Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования
и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы
взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса,
происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления,
в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности
является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование
экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном
разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство
каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном
этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно
к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве.
Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям,
между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя
и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую
основу и защиту интересов предпринимателей;
повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих
издержек;
· ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за
деятельностью предприятий;
· создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке,
свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль
за соблюдением правил конкуренции;
· обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой,
налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
· сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной
политики и научно-технической политики;
· содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному
развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений
административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
· обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового
законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;
· поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения
уровня дифференциации и распределения доходов.
Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях,
прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании
переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном
регулировании производства. Его основными задачами являются:
· осуществление структурной перестройки производства, что предполагает
создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных
отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию
отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
· повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных
видов производств;
· поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства
гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
· укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях
экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
· пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной
политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании
спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования
внешнеэкономических связей;
· использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях
экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий,
направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие
новых форм связей между ними.
Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства.
Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения.
Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей
формой государственного регулирования предпринимательской деятельности
стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных
направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную
специализацию.
Большое значение в 80-е годы приобрели целевые программы отраслевого регулирования
производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и
ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей
экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию
традиционных отраслей.
Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями
экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные
программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения
глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям
развития мирового хозяйства.
Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее
обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному
надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное
регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность
продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и
внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе
и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства
и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования:
нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций,
косвенные налоги на потребителей.
Важным направлением государственного регулирования является патентная
политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и
осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно
умеренную лицензионную плату.
Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности
является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на
обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за
счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный
бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального
производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы
льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования
займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании
с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации
рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной
основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода
выбора условий и способов финансирования.
Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка
общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.
|