в отходе от специально-психологических понятий. Во внимание берутся, собственно, не одни только психические ре­акции (как было у Юнга), но и все многообразие связанной с ними деятельности человека" (цитируется по книге Е. Власовой "Соционика для вас", 1994). Соционика предлагает уже 16 психо­логических типов: интуитивные интроверты (Есенин, Бальзак), сенсорные интроверты (Дюма, Габен), этические интроверты (До­стоевский, Драйзер), логические интроверты (Робеспьер, Максим), интуитивные экстраверты (Гексли, Дон Кохот) и т.д. Классифи­кационная эпидемия продолжается и ныне, хотя все авторы гово­рят о несомненной условности этой типологии, о том, что человек слишком сложен, чтобы уместиться в прокрустово ложе ка­ких-либо классификаций или терминологий. И хочется задать крамольный вопрос: а зачем так жестко систематизировать не­повторимую личность по типологическим признакам? Более того, искусство управления, весь опыт человеческого общения учат избегать стереотипов поведения, раз и навсегда избранных ак­терских масок, быть всегда другим, неожиданным, если измени­лась ситуация. Сегодня, на вечеринке у друзей, он — холерик с "быстрой эмоциональной реакцией", на совете директоров — флегматик, "медлительный, уравновешенный", а на любовном свидании — сангвиник, живой и легкий в общении. В этом-то и притягательность неординарного человека, в его нестандартнос­ти и даже непредсказуемости, хотя заложенная природой склон­ность человека к определенным, лишь ему характерным реакци­ям на внешний мир, несомненно, имеется. Как мудро сказал Ри­чард Фейнман: "Наш ограниченный ум для удобства делит... мир на части: физику, биологию, геологию и т.д., но ведь природа на самом деле никакого деления не знает!", а Льюис Кэрролл доба­вил: "Поскольку весь процесс классификации производится мыс­ленно, мы можем выполнять его независимо от того, существует ли в действительности предмет, обладающий данной особеннос­тью, или нет".

В психологии уже давно ведется дискуссия о том, что опре­деляет личность человека — врожденные психологические особен­ности или влияние окружающего мира. Несомненно, что воспита­ние, обучение, вся окружающая среда оказывают существенное влияние на формирование личности. Каждый человек ежедневно играет определенные роли, каждый старается найти в изменчивой ситуации именно ту роль, которая поможет ему лучше приспособиться, адаптироваться к требованиям общества, облегчит контак­ты с другими людьми. К сожалению, эти роли могут вступать в конфликт между собой, но совершенно очевидно, что человек обя­зан их глубоко знать и уметь вжиться в каждую из своих ролей (эту истину хорошо знают представители одного из древнейших видов искусств — театральные актеры). Не случайно латинское слово persona (личность) имеет еще одно смысловое значение — маска.

Несомненно, что каждый человек обладает не только своим летентным, скрытым генетическим багажом, суммой определен­ных талантов, склонностей, но и мощным интеллектуальным, ду­ховным потенциалом.

Гармоничная, сбалансированная структура внутреннего мира человека дает обоснованные предпосылки для успешной реализа­ции его потенциала независимо от психологического типа личности.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Чем объясняется особая сложность психологических аспек­тов управления?

2. Роль теории психоанализа в формировании представлений о внутреннем мире человека.

3. Основное содержание теории научения.

4. Важность учета психологических типов личностей при межличностных отношениях.

<< Глава 9. Влияние внешней среды на формирование и реализацию управленческого решения
Глава 11. Трудовой коллектив как объект управления  >>