|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
|
||||||||||||||
Часть III Эволюция и достижения
мировой управленческой мысли Глава 7. Современные теории управления
Чтобы все граждане
жили согласно, надо внушать им, что все они — братья, но не все равно способны к одним и тем же обязанностям, потому
что люди по своим способностям весьма различны: одни рождены для управления,
другие — для вспомоществования, а иные — для земледелия и ремесленничества. Платон
7.1. Эволюция управления
как науки Древнейшему искусственному сооружению около
6000 лет. Изуродованное и обезображенное, оно, как ни странно, сохранилось
и до наших дней. Гениальный Менеджер сотворил его всего за три дня, вот
как описывается начало этих грандиозных работ в самой великой Книге: "В
начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма
над бездною; и Дух Божий носился над водою". Так появилась наша планета
Земля. И как только люди заселили землю и стали
жить племенами, то сразу же появилась потребность в науке и искусстве
управления. Очевидно, что для поддержания порядка в сообществе первой
сформировалась потребность в политическом управлении. Совместный труд
(охота, рыболовство, приготовление и распределение пищи, устройство жилищ,
изготовление одежды, орудий труда и оружия), защита от врагов и диких
зверей стимулировали зарождение экономического
и военного управления. Грозные, необъяснимые природные явления, удивительное
совершенство и красота окружающего мира пробудили религиозно-мистические,
нравственные и эстетические потребности людей. Пройдут века, но управление
в общественной жизни человека не потеряет своей актуальности. Законы и методы управления производством
и обществом известны человечеству еще с древних времен. Обнаружены документы
(одни из древнейших памятников письменности!) шумерской цивилизации, существовавшей
более 5 тыс. лет назад, из которых видно, что древние менеджеры прекрасно
понимали важность таких элементов административного управления, как инвентаризация,
регистрация фактов, организационная отчетность и контроль. Грандиозные
сооружения Древнего Египта вызывают и сейчас изумление не только масштабностью,
размахом строительных работ, но и организационным талантом древних строителей:
ведь руководить строительным коллективом в 100000 рабочих на протяжении
десятков лет и сейчас, при современной технике и достижениях управленческой
мысли, — сложнейшая задача для специалиста в области менеджмента! Египтяне
широко применяли планирование и контроль выполнения производственных
программ. Около 4000 лет назад был написан трактат о методах и стиле управления
коллективом — "Поучение Птаххотепа", который и сейчас может
служить настольной книгой современного менеджера. Великий знаток искусства
управления Птаххотеп советует: "Если ты начальник, будь спокоен,
когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит
душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем,
хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения
своего вопроса". Умение слушать — важный прием искусства управления,
о чем мы будем говорить позже. А сооружение легендарного Иерусалимского
храма, в ходе которого его создатель Хирам, предвосхищая метод делегирования
полномочий, ввел децентрализацию в организации управления, разделив строителей
храма на учеников, подмастерьев и мастеров! Известно, что при сооружении
этого храма в начале первого тысячелетия до нашей эры применялся вахтовый
метод, столь распространенный сегодня при освоении нефтяных и газовых
месторождений, — каждый месяц менялся состав строителей: 80 тысяч каменщиков,
70 тысяч подсобных рабочих, труд которых контролировали 3 тысячи надсмотрщиков,
отпускали домой на два месяца. Такой метод организации труда обеспечивал
быстрые темпы строительства. В 1901 г. при археологических раскопках
г. Сузы было найдено множество глиняных дощечек, на которых был записан
кодекс законов царя Вавилона Хаммурапи, жившего около 4 тыс. лет назад.
Кодекс четко устанавливал ответственность за порученную работу, определял
уровень минимальной заработной платы и необходимость документальной отчетности. Внедрение новых технологий и методов управления
в древние времена шло не только путем обмена или заимствования идей,
но и с помощью силы. Монголы и скифы, завоевав Вавилон, Египет, Шумерское
царство, не только захватывали ценности и рабов, но и заимствовали достижения
передовой научной мысли порабощенных стран: письменность, идею колеса,
принципы создания ирригационных систем, плуг, гончарное искусство и т.д.
Новые управленческие и технологические идеи распространялись и с помощью
торговли. Велика роль знаменитого "шелкового пути" через страны
Азии, путешествия финикийцев и известных первопроходцев. Марко Поло,
например, вывез из Китая идею использования бумажных денег взамен золотых
и серебряных монет; торговыми путями попали в Европу магнитный компас,
телега, игральные карты, принципы банковской системы. Ткацкое дело Англии
было скопировано с ткацких фабрик Италии в результате двухлетнего шпионажа.
Любопытна история появления огнестрельного оружия в Японии: в 1543 г.
португальские моряки пристали к берегам Японии и обменяли несколько ружей
на еду и воду. Через тридцать лет европейцев встретил 20-тысячный вооруженный
японский отряд — их ружья были точной копией португальского оригинала.
Японцы переняли у китайцев не только одежду, иероглифическое письмо,
виды спорта, но и философию и методы административного управления. Неоценим вклад мыслителей Древней Греции
и Рима в управление социумом, особенно в искусство управления. Великий
афинский философ Сократ, живший за 400 лет до нашей эры, остался в памяти
человечества как непревзойденный мастер искусства диалога (его именем
назван один из методов искусства управления). Несокрушимая логика и большое
ораторское искусство позволяли Сократу доискиваться истины путем раскрытия
противоречий в рассуждениях оппонента и убеждать его в своей правоте.
Другой великий мыслитель-историк, также гражданин Афин и практически
современник Сократа Ксенофонт утвердил управление людьми как особый вид
искусства. В те же годы персидский царь Кир изучал причины, побуждающие
людей к труду, т.е. проблемы мотивации. Достойный ученик великого Сократа
Платон ввел понятие специализации. В 325 г. до нашей эры Александр Македонский
создал орган коллегиального планирования и управления войсками — штаб.
Если в Древней Греции успешно развивались
демократические методы управления, давшие в итоге человечеству высокие
образцы культуры и философии, то в другом небольшом древнегреческом государстве
— Спарте культивировались тоталитарные методы управления, основанные на
жесткой дисциплине и полном подчинении приказам. Этот суровый военно-полицейский
режим с культом аскетизма и равенства, доведенных до абсурда, привел к
экономическому застою и деградации культуры. История цивилизации дает
много примеров различных стилей управления, но человечество быстро забывает
эти уроки. Победное шествие легионов Римской империи было результатом
четкой структуры управления армией, где в каждой центурии, когорте и
легионе действовала железная дисциплина, были намечены ясные цели и методы
решения конкретных задач. Ясная и простая структура римской католической
церкви, созданная основателями христианства, обеспечила ее успешное функционирование
без особых изменений до наших дней. Однако структуры управления и организационные
основы древности существенно отличаются от современных, что хорошо видно
из таблицы 2 [86]: Таблица 2 Сравнение старой и новой организации
управления
Во все века люди прекрасно понимали практическую
выгоду разумного хозяйствования, но странный факт — до XX в. лишь немногие мыслители задумывались о методах и средствах
управления. Даже замечательный эксперимент Роберта Оуэна на его текстильной
фабрике в Шотландии, который не только материально и морально стимулировал
труд рабочих, но и принес ощутимую прибыль владельцу, не нашел последователей.
Оуэн организовал на фабрике питание рабочих, сократил продолжительность
рабочего дня, ограничил применение детского труда, благоустроил улицы
фабричного поселка, открыл новую школу, но после провала попытки основать
в 1824 г. в США коммуну "Новая Гармония" окончательно разорился.
Профессор Венского университета Л. фон Штейн (1815—1890) создал колоссальный
труд в восьми томах "Учение об административном управлении",
но и это солидное исследование не нашло практического применения ни в государственном управлении,
ни в сфере промышленного производства, хотя важность роли новых управленческих
технологий была очевидна. Решающее значение передовых технологий
и новых принципов управления в развитии общества легко доказать, рассмотрев
историческую эволюцию человечества с позиций искусства управления государствами
и умелого использования их стратегического, интеллектуального, военного
и хозяйственного потенциала. В IV в. до н. э. Рим был маленьким, захолустным городком, который постоянно
подвергался набегам галлов. Всего лишь через один век Рим подчинил себе
всю Италию и стал самым сильным государством древнего мира. Крошечная Голландия, основная часть территории
которой с трудом отвоевывалась у моря для введения в сельскохозяйственный
оборот, в XVIII в. была самой
богатой и могущественной державой мира. Она лидировала во всех сферах
торговли, имела развитое производство шерстяных тканей и полотна, судостроение,
мощный военный и торговый флот, активно участвовала в международных банковских,
страховых и транспортных операциях. В XIX в. вне конкуренции была Англия. Это страна первой промышленной
революции, там добывалось две трети угля, производилась половина металла
и холста от всего мирового производства, применялись самые передовые промышленные
технологии. Доходы на душу населения были в два раза выше, чем в Германии,
и на треть выше, чем во Франции. К 1870 г. торговый оборот страны в три
раза превышал американский и был больше, чем у Франции, Германии и Италии
вместе взятых. Чем еще можно объяснить "пассионарные взрывы"
в этих странах, кроме талантливого использования передового для своей эпохи комплекса методов
управления государством и общественным производством? В XVIII веке возникла камералистика как одна из ветвей судопроизводства,
но далее описаний правил и процедур административного управления эта отрасль
знаний не развилась. Начала научно обоснованной экономики и системы управления
ею были заложены трудами "великого шотландца" Адама Смита (1723—1790)
и английского экономиста Давида Рикардо (1772—1823). Смелая идея А. Смита
о способности рыночной системы к саморегуляции позволила ему сделать
обоснованный вывод о разумности минимального воздействия государства
на экономику (это положение было широко использовано одним из творцов
"немецкого экономического чуда" XX века Людвигом Эрхардом). Другая составляющая его экономической
концепции о примате, главенстве индивидуальных интересов над коллективными
категорически отвергалась советской идеологией. А. Смит утверждал, что
"не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем
мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов.
Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим
им о наших нуждах и об их выгодах". Именно Смит впервые ввел понятие
классов общества: наемных рабочих, капиталистов и земельных собственников.
Современные экономисты вновь изучают основной труд А. Смита "Исследования
о природе и причинах богатства народов", когда обращаются к теории
рынка. Важность разделения труда, о котором говорится в трех первых главах
знаменитой книги, подтверждается, как ни странно, анализом процесса производства
такого сложного изделия, как... булавка. Специалисты в области маркетинга
находят подтверждение своей стратегии экспорта-импорта товаров в трудах
Д. Рикардо, предложившего и научно обосновавшего концепцию сравнительных
затрат. Прибыль от международных торговых связей, по мнению Рикардо,
формируется на разнице между мировыми и внутренними ценами, и следует
экспортировать то, что производится в стране с меньшими издержками, и
покупать за рубежом те товары, которые стоят в стране дороже (принцип,
известный всем купцам всех времен). 7.2. Этапы развития
теории и практики управления в XX веке Наука строится
из фактов, как дом строится из кирпичей; однако нагромождение
фактов не есть наука, так же как груда кирпичей не есть дом. Раймон Пуанкаре
До начала XX в. целостной теории управления не существовало, работа инженера,
администратора была скорее искусством, основанным на интуиции. Однако
бурное развитие новых технологий, невиданные ранее масштабы производства
со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления.
Требовалась не абстрактная теория, а научные исследования, нацеленные
на решение конкретных проблем, на разработку практических рекомендаций.
И не случайно, что основы теории управления производством были заложены
людьми, знающими досконально технологию промышленных предприятий и особенности
взаимоотношений между рабочими и руководителями. Эли Уитни на своей хлопчатобумажной
фабрике первым применил сборочный конвейер, пока еще неподвижный, внедрил
идею взаимозаменяемости деталей и методы контроля качества. Ч. Бэббидж,
стремясь к повышению производительности труда, практически осуществил
специализацию рабочих, он изучал кинематику технологических операций,
роль инструментального парка, размещение предприятий, влияние многих,
иногда совершенно не связанных между собой факторов, от цвета стен и профсоюзов
до производственного оборудования, на эффективность трудового процесса
("Экономика машин и промышленных предприятий"). Но главным,
непостижимо смелым и на многие годы опережающим свой век достижением
творческой мысли Бэббиджа было создание им знаменитой "аналитической
машины", освобождающей человека от выполнения рутинных арифметических
операций, — прообраза цифровых вычислительных машин далекого будущего. Научные основы управления производством
были заложены в 1911 г., когда американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор
опубликовал книгу
"Принципы научного управления". Тейлор был яркой и разносторонней
личностью. Круг его жизненных интересов, целеустремленность, верность
долгу, независимость суждений и непоколебимость жизненных принципов вызывают
уважение и искреннюю симпатию: Тейлор изучал право в Европе, заочно
окончил технологический институт и получил диплом инженера-механика,
прошел путь от рядового механика до главного инженера Бетлехемской сталелитейной
компании, стал чемпионом США по теннису, автором более 100 патентов, специалистом
по выращиванию роз и пропагандистом гольфа. Но главный труд его жизни
— научная организация труда и управления; на его надгробии заслуженно
начертано: "Отец научного управления". Тейлор внимательно, с секундомером в руках,
изучал простейшие трудовые процессы — работу землекопов, погрузку металла
в вагоны, кладку кирпича — и пришел к выводу, что "научное управление
не что иное, как некое средство, экономящее труд", что взамен традиционных
практических методов работы необходимо научное исследование каждого отдельного
элемента производственного процесса и особое внимание следует уделить
отбору рабочих на основе научно разработанных критериев, их тренировке
и обучению. Каждому рабочему следует поручать выполнение наиболее сложной
работы, которую он может выполнять в соответствии с его умением и физическими
данными, и важно, чтобы его выработка достигла уровня лучшего рабочего
того же разряда. Деньги могут быть решающим фактором воздействия на трудовое
поведение большинства рабочих, и самым квалифицированным из них следует
выплачивать надбавку от 30 до 100% по сравнению со средним заработком.
"Награда, — говорил он, — для того чтобы она оказывала надлежащий
эффект, должна следовать очень быстро за выполнением самой работы"
("как и при дрессировке зверей", — отвечали ему оппоненты). Тейлор впервые применил хронометраж для
определения временных характеристик отдельных трудовых операций, нормы
выработки и уделял большое внимание сотрудничеству между администрацией
и рабочими. Фундаментальное здание научного управления Тейлор построил
на четырех основах: нормировании (любой трудовой процесс можно и необходимо
пооперационно измерить и расценить), сроках выполнения задания (вознаграждение
следует выплачивать, если работа выполнена в четко определенный срок),
изучении умственных и физиологических возможностей исполнителей, их отборе
и обучении и, наконец, справедливом вознаграждении за конечный результат,
достигнутый исполнителем. Отделив планирование и контроль выполнения работы
от ее исполнения, Тейлор активно пропагандировал специализацию труда,
что наряду со стандартизацией и применением сдельной оплаты труда привело
к значительному повышению эффективности промышленного производства. Однако теория и практика научного менеджмента
встретили решительное сопротивление со стороны многих ученых и производственников,
критика "тейлоризма" не затихала многие десятилетия, особенно
среди идеологов социалистической системы управления, увидевших в ней
(и не без оснований) новое средство усиления эксплуатации трудящихся.
Кстати, советские критики тейлоризма забыли или не хотели вспоминать,
что Ленин достаточно глубоко знал основы теории Тейлора и в 1918 г. писал,
что "надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора".
Американская федерация труда писала даже, что тейлоризм — "дьявольский
замысел низвести людей до положения машины". Предприниматели и ученые
многих стран обвиняли Тейлора в низведении рабочего до уровня иррационального
существа, поступки которого объясняются в основном инстинктами, способного
целенаправленно действовать лишь под влиянием элементарных, в первую
очередь материальных стимулов, поскольку его интересы якобы замыкаются
на физиологическом уровне. Хотя именно Тейлор настаивал на необходимости
воспитания у рабочих "добрых чувств по отношению к хозяевам"
и ратовал за создание рабочих столовых, детских садов, различных вечерних
курсов. Широко известен хрестоматийный эксперимент с котом, поиграть
с которым любили работницы фабрики во время перерыва, что в итоге способствовало
повышению производительности их труда. Тейлор прекрасно понимал парадоксальность
материального стимулирования — если человек постоянно получает материальную
награду, то она вскоре теряет свою мотивационную ценность. Идеи Тейлора были развиты многими его последователями:
Г. Эмерсоном — одним из лидеров движения за научное управление и автором
известных 12 принципов повышения производительности труда; Френком и
Лилиан Гилберт, выделившими совокупность элементарных микродвижений рабочего
и назвавшими их "треблигами" ("треблиг" — анаграмма
фамилии Гилберт); Г. Гантом — создателем известного линейного графика,
который позволял планировать, распределять и контролировать выполнение
работы. Многие идеи этих ученых не потеряли своего
значения и в наши дни. Задумайтесь, например, об актуальности взглядов
Г. Эмерсона на производительность труда: "Истинная производительность
всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях, напряжение,
наоборот, дает довольно крупные результаты только лишь при усилиях ненормальных.
Напряжение и производительность — это не только не одно и то же, но и вещи
прямо противоположные. Работать напряженно — значит прилагать к делу
максимальные усилия; работать производительно — значит прилагать к делу
усилия минимальные". Или: "Неопределенность, неуверенность,
отсутствие четко поставленных целей у исполнителей являются лишь отражением
неопределенности, неуверенности, отсутствия отчетливо поставленных целей
у самих руководителей. Таким образом, четкая постановка целей и доведение
их до непосредственных исполнителей — первая предпосылка успешной работы". Новый значительный скачок в научной организации
управления был сделан одним из основателей автомобильной промышленности
США Генри Фордом, сыном мичиганского фермера. В 1892 г. в Детройте он
создал свой первый автомобиль на базе крестьянской тележки с 2-цилиндровым
двигателем, в 1893 г. — с 4-тактным двигателем, в 1903 г. в столярной
мастерской началось серийное производство "Модели А" (удалось
продать в 1904 г. 1708 автомобилей) и была основана автомобильная компания
"Форд мотор", ставшая одной из крупнейших в мире (к концу 80-х
гг. объем продаж составил около 70 млрд. долларов при чистой прибыли порядка
3,5 млрд. долларов). С именем Форда связаны многие поиски и
находки в области научного менеджмента, но в историю теории и практики
управления Форд вошел как инициатор создания и внедрения поточно-массового
производства, основанного на стандартизации, типизации и конвейеризации
производственных процессов с разделением труда на отдельные операции. Стандартизация и механизация были уже широко
известны к началу XX в. Использование
стандартных взаимозаменяемых деталей впервые применил Эли Уитни — изобретатель
хлопкоочистительной машины (как-то во время рыбной ловли он открыл процесс
джиннирования — отделения хлопкового волокна от семени). Выполняя по контракту
работу по производству мушкетов для армии, Уитни стал применять стандартные
детали и узлы, что значительно сократило стоимость производства и ремонта.
Стандартизация стимулировала специализацию и открыла широкие возможности
для применения малоквалифицированного труда. Именно на концепции стандартизации
и типизации основано массовое производство товаров. На автомобильном заводе Форда в первые
годы рабочий сопровождал выпускаемую машину в течение всего технологического
процесса, меняя при необходимости рабочее место по мере установки новых
сборочных узлов. В августе 1913 г. Форд предложил новую технологическую
концепцию: сборщики остаются на своих рабочих местах, а автомобиль медленно
передвигается по конвейеру. Время, требующееся на сборку автомобиля,
существенно сократилось, труд рабочих стал более производительным (хотя
и более однообразным!), что позволило Форду в 1918 г. продавать свою машину
всего за 290 долларов при стоимости аналогичного автомобиля конкурентов
2100 долларов. Форд реализовал принцип единства целей администрации и
рабочих: прибыль — премия, что позволило значительно интенсифицировать
труд и платить рабочим не 2, а 5 долларов в день. Основные этапы развития
фирмы Форда, образ его мышления и логика принятия управленческих решений
отображены в одной из наиболее популярных его книг "Моя жизнь, мои
достижения", выдержавшей около 100 изданий во многих странах мира. Сегодня конвейерные сборочные линии применяются
весьма широко при производстве любой массовой, даже самой сложной продукции.
Концепция стандартизации и автоматизации производства оказала глубокое
воздействие на характер труда и на управление производством в целом.
Однако движущийся сборочный конвейер потребовал узкой специализации труда,
и рабочий был обречен закручивать только десяток гаек на одном и том
же узле изо дня в день. Монотонность, однообразие труда и как следствие
падение престижности такой работы потребовали продолжить поиски лучшей
организации управления. В начале XX в. Европа выдвинула своего крупного специалиста, теоретика и практика
менеджмента Анри Файоля (1841—1925), который проработал около 60 лет в
крупной французской компании, а последние 30 лет возглавлял ее. В своем
капитальном труде "Общая и промышленная администрация" (1916)
он с особым вниманием изучал работу высших уровней управления. Файоль
заслуженно считается создателем "теории администрации" и системы
принципов учета человеческого фактора в управлении. Взяв за основу идеи
Тейлора о стимулировании труда, Файоль применил эти положения к деятельности
высшего управленческого звена. Причем, как и у Тейлора, вознаграждением
могла быть не только денежная премия, но и различные полуфилантропические
нововведения. Важным выводом Файоля была его концепция непрерывности
управленческого процесса, характеризующегося следующими основными взаимосвязанными
функциями: планирование, организация, руководство, координация и контроль.
Главным же, по Файолю, являются вопросы человеческих отношений в коллективе
и между руководителями и подчиненными. Сочетание материального вознаграждения
за добросовестный труд вместе с системой моральных стимулов является самым
действенным способом повышения производительности и заинтересованности
в результатах своего труда. Система вознаграждения, например, в американской
фирме "Мэри Кэй Косметик" основана не только на "суперодобрении"
продавщиц, но и на солидном материальном стимулировании — заработок отдельных
мастеров своего дела достигает 400 тысяч долларов в год! Сейчас, когда в нашей стране разразился
государственный кризис и идут тяжелые инфляционные процессы, своевременно
вспомнить учение крупного английского экономиста Джона Кейнса (1883—1946),
основоположника теории государственного регулирования экономики, автора
капитального труда "Общая теория занятости, процента и денег".
Его теория, получившая название кейнсианство, вразрез с мнением А. Смита
отрицающая способность рынка к саморегуляции, была создана в результате
анализа мирового экономического кризиса 1929—1933 годов. Основа кейнсианства
— разработка административно-управленческих мероприятий по преодолению
стихийных рыночных процессов, борьбе с кризисами, стимулированию общей
покупательской способности и эффективности спроса, полной занятости населения,
преодолению безработицы путем организации общественных работ, поиску
методов увеличения инвестиций, регулированию банковских процентов, т.е.
проблемам, весьма актуальным для современного общества. 7.3. Школа человеческих
отношений Методы науки оказывались чрезвычайно плодотворными, где бы их ни применяли.
Так давайте же применим их к человеческим делам. Б.
Ф. Скиннер
В первой половине XX в. специалисты в области теории и практики управления были
недостаточно знакомы с работами психологов, да и сама психология в начале
века находилась в зачаточном состоянии, а фрейдовская концепция подсознательного
была еще под сомнением. Психологи еще не пытались применять свои наблюдения
и выводы о личности и коллективе для решения проблем трудовой деятельности,
а управленцы ограничивались признанием важности человеческого фактора,
необходимостью справедливой оплаты и других форм экономического и морального
стимулирования. Школа человеческих отношений (так назывался этот важный
этап развития науки управления в период с 1930 г. по 1950 г.) рассматривала
человеческий фактор как основной элемент эффективности управления, а каждое
предприятие — как социальную систему. Американский ученый Мери Паркер Фоллет
определила управление производством как "обеспечение выполнения
работ с помощью других лиц" и кроме совершенствования технологических
процессов делала акцент именно на роли личности в эффективности производства.
Она одной из первых выдвинула идею участия рабочих в управлении, так как
именно они реализуют полученные приказы и должны ощущать себя непосредственными
участниками внедрения управленческого решения и развивать в себе чувство
не только индивидуальной, но и коллективной ответственности. Фоллет доказывала
важность создания на предприятии атмосферы истинной общности интересов
рабочих и управляющих, "взаимопереплетение, интеграцию", что,
по ее мнению, может обеспечить максимальный вклад всех рабочих и служащих
в достижение общих, коллективных целей. Несомненно, что взгляды Фоллет,
как и других крупных социологов того времени, формировались под влиянием
революционных движений в мире и в первую очередь — октябрьского переворота
1917 г. в России. На вопросах человеческих отношений сосредоточил
свое внимание и ученый Гарвардского университета Элтон Мэйо. Особую известность
приобрела серия его экспериментов, поставленных совместно с Фрицем Ретлисбергером
на заводе "Вестерн Электрик" в г. Хоторне близ Чикаго, которые
выявили важность неформальных контактов и значение групповых отношений
на предприятии. В 1927 г. Американский исследовательский совет пригласил
Мэйо принять участие в исследованиях по определению влияния условий труда
на производительность. Полученные результаты открыли новое направление
в теории управления ("хоторнский эксперимент"). Проблема заключалась
в том, что улучшение или ухудшение условий труда, изменение формы или
размеров материальных стимулов не вызывали адекватных изменений производительности
труда. В цехах завода "Вестерн Электрик"
Мэйо усилил освещение и, как он и предвидел, производительность труда
выросла. Затем, когда Мэйо готовился приступить к изучению другого производственного
фактора и вернулся к прежнему освещению, производительность выросла опять.
Важными оказались не условия труда сами по себе, а внимание к персоналу.
В итоге проведенные серии экспериментов убедительно доказали, что причиной
повышения производительности труда являются не столько его условия и материальные
стимулы, но в первую очередь социальные и психологические факторы. Хоторнский
эксперимент Мэйо явился важной вехой в определении роли личности и малых
групп в организации и обозначил новые направления применения психологических
методов в управлении: "в каждом нормально действующем предприятии
управление имеет дело не с отдельными работниками, а всегда с коллективом
работающих людей". В центре внимания доктрины "человеческих
отношений", одним из основоположников которой был специалист в области
социологии, психологии и психиатрии Э. Мэйо, были проблемы групповых
отношений, коммуникационных барьеров, конфликтов и сотрудничества. Теоретики
школы Мэйо были уверены, что значительную часть конфликтов между человеком
и организацией можно устранить, если возможно более полно удовлетворить
социальные и психологические потребности личности; внимание к личности
и ее потребностям вызовет у работников "эффект сопричастности",
будет способствовать уверенности, что они являются партнерами производителя,
владельца предприятия. Именно эта концепция социального мира между рабочими
и собственниками вызвала особо яростную критику со стороны советских специалистов. Взгляды Мэйо на роль взаимоотношений между
работодателем и сотрудниками в процессе управления получили название
теории патернализма (от лат. paternus — отцовский, pater — отец), утверждающей необходимость отеческой заботы об интересах
работников, "социального партнерства" в процессе трудовых отношений.
Теория патернализма критиковалась не только советской, но и американской
наукой: "иллюзия социального благополучия", конкуренция в бизнесе
не нуждается в "человеческих отношениях", "старая концепция
человеческих отношений со своими панацеями как управленческая философия
скончалась" (Дж. Келли "Поведение организации", 1969 г.),
"люди более привыкли к авторитарным методам обращения. Обучение
этих мастеров человеческим отношениям только сбивает их с толку"
(Д. Катц, Р. Кан). Американские ученые утверждали, что Мэйо не учитывает
значения конкуренции среди самих рабочих, роли американского индивидуализма
в производственных отношениях и рассматривает человека как социальное
животное, подчиняющееся законам "стада". 7.4. Теория X и теория Y Все искусство управления сводится к двум вещам:
одарять и карать. Магомет II, султан Турции Существует два представления о поведении
подчиненных с точки зрения его оценки руководителем, исследованные Дугласом
Макгрегором. Один взгляд на нерабочие аспекты взаимоотношений между руководителем
и подчиненными он условно назвал теорией X, а другой — теорией Y. Теория X предполагает, что подчиненные по своей природе пассивны, стремятся
всеми путями уклониться от своей работы и их необходимо заставлять работать
насильно, принуждать к труду угрозами. Человек ленив, боится ответственности,
лишен честолюбия и желания самореализоваться, он стремится к спокойной
жизни и заботит его прежде всего личная безопасность. Начальники должны
принуждать людей работать, требовать скрупулезного выполнения должностных
инструкций, тщательно контролировать весь ход трудового процесса и воздействовать
на работников угрозой строгих санкций. Неприязнь к труду у людей столь
сильна, что ее трудно преодолеть наказанием или денежным вознаграждением.
Свое негативное отношение к работе человек по многим социальным и политическим
причинам скрывает, но такое отношение к труду широко распространено (в
СССР накоплен большой опыт работы заключенных в лагерях и горожан на принудительных
сельскохозяйственных работах по схемам теории X). В своих экспериментах и выводах Макгрегор
доказывает, что ошибочность построения модели трудового процесса согласно
теории X заключается в отсутствии каких-либо
высоких моральных стимулов и в жесткой ориентации лишь на материальное
вознаграждение, на точное соблюдение регламентов, должностных инструкций
и четкую формализацию организационной структуры. Методы управления персоналом в рамках теории
X имеют свои достоинства: авторитарное руководство
обеспечивает выполнение большего объема работ и в более сжатые сроки.
Но при этом трудно рассчитывать на оригинальность решений, творческую
инициативу, более того — угрожающе растет агрессивность во взаимоотношениях
с руководителем и между членами коллектива, всеобщая атмосфера настороженности
и тревоги может привести к конфликтным, неуправляемым ситуациям. Управление персоналом, основанное на концепции
теории Y, имеет более рациональную материальную
и психологическую основу. Работник достигает личных целей успешнее, если
применение его творческих способностей будет способствовать достижению
стратегических целей коллектива, если внешний управленческий контроль
трансформируется в естественный самоконтроль и самоорганизацию. Труд является
естественной потребностью человека, и эволюция человеческих отношений,
основанная на повышении уровня образования и развитии современной техники,
способствует гуманизации общества. Теория Y опирается на веру в моральный потенциал человека. Она предполагает,
что человек будет работать хорошо, если он удовлетворен не только своим
заработком, но и своим местом и ролью в трудовом процессе. Его не нужно
заставлять трудиться, угрожая наказанием. Преданный целям своей организации,
он готов активно сотрудничать, проявляя при этом инициативу и творчество.
Важно поддерживать и развивать эту инициативу исполнителя, а если организация
не смогла получить желаемые результаты, то в этом виноваты не исполнители,
а низкая организация работ или плохой менеджер. Мудрый менеджер обязан
заботиться о своих сотрудниках, ценить их и верить им. Тогда цели личности
и самой организации совпадут ("принцип интеграции"), сотрудникам
будут созданы условия для удовлетворения своих высоких потребностей в
свободе выбора, доверии и уважении. Рассуждая упрощенно, можно считать, что
теория X соответствует авторитарному, а теория
Y — демократическому стилю управления. Кажется, что разумность
теории Y вполне очевидна, но жизнь так многогранна,
сложна, что иногда менеджер совершенно сознательно будет применять теорию
X, и его решение будет зависеть от
многих факторов: конкретных условий работы, особенностей трудового коллектива,
сроков выполнения работы, типа задания (постоянное или разовое), его важности
и т.д. Опасения, что руководитель не всегда может стоять на позициях
теории Y, уходят своими корнями в доктрину анархизма, широко обсуждавшуюся
в русском обществе XIX века как право одностороннего
нарушения любых обязанностей, если они не соответствуют потребностям и
запросам личности. Если имеются факты антиобщественного поведения подчиненных,
недобросовестности, нарушений трудовой дисциплины или техники безопасности,
то руководитель вынужден применить систему санкций и заставить уважать
принятые обязательства, а это противоречит принципам демократии и теории
Y. Теория трудовой мотивации Д. Макгрегора является своеобразным
синтезом учения Э. Мэйо и авторитарных методов управления и во многом
поддерживает прагматические позиции Ф. У. Тейлора. 7.5. Метод исследования
операций Если у тебя спрошено
будет: что полезнее, солнце
или месяц — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит
днем, когда и без того
светло; а месяц — ночью. Козьма Прутков Уже в работах Тейлора были использованы
методы инженерных наук и математическая статистика. В последующие годы
достижения смежных с теорией управления наук, и в первую очередь кибернетики,
стали применяться все настойчивее. Создавались автоматы, способные к поиску
цели (работы Массачусетского института под руководством М. Минского).
Грэй Уолтер продемонстрировал знаменитую электромеханическую черепашку,
которая "удовлетворяла свой голод", периодически разыскивая
свое "гнездо", где перезаряжались ее батареи питания, и т.п.
Одним из новых подходов к решению проблем управления с 60-х годов XX века стало применение
количественных методов, сгруппированных под общим названием "исследование
операций" (в СССР применялись близкие по смыслу экономико-математические
методы). Основным этапом метода исследования операций является создание
модели реальной ситуации или объекта исследований. Модель упрощает сложную
проблему, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого
количества. После создания модели задают количественные
значения переменным и исследуют отношения между ними. Главным достижением
этих методов явилась формализация, т.е. замена словесных рассуждений и
описаний математическими символами и установление алгоритмических связей
между ними. Запись основных параметров исследуемого процесса в виде системы
уравнений или неравенств позволила в скором времени применить средства
вычислительной техники, что, в свою очередь, позволило конструировать
математические модели высокой сложности с учетом все большего количества
исследуемых параметров. Для решения задач методом исследования
операций были созданы специальные аналоговые вычислительные машины, работающие
на реализацию принципа создания электрического (электронного) аналога
реально существующего технологического процесса. Естественно, что решение
задач с помощью аналоговых вычислительных машин не могло обеспечить высокую
точность расчетов (которая далеко не всегда была необходима), но простота
эксплуатации, невысокая стоимость этих машин и, главное, отсутствие необходимости
в математическом программировании сделали аналоговые машины действенным
средством науки. В совокупность научных методов, объединяемых под общим
названием "исследование операций", входят линейное и динамическое
программирование, марковские процессы, теория игр и массового обслуживания,
методы Монте-Карло. В СССР теория исследования операций получила
широкое распространение в 70-х годах, когда при анализе и решении многих
производственных задач стали широко применяться методы сетевого планирования
и управления, а также методы системного анализа. Целью системного анализа
является определение приоритетов целей и способа получения максимального
эффекта путем сравнения альтернативных вариантов их достижения ("дерево
целей"). "Дерево
целей" является структурной моделью метода решения поставленной
задачи, и его построение начинается с решения основного вопроса — определения
цели управленческого воздействия. Вновь важно подчеркнуть, что любое
действие, любой наш поступок — от посещения магазина, спора на кухне и
до принятия стратегической программы — правомочны, разумны и оправданны,
если только четко поставлена цель этого действия. Рис. 20. Схема "дерева
целей" Следующий по важности этап состоит в определении
вариантов способа достижения цели, причем каждый из намеченных вариантов
является самостоятельной, промежуточной целью. Проводится анализ эффективности
вариантов и выбирается основной (рекомендуется не менее тщательно проработать
и резервный вариант). При оценке альтернативных вариантов учитываются
финансовые, ресурсные, правовые, морально-этические ограничения. Вариант
достижения цели может быть реализован лишь после решения отдельных, но
информационно связанных задач, разработки и внедрения ряда мероприятий,
объединенных единым планом. Естественное желание быстрее добиться цели
часто приводит к поверхностному, легкомысленному отношению к выполнению
всех деталей разработанного плана мероприятий и оценке характеристик
их приоритетов, что может привести к печальным результатам: иду за покупками
в магазин, составлен список необходимого, определен маршрут, взяты пакеты
и сумка, но в магазине обнаруживается, что дома забыты деньги, — знакома
эта ситуация вам? "Дерево целей" обычно разрабатывается
в соответствии с программно-целевым управлением, когда после формирования
главной цели рассматриваются варианты ее достижения и необходимые комплексы
задач как этапы альтернативных вариантов. Другой метод построения "дерева
целей" основывается на теории графов или сетевого планирования. 7.6. Теория систем Обычно катастрофы
начинаются с незначительных
событий и тривиальных
отказов в системе. У. Джек Дункан Любая фирма, производственное предприятие,
организация являются системами, т. е. представляют собой формально или
неформально созданное целое, состоящее из взаимозависимых частей. Рассуждая
с позиций теории управления, есть структурная общность в принципах организации
работы завода и симфонического оркестра, торговой фирмы и армии. Мир
в целом есть сверхсложная система, которая в свою очередь состоит из
множества больших и малых систем. Система — противоположность хаосу, она
состоит из связанных между собой элементов, образующих определенную целостность,
единство. Определив общие принципы управления в любых системах, можно
попытаться определить, как должна быть организована система, чтобы она
работала наиболее эффективно. Этот подход к исследованию проблем управления
от общего к частному, от абстрактного к конкретному получил название
организационного, или системного. Такой подход обеспечивает возможность
изучения большого количества альтернативных вариантов, анализа ограничений
и последствий принимаемых решений. Выбор метода управления ориентирован
на ситуацию, т.е. на конкретные обстоятельства, факторы внешней и внутренней
среды. Предприятие, являющееся крупной системой,
действует в сложной и динамичной окружающей среде, и его выживание обеспечивается
за счет упрощения его структурной сложности. Адаптация к изменяющимся
условиям внешнего мира происходит через образование соответствующих подсистем,
функционально реагирующих на получаемую информацию. Очевидно, в этом
случае проявляются более высокие закономерности, характерные не только
для экономики, но и для социологии, — тенденции активного социально-трудового
приспособления. Система всегда реагирует на внешние возмущения
и стремится вернуться в состояние равновесия. Но если под воздействием
внешних сил система далеко уходит от равновесного состояния, то она может
стать неустойчивой и не вернуться в равновесное состояние. В определенной
точке (точка бифуркации) поведение системы становится неопределенным.
Иногда и ничтожно малое воздействие может привести к значительным последствиям,
переход системы в новое состояние происходит скачкообразно. Теория систем в первую очередь связана
с именем Александра Александровича Богданова (псевдоним Малиновского)
— крупного русского философа, экономиста и публициста (1873—1928), автоpa значительного труда "Всеобщая организационная наука
(тектология)". Богданов разработал основы теории строения систем
и обосновал общие закономерности их развития. Он утверждал, что предметом
изучения тектологии должны являться организационные принципы и законы,
общие для всех систем — сознательной деятельности людей, их психических
и физических комплексов, живой и мертвой природы. Весь мир — та или иная
организация опыта. При разработке концепций тектологии Богданов высказал
ряд смелых, опережающих эпоху идей: понятия управляющей и управляемой
системы, обратной связи, моделирования, позднее развитые кибернетикой
и общей теорией систем, сформулировал" и обосновал универсальный
закон физиологических затрат энергии. Он утверждал, что основным регулятором
советской экономики является модифицированный закон стоимости, названный
им "законом пропорциональных трудовых затрат". К плодотворному понятию "система"
ученые вновь обратились через два десятилетия — при исследовании управленческих
проблем стал применяться системный подход, сформировалось весьма плодотворное
направление исследований, изучающее организацию человеческой деятельности
и получившее название "эргология". И группе эргологических дисциплин
особое место занимает праксеология, рассматривающая любую сферу деятельности
человека и общества с точки зрения ее целесообразности и рациональности.
В 30-е годы один
из сторонников системного подхода Людвиг фон Берталанфи резонно утверждал,
что если основной признак живого — организация, то исследования отдельных
частей целого не смогут дать полного описания живого организма. Широко известна теория функциональных систем,
разработанная П. К. Анохиным, рассматривающая деятельность организма
в целом, как единую систему. Адаптированная, исправно функционирующая
система способна отторгнуть лишний элемент, но если какая-нибудь функциональная
часть ее выйдет из строя, то под угрозой будет работа системы в целом.
Так как люди — участники производственного процесса тоже являются компонентами
системы, то такие системы называются социотехническими. Закрытые системы
могут существовать хотя бы какой-то промежуток времени самостоятельно,
без взаимодействия с окружающей средой (например, полет самолета). Открытые
системы (а их большинство) устойчиво функционируют только благодаря поступлению
извне информации, энергии, сырья, материалов и реагируют на изменения
параметров внешней среды. Теория систем рассматривает управляемую систему
не автономно, а в ее взаимосвязи с окружающей средой и исследует методы
адаптации системы к изменяющимся внешним условиям. Таким образом, исследования
системы выполняются в условиях, близких к реальным. Важным методологическим
достижением теории систем является введение понятия подсистемы, т.е. составляющей
сложной системы. В автоматизированных системах управления значение подсистем
стало еще более весомым. С позиции управления производственными
коллективами особое значение приобретает "школа социальных систем",
которая рассматривает любую социальную организацию как комплексную систему,
состоящую из взаимозависимых подсистем: организационная структура, внешняя
и внутренняя среда, статус и роль личности и т.п. Основными задачами
анализа социальных систем являются мотивы поведения человека в обществе,
выявление его целевой ориентации, система стимулов, среди которых большую
роль играют не только материальные, но и моральные: личная власть, престиж,
чувство своего соответствия занимаемому месту в социуме. В основе анализа
социальных процессов лежат экономико-математические методы, теория игр,
теория информации и т.д. 7.7. Метод анализа
ситуаций Во всех делах
полезно периодически ставить знак вопроса к тому, что вы с давних пор
считали не требующим доказательства. Б.
Рассел
Дальнейшим развитием теории систем (но
не отменяющим ее) является метод анализа ситуаций, изучающий в первую
очередь те факторы внешнего воздействия, которые влияют на эффективность
работы организации. Любая деятельность требует предвидения, планирования
целей, их изменения при нестабильности внешней среды. Человек планирует
не только свою деятельность, но и оказывает воздействие на поступки других
людей. Множество малозаметных актов могут вызвать резкое изменение ситуации,
поэтому ответственность за каждый поступок велика и меру ее не всегда
удается определить. Любая ситуация имеет идейную или экономическую основу,
исследование которой позволяет понять ретроспективу и определить перспективу.
Особенно важно это в управлении как творческом акте: "Творческая
деятельность предполагает анализ ситуации, выявление тенденций ее возможного
развития и формирование цели в соответствии с той тенденцией, которая
представляется наиболее полезной" [36]. "Комплекс теоретических
знаний о том, как должны работать руководители, традиционно рассматривается
как научный компонент управления. Применение этих принципов на практике
традиционно рассматривалось как искусство, т.е. как нечто, чего можно
достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Ситуационный подход
внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого
приложения науки к конкретным ситуациям и условиям" [86]. Метод анализа
ситуаций помогает руководителю понять, каким способом можно добиться основной
цели организации в конкретных условиях наиболее эффективно, какие факторы
являются наиболее важными в данной ситуации и какой эффект будет получен
в результате воздействия на эти факторы. Аналитические данные проходят скрупулезную
проверку практикой, и мудро замечено, что "лучшие компании сочетают
столовую ложку глубокого анализа с бочкой внимания к производственной
практике; незаменимо и то и другое. До появления аналитических моделей
имелся только метод просиживания штанов. И этого было совершенно недостаточно
для деятельности в сложном мире" [101]. Теория управления продолжает изучать новые
возможности совершенствования управления производством, коллективами и
методы воздействия на личность. Практическое применение научных разработок
показывает, что выбор методов управления зависит от многих и многих переменных,
от конкретной ситуации, и руководитель обязан не только иметь достаточную
информацию о ситуации, но и уметь воздействовать на нее. Современная теория
управления большое внимание уделяет человеку, его творческому потенциалу,
особенно его способностям к организованной деятельности. В ходу афористическое
высказывание, что единственное различие между предприятиями — как в них
используется интеллектуальный потенциал персонала. Как показывает
пирамида ценностей предприятия (рис. 21), ее основой являются сырьевое,
материально-техническое обеспечение и финансовый фундамент, но высшими
ценностями являются идеи, творческий потенциал, информация и человеческие
ресурсы. Любая теория приобретает особую ценность, если она может ответить
на вопросы, возникающие и практической деятельности. В управлении конкретные
ситуации столь разнообразны, так часто возникают сложнейшие проблемы,
что далеко не всегда теория может дать четкие, однозначные рекомендации
практикам. Этим и объясняется рождение "ситуационной теории управления",
которая надеется быть полезной в практике управленческой деятельности,
при решении вопросов в нетривиальных деловых ситуациях, особенно если
необходимо применить методы искусства управления. Не случайно, что современная
методика подготовки специалистов в области управления большое внимание
уделяет анализу конкретных ситуаций и деловым играм. Рис. 21. Пирамида ценностей
предприятия Ситуационная школа управления вполне обоснованно
уделяет особое внимание проблеме приспособляемости организации к условиям
постоянно меняющейся внешней среды и исследует те факторы, которые оказывают
на деятельность системы наибольшее воздействие. Весьма разумным
и практически ценным является основной тезис сторонников ситуационной
теории управления — не существует единственного, унифицированного метода
управления для любых ситуаций. В каждом конкретном эпизоде управленческой
деятельности необходимо искать свои, нетривиальные пути решения проблемы,
гибко применять мощный арсенал средств и методов науки и искусства управления. 7.8. Теория и практика
управления в СССР Русь, куда несешься
ты? Дай ответ. Не дает ответа. Н. В. Гоголь
О социалистической системе управления написаны
тысячи книг, но практически все они объясняют, убеждают, доказывают непогрешимость
ленинских принципов управления народным хозяйством, что для советского
времени было фактом, не подлежащим сомнению. И очень мало работ об эволюции
управленческой мысли в период от становления советской власти до развала
СССР. Первые десятилетия советской власти характеризуются
поисками новых методов управления в условиях социалистической экономики.
Страна первой в мире пошла по неизведанному социалистическому пути развития.
Естественно, не было ни опыта, ни теории, ни специалистов в области управления
принципиально новым общественным производством. Поэтому не случайна и
вполне объяснима постоянная смена взглядов, создание спорных, противоречивых
концепций, переходы из одной крайности в другую. После национализации заводов и фабрик распоряжаться
собственностью стали не владельцы предприятий, а органы управления, не
имеющие прав собственности и принимающие управленческие решения не в
интересах отдельных лиц, а общества в целом. В условиях социалистических
методов хозяйствования коренным образом меняются качественное содержание
и масштабы управления. Планирование и управление должно было охватывать
целиком все отрасли и стороны общественной жизни страны. Советский строй
неминуемо порождал систему жесткой централизации управления всей экономикой
общества, срастались задачи управления государством с задачами управления
экономикой. Понимая важность стоящих перед новой государственной
формацией управленческих проблем, руководители советской России, и прежде
всего В.И. Ленин, постоянно занимались вопросами планомерной организации
общественного производства, роли масс в экономическом строительстве, создания
новых принципов управления, внедрения трудовой дисциплины, организации
труда и его стимулирования. Ленин писал сразу после октябрьского переворота:
"Задача управления государством, которая выдвинулась теперь на первый
план перед Советской властью, представляет еще ту особенность, что речь
идет теперь — и, пожалуй, впервые в новейшей истории цивилизованных народов
— о таком управлении, когда преимущественное значение приобретает не
политика, а экономика". В процессе социалистических преобразований,
в поиске новых форм организации социалистического хозяйства рождались
основы двух научно-практических концепций — политэкономии социализма
и науки управления социалистическим общественным производством. Годы советской власти, годы неисчислимых
жертв, чудовищных репрессий, но и — будем объективны — годы энтузиазма
и великих свершений. Это наша история, наша горькая судьба. Именно мы
провели впервые в мире этот, увы, неудавшийся эксперимент по созданию
общества на принципиально новой основе — общественной собственности на
средства производства, то есть осуществили попытку создать такое социальное
устройство, о котором мечтали многие мыслители прошлого. Человечество
обогатилось результатами этого небывалого по масштабам и жестокости социального
эксперимента, за который мы заплатили миллионами жизней, унижением и
нищетой. Но нужно признать, что ценой напряженного труда и энтузиазма
трудящихся в условиях административно-командной системы в СССР происходил
хотя и на экстенсивной основе, но все же постоянный рост основных отраслей
народного хозяйства. Например, за период с 1940 г. по 1985 г. выработка
электроэнергии увеличилась в 32 раза, добыча нефти — в 19 раз, сбор зерна
— в 2 раза. За 70 лет существования страны социализма ее промышленность
развивалась в 6 раз быстрее среднемировой. Даже в "период застоя"
(1981—1985 гг.) рост валового национального продукта был порядка 20%,
в то время как в США — 14%, в Западной Европе — 8%. Какими же путями развивалась управленческая
мысль и какая система управления обеспечила столь долгое существование
советского строя? После национализации крупных предприятий, банков, торгового
флота, железнодорожного транспорта и создания аппарата централизованного
государственного управления были созданы органы рабочего контроля с последующим
переходом к рабочему управлению народным хозяйством. Но жизнь быстро развеяла
иллюзии о возможности управления государственной народно-хозяйственной
системой малограмотными необразованными дилетантами, хотя и с боевым
революционным прошлым. В январе 1921 г. была созвана конференция по научной
организации труда и производства, на которой было признано возможным заимствовать
отдельные достижения буржуазной науки управления и необходимым начать
подготовку управленческих кадров. В марте 1924 г. была проведена вторая конференция
по научной организации труда, где рассматривались вопросы совершенствования
работы государственного аппарата, проблемы делопроизводства, отчетности
и административной технологии. В то же время появилась новая управленческая
идея — "производственная трактовка управленческих процессов"
(Е.Ф. Розмирович, Э.К. Дрезен, Л.А. Бызов и др.). Эта действительно оригинальная
доморощенная идея констатировала наличие общих черт между производственными,
техническими и управленческими процессами, позволившее авторам сделать
вывод о том, что механизация производства сделает вообще излишним труд
по управлению людьми, управление будет осуществляться машинами. Далее
следовало, что функции управления "мало-помалу теряют свой приказывающий
характер и, наконец, исчезают вовсе как "особые функции особого
рода людей". А теорию управления изучать не обязательно. Несколько позже появилась совершенно противоположная
"социально-трудовая" концепция Н.А. Витке, утверждавшего, что
эффективность управления в первую очередь зависит от социально-психологической
атмосферы в производственном коллективе. Естественно, что между сторонниками
столь различных теорий возникла острая полемика, и Витке был обвинен не
только в желании создать особую социальную группу профессиональных руководителей,
но и в еретической мысли о необходимости науки управления людьми. Интересной,
во многом опережающей время была теория "административной емкости"
директора Харьковского института труда Ф.Р. Дунаевского. Он справедливо
считал, что администратор может непосредственно руководить только ограниченным
количеством подчиненных, причем число их может несколько расти, если руководитель
имеет солидный опыт, владеет искусством управления и его труд оснащен
техническими средствами управления (т.е. речь идет о норме управляемости
руководителя, о чем более подробно будет сказано при рассмотрении одного
из принципов управления). В годы становления социалистического народного
хозяйства были разработаны и другие теории управления. Среди них функционально-экономическая
концепция И.М. Бурдянского, организационно-производственная Б.Я. Каценбогена,
физиологического оптимума О.Я. Ерманского, психотехнический подход И.
Н. Шпильрейна, К. К. Кекчеева и многие другие [15]. Интенсивный поиск
оптимальных методов управления социалистическим (в терминах того времени)
народным хозяйством, искусства воздействия на коллектив и личность продолжался
все годы советской власти вплоть до пресловутого периода застоя. В итоге
была сформулирована и метко отлажена советская теория и практика управления,
отвечающая требованиям административно-командной системы. Наука и искусство
управления того времени имели немало достижений, и некоторые из них, особенно
в области искусства управления, интересны и сейчас. Заметное влияние на управленческую мысль
того времени оказали работы по организации труда А. К. Гастева (1882—1941),
в основе которых лежала идея упорядочения труда каждого члена коллектива
— от руководителя до рядового исполнителя. Гастев выявил ряд функций,
общих для любого работника: расчет, установка, обработка, контроль, учет
и анализ. Призыв Гастева строить свою работу так, чтобы она была не только
источником радости, наполненности, но и постоянной жизненной школой,
обогащает современные представления об искусстве управления личностью.
Разве не полезны для самовоспитания такие советы Гастева: "Работа
приступами, сгоряча, портит и работу, и твой характер. Если работа не
идет — не волноваться: надо сделать перерыв, успокоиться и — снова за
работу. При удачном выполнении работы не старайся ее показывать, хвалиться,
лучше потерпи. В случае полной неудачи легче смотри на дело, попробуй
сдержать себя и снова начать работу". Оригинальны работы П. М. Керженцева (1881—1940),
который свое внимание сосредоточил на управлении людьми, коллективом.
Главной задачей научной организации труда он считал получение максимального
эффекта при минимальных затратах человеческой энергии и материальных средств
("принцип экономии"). В своих работах Керженцев рассматривал
проблемы подбора и рационального использования работников (принцип соответствия
— один из основополагающих принципов управления), дисциплины и ответственности,
учета и контроля. Эти талантливые прорывы в теории и искусстве
управления происходили на фоне постоянных споров, амбициозной полемики
о роли диктатуры пролетариата в управлении, об определяющей роли партии
большевиков в решении любых, даже узкопрофессиональных проблем, бросков
от одной концепции к противоположной. Отрицалось существование при социализме
объективных экономических законов и самой науки, изучающей их — политэкономии,
так как "законы политэкономии характерны только для капиталистического
общества". Введенный Лениным в период нэпа хозрасчет ведет якобы
к губительной рыночной стихии, планирование и хозрасчет исключают друг
друга. Раздавались призывы покончить с товарно-денежными отношениями,
отменить деньги и вместо них применять систему трудовых показателей, "готовясь
к тому времени, когда червонцы заменятся трудоднями" (Н. В. Вознесенский).
Эти жаркие дискуссии, противоборство идей, пробы и ошибки объясняются
непроторенностью дорог в "светлое будущее всего 'человечества",
а ведь именно такую грандиозную миссию пыталась взять тогда на себя советская
страна. А разве сейчас, когда мы пошли в не менее светлое "капиталистическое
завтра", разноголосица мнений и рецептов менее масштабна? Теперь
в судьбы страны вмешались даже "паршивые инопланетяне", и вся
надежда — на астральные, космические силы и на помощь экстрасенсов,
ясновидцев и колдунов. Наступили печально известные 30-е годы.
На страну стала надвигаться тень Вождя, но зато светлее стало в умах уцелевших
ученых и руководителей, яснее стал виден столбовой путь к победе социализма
под руководством партии. Постепенно угасли споры, дискуссии, все предыдущие
этапы развития советской управленческой мысли заклеймили как "бесплодные
схоластические упражнения", как игру "в абстракции и схемы"
[15]. Наступило время жесткой авторитарной системы и незыблемых доктрин. В послевоенный период важность изучения
проблем управления производством и коллективами была очевидна и теория
управления в СССР стала все шире применять математические методы. Работа
академика Л. В. Канторовича "Математические методы организации и
планирования производства", которая впоследствии принесла ему мировую
известность, Ленинскую и Нобелевскую премии, заложила основы линейного
программирования; труд ленинградского экономиста В. В. Новожилова "Методы
соизмерения народнохозяйственной эффективности плановых и проектных вариантов"
стал органической частью теории оптимального планирования. Значительный вклад в планирование и организацию
производства, в решение методологических задач управления внесли Н. А.
Вознесенский. А. В. Венедиктов, А. А. Аракелян. Особая роль в развитии
теории управления, становлении и пропаганде АСУ, биологической кибернетики
принадлежит таким известным ученым, как академики А. И. Берг, В. М. Глушков,
Н. М. Амосов. Однако далеко не все ученые понимали важность проблем управления.
Например, академик К. В. Островитянов не считал необходимым выделить теорию
управления в самостоятельную науку. Крайне негативные последствия имело
непонимание значения кибернетики некоторыми учеными, считавшими ее "буржуазной
лженаукой". Но жесткая централизация управления была
оптимальна до определенного предела, пока масштабы развития народного
хозяйства не достигли критического значения. Для управления всеми направлениями
сложнейшего государственного механизма нужно было все более усложнять
структуру управляющей системы, увеличивать количество ее элементов и связей
между ними, В системе управления народным хозяйством страны к середине
80-х годов работало около 18 млн. человек и аппарат министерств начал
безраздельно распоряжаться основными фондами, ресурсами и финансами. В
системе распределения материальных благ все более четко стал формироваться
партийно-чиновничий социальный слой, которые стал бесконтрольно присваивать
себе определенную долю государственной собственности. Возникла еще одна
угроза существованию системы централизованного управления — началось
снижение технологического уровня производства. Достижения науки позволили
Западу не только искать методы дальнейшего повышения интенсификации труда,
а пойти по пути внедрения новых технологий. Отсутствие гибкости, характерное
для централизованного управления, незаинтересованность советской бюрократии
в результатах внедрения не позволяли использовать колоссальный научный
потенциал CGCP в реформировании народного хозяйства, Появились все признаки стагнации
производства, все больше производилось сырья, увеличивался парк устаревшего
оборудования. Необходимость радикальных реформ становилась все более очевидной. Ломка административно-командной системы
управления началась не в перестроечный период, а значительно раньше.
Уже в 70-х годах начался отход от жестких вертикальных структур по линии
министерство — главк — предприятие. Создание производственных и научно-производственных
объединений повысило их хозяйственную самостоятельность, начали внедряться
децентрализованные формы организации, структуры и отношения в управлении.
Оперативное управление этими объединениями перестало быть функцией органов
исполнительной власти. В середине 80-х годов наметилась тенденция к уменьшению
жесткости иерархических структур, расширилась организационная кооперация,
начался процесс делегирования оперативных полномочий на низшие уровни
управления. На высшем управленческом уровне осталась интеграция деятельности
объединений и разработка общей стратегии связи с внешними организациями
и фирмами. Эти мероприятия способствовали уменьшению бюрократических процедур
и значительному сокращению управленческого аппарата. Принципы управления социалистическим производством
неприменимы в новых условиях, хотя коротко напомнить о них следует. В
качестве концептуальной основы теории управления социалистическим производством
прочно утвердились принципы управления, получившие название ленинских.
Единство принципов управления выражало основное содержание и направленность
научной и практической деятельности, распространявшихся на всю систему
управления социалистическим обществом. Основные принципы управления социалистическим
производством: — принцип партийности управления — требовал
обеспечения решения любого хозяйственного вопроса с партийных позиций,
т.е. политика всегда должна иметь приоритет над экономикой; — принцип демократического централизма,
т.е. сочетание централизованного управления с широкими правами и творческой
инициативой органов управления на местах; — принцип научной обоснованности управления; — принцип единства интересов общества,
коллектива и личности при обеспечении приоритета интересов общества. В научной и пропагандистской литературе
советского периода настойчиво подчеркивается, что "применение этих
принципов обязательно в каждой сфере управления, на каждом уровне, в каждой
организационной системе, как в производственной, так и непроизводственной
сфере" [15]. Социалистические принципы управления были надежной
основой для практического использования в организации народного хозяйства
страны и для управления первичными трудовыми коллективами, и их непогрешимость
была сродни догматам церкви. Опыт управления производством капиталистических
стран, поиски и открытия новых методов регулирования деятельности преуспевающих
иностранных фирм и корпораций рассматривались лишь с позиций снисходительного
превосходства, противопоставления и насмешливой критики. Очевидно, что
переход "нашей страны к рыночным отношениям, к иным формам хозяйствования
требует пересмотра теоретических основ науки и искусства управления —
принципов управления, что и будет сделано в следующей главе. Вопросы для самопроверки: 1. Основные вехи эволюции теории и практики
управления. 2. Особенности теории "школы человеческих
отношений". 3. Различия в подходах к оценке потенциальных
возможностей производственного коллектива в свете теории X и теории Y. 4. Методы исследования операций и анализа
ситуаций. 5. Влияние теории систем на развитие управленческой
мысли. 6. Специфика теории и практики управления в СССР. |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||