|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
|
|||||||||||||||||||||
Глава 2. Характерные особенности
теории и
|
управления объектом
Для целесообразного управления объектом
руководитель должен иметь информацию о его состоянии с помощью
приборов или через исполнителей. Эта информация поступает руководителю
по каналу обратной связи, сравнивается с требуемым режимом работы, и
в случае необходимости на управляемый объект посылаются сигналы регулирования.
Следует подчеркнуть, что объектом управления может быть не только техническое
устройство, технологическая линия, но и такие сверхсложные управляемые
системы, как коллектив, семья, личность. В этом случае управление системой
часто бывает весьма трудным, требующим большого опыта, знаний и искусства,
так как ее реакции на команды управления зачастую неадекватны, иногда
даже непредсказуемы и парадоксальны.
В автоматических системах управления технологический
процесс осуществляется без непосредственного участия человека (рис. 5).
В этих случаях роль человека передается регулятору, который на основании
полученной информации принимает соответствующее решение (эта антропоморфная,
"человекоподобная" терминология прочно укрепилась в науке и
технике, хотя, естественно, регулятор не "думает" и не "принимает
решений").
Рис. 5. Схема автоматического управления объектом
Функции одного из самых совершенных регуляторов
обычно выполняет компьютер с его колоссальным быстродействием и практически
неограниченной памятью. И очень существенно, что решения компьютера абсолютно
объективны, он не знает состояния похмелья, ему нельзя предложить взятку,
он не реагирует ни на голубые, ни на карие глаза и не подвержен стрессам.
Комплексная автоматизация является основным
направлением научных и практических исследований, имеющих целью повышение
производительности труда, принципиальное увеличение надежности работы
систем и создание новой информационной технологии. Области применения
автоматизированных систем постоянно расширяются, они поглощают все новые
и новые сферы привычной деятельности человека. Им поручается управление
особо сложными технологическими процессами, доверяются системы контроля
и управления системами жизнеобеспечения, автоматические системы незаменимы
для управления быстро протекающими во времени или опасными для жизни человека
технологическими процессами. Ведь кто-то сейчас, в эту минуту, управляет
технологическим процессом производства взрывчатых веществ — пороха, динамита,
тринитротолуола, нитроглицерина, кто-то занят производством высокотоксичных,
ядовитых медицинских препаратов — во всех этих производственных процессах
участие человека крайне нежелательно. Весь комплекс космических исследований,
наведение ракеты на стратегическую цель, управление сложными энергетическими
системами, где процессы протекают практически мгновенно, системы защит,
блокировок, ввода резерва — ведение всех этих технологических процессов,
как и многих других, совершенно невозможно без автоматических систем
управления. И магистральный путь современной науки и техники — передать
из ненадежных рук человека управление возможно большим количеством объектов
системам комплексной автоматики, чтобы не повторились аварии и катастрофы
типа чернобыльской. Из всего спектра автоматических систем (информационных,
обработки информации, советующих) наиболее перспективными являются автоматизированные
системы принятия решений, в которых вариант решения, рассчитанный компьютером
и сверенный с системой целей, принимается к исполнению автоматически
через соответствующие исполнительные механизмы.
Любопытно сравнить автоматическую систему
управления с системой управления и регулирования, действующей в живом
организме (нам нужны будут эти аналогии). Великий русский физиолог И.
П. Павлов писал: "Животный организм как система существует среди
окружающей природы только благодаря непрерывному уравновешиванию этой
системы с внешней средой, т.е. благодаря определенным реакциям живой
системы на попадающие на нее извне раздражения, что у более высших животных
осуществляется преимущественно при помощи нервной системы в виде рефлексов".
Центральная нервная система (спинной и головной мозг), выполняющая функции
регулятора, связана через двигательные нервы с органами, являющимися управляемыми
объектами (рис. 6).
Рассматривая приведенные схемы управления,
можно сделать вывод об их существенном структурном сходстве и о совпадении
функций аналогичных элементов различных систем управления. Во всех рассмотренных
системах, где роль управляющего объекта выполняет человек, регулятор или
мозг, имеется замкнутый контур управления, по которому циркулирует информация,
— канал связи. По каналам связи информация может быть передана различными
способами: механическим, пневматическим, электрическим или с помощью нервных
коммуникаций в живых организмах. Это удивительное подобие процессов управления
и регулирования в машинах, живых организмах и даже в обществе (причем
не только в человеческом, но также среди животных, насекомых) уже давно
было отмечено учеными различных отраслей знания, изучалось ими, и можно
было предвидеть выход на новые рубежи знания.
2.4. Кибернетика
Такой прорыв произошёл в 1948 г., когда
профессор математики Массачусетского технологического института Норберт
Винер опубликовал свою знаменитую книгу "Кибернетика, или Управление
и связь в животном и машине", провозгласив рождение новой науки.
Кибернетика объединила важнейшие достижения
в теории автоматического регулирования, теории информации и во многих
разделах других научных дисциплин, формально весьма далеких от кибернетики,
на основе фундаментального математического аппарата теории вероятностей,
теории функций и математической логики. Основой этого интеграционного
процесса является важнейшее и объединяющее свойство систем управления
— процесс приема, передачи, хранения и переработки информации.
Кибернетика определила фундаментальные
основы управления и позволила установить общие свойства в различных средах
— в природе, обществе, технике. Знание общих свойств окружающего мира
дает возможность формализовать многие процессы в этих средах, применив
мощный математический аппарат и средства компьютерной техники.
В состав кибернетики как единого целого
включены следующие частные области знания: общая теория управления, включая
и теорию автоматизированного управления, теория информации (причем рассматривается
не только теоретическая сущность информации, но и комплекс проблем по
ее обработке и использованию), теория исследования операций, т.е. методология
принятия управленческого решения, теория алгоритмов и программ как базы
логико-математического моделирования и, наконец, теория совершенствования
и разработки новых технических средств управления.
Необходимость объединения ученых различных
отраслей знания часто подчеркивалась Винером, который был противником
узкой специализации, дробления науки на бесчисленные изолированные направления.
Противоестественно, считал он, если узкий специалист, столкнувшийся с
проблемой не его специализации, будет рассматривать ее "как нечто,
относящееся к коллеге, который работает через три комнаты дальше по коридору".
Существует много мудрых определений кибернетики как науки. Позволительно дать еще одно: кибернетика изучает вопросы управления, связи,
контроля и регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых
сложных динамических системах. Если в любой сложной разбивающейся системе,
будь это технологическая линия, животное, человек или общество, происходят
процессы приема, обработки, хранения и выдачи информации, то эта система
попадает под действие законов кибернетики.
Принципы, философские и социальные аспекты
кибернетики, и особенно ее технические средства, революционно обогатили
современную теорию управления, создали необходимые предпосылки для создания
мощных человеко-машинных систем, способных обрабатывать информацию с
совершенно невиданной скоростью в колоссальных объемах и освободивших
человека от рутинного ручного труда. Без использования методов кибернетики
были бы принципиально невозможны многие последние достижения человеческой
мысли: освоение космоса, управление особо сложными, быстро протекающими
во времени или опасными для жизни человека технологическими процессами.
Появились и новые направления науки, такие, как бионика, изучающая особенности
строения и жизнедеятельности живых организмов с целью создания новых
приборов, механизмов и систем; биологическая кибернетика, создавшая систему
автоматизированного искусственного кровообращения ("искусственное
сердце"), и автоматизированные системы управления, которые обеспечили
подъем методов управления во всех сферах народного хозяйства на принципиально
новый уровень.
Кибернетика как самостоятельная научная
дисциплина имеет следующие особенности:
— философские аспекты кибернетики расширили
наше представление о мире, введя кроме материи и энергии новую категорию
— информацию;
— кибернетика рассматривает управляемые
системы в динамике, в развитии и во взаимодействии с другими внешними
системами;
— кибернетика широко использует методы
моделирования, т.е. исследует эмпирические или физические модели
реально существующих технологических процессов с помощью математического
аппарата. Другой универсальный метод кибернетики — метод исследования
операций — позволяет выполнять количественный анализ любой целенаправленной
деятельности человека в сфере управления.
Длительное время методы алгоритмизации
и программирования применялись в основном для исследования стационарных
или непрерывных реальных процессов. Относительная простота моделируемых объектов,
большие объемы и полнота информации создавали необходимые предпосылки
для эффективности алгоритмизации и компьютерной обработки. Однако жизнь
выдвигала новые задачи, для которых характерны сложность исследуемого
процесса и ограниченный объем исходной информации. Такого типа задачи
человек успешно решает ежедневно, не прибегая к помощи вычислительной
техники.
Долгие кропотливые исследования и размышления
о способности человека решать сложные задачи в условиях недостаточности
исходной информации привели к созданию качественно новых методов программирования,
получивших название эвристических. Кибернетика весьма успешно разрабатывает
эвристические методы, и круг практического применения эвристического
программирования постоянно расширяется. Особенно перспективны эти методы
при решении задач распознавания образов, теории поиска и творческой деятельности
человека. Большие успехи теоретических исследований по многим направлениям
кибернетической мысли и ошеломляющие темпы совершенствования вычислительной
техники, позволившие создать компьютеры, обрабатывающие информацию со
скоростью порядка триллиона операций в секунду и обладающих практически
безграничной памятью, позволили человечеству приблизиться к созданию
искусственного интеллекта. Оптимисты надеются проникнуть в святая святых
Жизни — в тайны биологического программирования, расшифровать генетические
коды, разгадать тайны наследственности.
2.5. Государственное
и региональное управление
Если бы вся Вселенная обратилась в одно государство, то как не установить
повсюду одинаковых законов?
Козьма Прутков
Философы и социологи от Платона и до современных
политологов считают государство социальной структурой, обеспечивающей
силой государственной власти господство меньшинства над обществом и с
помощью определенной системы методов воздействия на социум способствующей
достижению поставленных целей. Это жесткое и нелицеприятное определение
сущности государственной власти как системы принуждения, насилия сохранится,
очевидно, на далекую перспективу социального развития человечества. Для
сохранения государственной власти в руках монарха, Вождя или элитарной
группировки людям веками внушалось, что верховная власть дается или от
Бога, или лишь лучшим, достойнейшим с особыми, только им присущими интеллектуальными
и этическими качествами. И удивительно, что несмотря на убедительные,
бесспорные уроки истории, большинство людей веками верили и продолжают
верить этому наглому, примитивному по сути своей обману.
Государство — социальная формация, объединяющая
людей не только по национальному или религиозному признаку, а и на основе
территориальной общности. Государственное управление — система политических,
правовых и экономических методов управления и регулирования, применяемая
государственным аппаратом для оптимизации общественной деятельности людей.
Государство призвано обеспечивать целостность своей структуры, устанавливать
и поддерживать дипломатические, политические и экономические связи с
другими странами и государственными союзами, способствовать защите прав
и свобод своего народа.
С точки зрения теории управления государство
является сложной открытой системой, обладающей свойствами целенаправленной
адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и способностью
к самоуправлению, саморегуляции своего развития. Управляющее воздействие
высшей иерархической структуры реализуется прямыми связями с управляемой
системой; контроль выполнения, адекватность реакции на управляющее воздействие
определяются информацией, поступающей по каналам обратной связи.
Для государственной системы управления
современной России характерна разбалансированность прямых и обратных
связей. Обилие глубоких и мудрых законов, указов, распоряжений и их игнорирование
исполнительными органами свидетельствуют о растущей авторитарной бюрократизации
высших управленческих уровней и о распаде управления всей системы в целом.
Неуязвимость региональной системы управления, стремящейся к максимальной
автономии и достижению только своих местнических целей, основана на противоречивости,
а иногда и заведомо ложной информации, поступающей по каналам обратной
связи.
За последние годы стало очевидным, что
основы теории и практики управления могут быть применимы также на государственном,
региональном и муниципальном уровнях. В общем случае принципы и методы
управления государственной службой могут быть распространены на коллективы
учреждений любого уровня и любой организационной структуры (замена термина
"управление" его синонимом "администрирование" вполне
закономерно). Существует, однако, и противоположная точка зрения: "И
хотя ныне считается, что государственные и публичные организации должны
использовать принципы и методы менеджмента, многие специалисты руководство
такими организациями к менеджменту не относят" [29].
Потребность в научных обоснованиях, рекомендациях,
в обобщении опыта государственного, в том числе регионального и муниципального,
управления весьма велика. Если многочисленные исследования показывают,
что политический, экономический и хозяйственный кризис в нашей стране
объясняется дилетантскими методами управления и расстройством самой системы
государственного управления, то трудно понять, а тем более оправдать
причины явного отставания теории и практики именно в этой области. Академическая
школа государственного управления неоправданно отстает от потребности
практики, деятельность систем управления всех уровней формируется эмпирически,
методом проб и многочисленных ошибок.
Необходимо напомнить, что поиски оптимальной
для данных условий системы государственного управления проводятся уже
много веков, а последние 150—200 лет внесли много нового в опыт муниципального
управления. Достаточно вспомнить уникальный опыт самоуправления средневековых
германских "вольных" городов-государств, швейцарских кантонов,
своеобразную культуру английских муниципальных организаций, земское движение
России прошлого века.
После образования в XVI в. Русского централизованного государства и особенно после
замены в январе 1547 г. титула Великого князя титулом Царя началось создание
государственного аппарата, необходимого для управления государством в
целом и составляющими его регионами. Верховную власть олицетворяли царь-самодержец
и высший орган государственного управления того времени — Боярская дума:
"Царь указал и бояре приговорили".
Особенностью российской системы управления
государством является создание своеобразного совещательного, а иногда
и законодательного органа — Земского Собора, т.е. совещания представителей
"всех земель" (первый Земский Собор состоялся в феврале 1549
г., второй — в 1566 г.). На Соборах обсуждались важнейшие политические,
экономические и военные вопросы, но тогда еще не существовало понятия
депутатской неприкосновенности и спорить с царем было небезопасно — в
1566 г., когда часть дворян обратилась к Ивану Грозному с просьбой отменить
опричнину, то 200 человек были немедленно казнены.
При Петре I был создан высший орган государственного управления — Сенат и система
функциональных коллегий, среди которых важнейшими были Иностранная, Военная
и Святейший Синод (после смерти в 1700 г. патриарха Андриана нового патриарха
не избирали). Основным звеном административно-территориального управления
стала губерния во главе с назначаемым царем губернатором, а при Екатерине
II крупные регионы возглавлялись наместниками
с весьма широкими полномочиями. Уездное дворянское собрание избирало
своего предводителя, земского исправника, судью и заседателей уездного
суда; городское собрание избирало городского голову, бурмистров, членов
магистрата, судей и свой распорядительный орган — городскую думу. И сельской
местности волостной сход избирал голову и двух заседателей, сельский
сход — своего старшину, старост, сотских и десятских.
В XIX в. усилиями М. М. Сперанского создаются Государственный Совет и
Комитет министров, а при Сенате учреждаются департаменты. В начале XX в. высшими органами власти становятся Государственная дума,
Государственный совет, Совет министров, Совет государственной обороны
и Сенат. В системе регионального управления существенных, принципиальных
изменений не произошло.
Самый глубокий в истории капитализма экономический
кризис 1929—1933 годов показал необходимость государственного регулирования,
направленного на сглаживание циклических сдвигов в развитии производительных
сил. Тогда же окончательно сформировалась государственная система социальной
поддержки: выплата пособий по безработице, пенсий по старости и нетрудоспособности,
субсидий на бесплатное или льготное медицинское обслуживание и т.п. Каждая
страна имеет свои особенности в масштабах и формах государственного управления
и регулирования экономикой, проявляет разумную гибкость и использует для
этого самые различные органы государственной власти — от законодательных
до исполнительных. Под постоянным государственным контролем находятся
вопросы правовой защиты предпринимателей, обеспечения товарно-денежного
и бюджетного равновесия, административного надзора и нормативного регулирования
производства, внешней политики страны, повышения конкурентоспособности
отечественных товаров, развития экспорта и т.п.
Для нашей страны особое значение приобрели
проблемы антимонопольной государственной практики, так как предприятие-монополист
оказывает негативное влияние на государственный рынок высокими ценами
на свои товары, низким их качеством и малым ассортиментом. Государство
осуществляет контроль за ценами на социально значимый ассортимент продуктов
питания, важнейшие медикаменты, на квартирную плату и коммунальные услуги.
В условиях этого затянувшегося перехода к рыночной экономике и финансового
кризиса роль государственного регулирования особенно значительна. Государство
как экономический субъект и распорядитель бюджетных средств осуществляет
прямое финансовое воздействие на особо важные отрасли экономики, стимулируя
реализацию целевых комплексных программ экономического развития и определяя
в целом социальную политику страны. И, естественно, только государство
обеспечивает национальную оборону, охрану общественного порядка, развитие
фундаментальных наук, единой системы энергоснабжения и топливной базы,
контролирует выполнение программ по защите природы и проведение экспертизы
инвестиционных проектов на их экологическую безопасность. Экономическая
политика правительства должна быть направлена на защиту депрессирующих
отраслей путем введения высоких импортных тарифов и налоговых льгот для
либерализации производства. При распространенном сейчас тотальном охаивании
методов плановой экономики зачастую забывают, что развитие производительных
сил страны немыслимо без системы централизованного планирования (иногда
и директивного) для достижения тех структурных пропорций, которые не
могут быть обеспечены рынком.
В 90-е годы регионы России, поощряемые
призывом Б. Н. Ельцина брать в свои руки столько полномочий, сколько
они смогут, сконцентрировали в своих руках значительную часть управленческих
и хозяйственных функций. Однако разрушение планово-административной системы
управления регионами и замедленный переход к рыночным отношениям создают
неопределенность, правовой нигилизм и субъективизм в определении функций
и властных полномочий регионов, реализации принципов экономической свободы
и хозяйственной самостоятельности. Очевидно, что региональное законодательство
должно опираться и соответствовать законодательству федеральному.
Основными задачами регионального управления
являются, естественно, повышение уровня жизни населения данного региона,
анализ и долгосрочное прогнозирование его всестороннего развития, выполнение
мероприятий по обеспечению экологической безопасности и защите окружающей
среды. К сожалению, ни один регион страны не обеспечил выполнение ни одного
из названных мероприятий.
Дополнительно к основным принципам управления,
о которых будет говориться в гл. 8, взаимодействие функций регионального
управления должно осуществляться на основе принципа выделенной компетенции.
Хотя, как отметил А. П. Алисов, "этот принцип, в корне отличающийся
от традиционного принципа "разграничения функций", не получил
освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе" [54],
"дальнейший отказ от использования указанного принципа в российской
практике региональных реформ — это мощный фактор их сдерживания".
Основа принципа в том, что каждый субъект управления наделяется определенной
компетенцией в сфере деятельности или в каждой отрасли хозяйства. Применение
принципов и методов управления в государственной службе заметно изменило
саму практику администрирования, что хорошо отражено в таблице [54].
Таблица 1
государственной
службе
Традиционные методы |
Новые методы |
Авторитарное управление |
Коллегиальное управление |
Монополия по предоставлению услуг |
Конкуренция по предоставлению услуг |
Человек – помеха в деятельности |
Человек – клиент, потребитель услуг |
Механизм бюрократии |
Механизм рынка |
Правила и процедуры |
Цели и миссии |
Борьба с проблемами |
Предотвращение проблем |
Измерение затрат |
Измерение результатов |
Бюрократический контроль |
Общественный контроль |
Можно обоснованно утверждать, что труд
управляющего, руководителя — самая сложная область человеческой деятельности
и одновременно самая ответственная. Специалист в области управления обязан
владеть теорией, практикой и искусством управления, знать социальные,
правовые, философские, "психологические, экономические аспекты управления,
владеть техникой управления и связи, от современного телефона, Интернета,
электронной почты и до компьютера, а также знать объект управления,
применяемую технологию и организацию производства. Низкое качество работ
или серьезная ошибка в управлении может нанести непоправимый ущерб предприятию
и даже привести к его банкротству.
Вопросы для самопроверки:
1. Почему управление является не только
наукой, но и искусством?
2. Роль кибернетики в теории и практике
управления.
3. В чем состоит особая сложность и актуальность
теории и практики управления?
4. Особенности управления как системы.
5. Государство и регион как объект управления.