Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
17.5. Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе
и синтезе системы управления
После установления предпочтительной структуры управления фирмой стоит
задача "наполнения" этой иерархической структуры блоками, ответственными
за выполнения конкретных функций управления. Взаимодействие последних
и должно обеспечить выполнение задач управления фирмой.
Единицей оргструктуры может являться структурный модуль. Основные требования
к нему:
- выполнение определенной цели,
- совместимость с другими составными частями,
- возможность использования в разных сочетаниях.
Моделирование взаимодействия структурных модулей предусматривает три среза:
- по разнообразию результатов (промежуточный, замыкающий, исходный),
- по видам деятельности (реконструкция функции, выбор режима, защита режима),
- по элементам функционирования системы (вход, выход, процессор).
В результате получается некоторая структурная решетка размерностью 3x3x3,
каждый узел которой - совмещение определенного вида деятельности, типы
результата и элементы функционирования системы (не все они реально обязательно
существуют).
В зависимости от вида деятельности решения и управление в процессе их
реализации связаны с:
- реконструкцией функции (инновационная деятельность),
- с выбором режима (инфраструктурная деятельность),
- с защитой выбранного режима (эксплуатационная деятельность).
Соответственно инновационная деятельность может быть связана с промежуточными
полезными результатами, инфраструктурная деятельность - со всеми видами
результатов, а эксплуатационная деятельность только с исходными и замыкающими
полезными результатами. В структурных модулях и системе можно выделить
два типа входов - материальный и информационный и один тип выхода.
Группы структурных модулей, объединенных сильной зависимостью от одного
фактора, составляют пять структурных блоков (табл. 17.7):
У1 - привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям деятельности
фирмы;
У2 - реализация тиража продукции (услуг);
У3 - синтез образцов изделий, услуг;
У4 - обеспечение процесса создания тиража продукта;
Z - общее руководство фирмой.
На основе структурных модулей можно построить контуры принятия решений
для различных видов деятельности фирм. В общем случае такой контур представлен
на рис. 57.
Im 175
Рис. 57. Контур принятия решения
!!!ТАБЛИЦА!!! 17.7
Перечень структурных модулей, входящих в модель нормативной структуры
системы
Тип струк-турного
модуля
|
Тип результата,
обеспечиваемый данным модулем
|
Характер
прини-маемых решений
|
Направление
деятельности
|
Область
ответственности
|
Подразделения
управления завода, реализующие модуль
|
У1
|
Промежуточный
|
Выбор режима
|
Привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям
данной хозяйственной системы
|
Уровень использования хозяйственного потенциала данной
хозяйственной системы
|
Главный экономист
|
У11
|
-"-
|
-"-
|
Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам
входа данной хозяйственной системы
|
Соответствие установленных ограничений по элементам
входа потребностям функционирования данной хозяйственной системы
|
ПЭО
|
У12
|
-"-
|
-"-
|
Привязка ограничений инфраструктуры к элементам выхода
данной хозяйственной системы
|
Соответствие установленных ограничений по элементам
выхода возможностям данной хозяйственной системы
|
ПЭО, Финансовый отдел
|
У13
|
-"-
|
-"-
|
Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам
процессора данной хозяйственной системы
|
Соответствие установленных ограничений по элементам
процессора мощности данной хозяйственной системы
|
ПЭО, ПДО, ОТЗ, ОГМ, ОГЭ
|
У14
|
-"-
|
Защита
режима
|
Компенсация возможных изменений внешних и внутренних
условий
|
Соответствие установленного размера тиража изделий
предъявляемому потребительскому спросу
|
ПДО, Отдел маркетинга
|
У15
|
-"-
|
-"-
|
Компенсация возможных изменений внешних и внутренних
условий
|
Соответствие реализуемого размера тиража изделий (продуктов,
услуг) предъявляемому потребительскому спросу
|
ПДО, Отдел маркетинга
|
У2
|
Замыкающий
|
-"-
|
Реализация тиража
изделий (продуктов, услуг)
|
Размер тиража изделий (продуктов, услуг)
|
Отдел маркетинга
|
У21
|
Замыкающий
|
Защита
режима
|
Ограничение разнообразия образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже (ограничение в разнообразии
собственной технологии)
|
Мера унификации образцов изделий (продуктов, услуг)
в тираже
|
КТОС, Отдел маркетинга
|
У22
|
-"-
|
-"-
|
Установление условий
поставки образцов изделий (продуктов, услуг)
|
Мера согласования хозяйственных интересов поставщиков
и потребителей
|
ОГК, Отдел маркетинга
|
Продолжение табл. 17.7
Тип струк-турного
модуля
|
Тип результата,
обеспечиваемый данным модулем
|
Характер
прини-маемых решений
|
Направление
деятельности
|
Область
ответственности
|
Подразделения
управления завода, реализующие модуль
|
У23
|
-"-
|
-"-
|
Создание условий эксплуатации данного образца изделий (продукта, услуги)
у потребителя
|
Соответствие условий эксплуатации данного образца
изделия у потребителя его техническим характеристикам (авторский
надзор)
|
ОГК, Служба надежности
|
У3
|
Промежуточный
Замыкающий
|
Рекон-струк-ция
функции
|
Синтез образцов изделий (продуктов, услуг)
|
Соответствие образцов изделий (продуктов, услуг) структуре
предъявляемых потребностей
|
НИИ, КБ ОГК
|
У31
|
Промежуточный
|
-"-
|
Изменение элементов оснащения данной хозяйственной
системы
|
Мера приращения хозяйственного потенциала данной
системы
|
ОГТ, ОМА, ОИХ, ОГМ, ОГЭ
|
У32
|
-"-
|
-"-
|
Изменение элементов катализатора данной хозяйственной
системы (изменение уровня и запаса
квалификации)
|
Мера приращивания хозяйственного потенциала данной
системы
|
Отдел подготовки кадров, отдел кадров
|
У33
|
-"-
|
-"-
|
Изменение элементов входа данной хозяйственной системы
|
Мера приращения свойств образцов изделий (продуктов,
услуг)
|
ОГТ, ОГК
|
У34
|
Замыкающий
|
-"-
|
Изменение свойств образцов изделий (продуктов, услуг)
для удовлетворения более эффективным образом возникших потребностей
|
Соответствие потребительских свойств образца изделий
(продукта, услуги ) предъявляемым требованиям
|
ОГК, Отдел маркетинга
|
У4
|
Исходный
|
Защита
режима
|
Обеспечение условий реализации процесса преобразования
образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия
|
Мера обеспеченности процесса преобразования образца
изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия
|
ОГТ, ОИХ, ОГМ, ОМТС, Отдел кооперации
|
У41
|
-"-
|
-"-
|
Создание резервов ресурсов для обеспечения процессов
преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий
тираж изделия
|
Уровень запасов ресурсов
|
ОМТС, Отдел кооперации
|
У42
|
-"-
|
-"-
|
Регулирование ресурсов во времени
|
Время пополнения (возобновления) запаса
|
ОМТС, Отдел кооперации
|
Окончание табл. 17.7
Тип струк-турного
модуля
|
Тип результата,
обеспечиваемый данным модулем
|
Характер
прини-маемых решений
|
Направление
деятельности
|
Область
ответственности
|
Подразделения
управления завода, реализующие модуль
|
У43
|
-"-
|
-"-
|
Обеспечение процессов преобразования образцовизделий
(продуктов, услуг) в соответствующий
тираж изделий (продуктов, услуг) элементами оснащения
|
Изменение технических характеристик элементов оснащения
во времени
|
ОГТ, ОКС
|
Z1
|
Промежуточный
|
Выбор режима
|
Компенсация возможных возмущений по элементам входа
и процессора
|
Соответствие достигнутых результатов деятельности
установленным ограничениям
|
Руководство, финансовый отдел, бухгалтерия
|
Z2
|
-"-
|
Защита
режима
|
Создание условий деятельности руководства в хозяйственной
системе
|
Качество обслуживания руководства
|
АСУП, Канцелярия
|
Эта схема отражает организационно-экономические условия преобразования
ресурсов в полезные результаты. Контур принятия решений позволяет выделить
в каждом блоке базовой структуры классы непересекающихся решений и на
этой основе установить группы подразделений, их взаимосвязь и подчиненность,
полномочия и области ответственности. По отношению к конкретному виду
деятельности этот контур принятия решения может быть видоизменен и детализован.
Следующая задача модульного проектирования - установление области ответственности
каждого структурного модуля и характера принимаемых им решений (типа деятельности).
Устанавливая в контуре решений направления и содержание взаимодействия
блоков на каждой фазе принятия решения, можно выделить внутри каждого
блока структурные модули по признакам законченности фазы формирования
полезного результата и однородности принимаемых решений (табл. 17.8).
Таким образом, в блоке У1 выделяются две группы структурных модулей: первая
(У11, У12, У13) - привязки при планировании деятельности фирмы ограничений
на деятельность блоков У2 и У4 в форме плановых заданий для них, вторая
группа (У14, У15) на фазе выполнения плана компенсирует возможные изменения
внутренней и внешней среды.
В блоке У2 - три типа структурных модулей (по назначению продукции и услуг,
условиям их поставки и обеспечению устойчивости в эксплуатации).
!!!ТАБЛИЦА!!! 17.8
Соответствие структурных блоков и характера решений
Структур-
|
|
Характер
|
Фаза принятия
решения
|
ный блок
|
Тип деятельности
|
принимаемых
решений
|
Выбор и
координация
|
Выполнение
плана
|
У1
|
Инфраструктурный
|
Выбор режима
|
У11, У12,
У13
|
У14, У15
|
У2
|
Эксплуатационный
|
Защита режима
|
У21, У22,
У23
|
-
|
У3
|
Инновационный
|
Реконструкция функции
|
У31, У32,
У33
|
У34
|
У4
|
Эксплуатационный
|
Защита режима
|
У41, У42,
У43
|
-
|
Z
|
Инфраструктурный
|
Выбор режима
|
Z1
|
Z2
|
В блоке У3 выделено две группы модулей: (У31, У32, У33) - формирование
изделия и его техническое и организационное обеспечение, (У34) - изменение
изделия и его ресурсного обеспечения (например, модернизация его).
В блоке У4 выделены три типа структурных модулей. На стадии планирования
и координации модули У41, У42, У43 отвечают за распределение входных потоков,
а на стадии выполнения плана резервируют продукты и оснащение, необходимые
для функционирования системы.
По фазам принимаемых решений можно выделить два вида блоков, т.е. всего
шесть видов структурных звеньев. Следовательно, в модели нормативной структуры
управления выделены 17 типов структурных модулей, для каждого из которых
теоретически можно установить основные направления деятельности, область
ответственности и характер принимаемых решений.
Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза
структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей
структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями
областей ответственности каждого структурного элемента.
Алгоритм анализа состоит в следующем:
1. Анализируются функции управления, производится их разделение на группы
в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели.
2. Оценивается "представительность" каждой группы в соответственно
нормативно выделенном блоке структуры.
3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления.
4. Дополняется список функций управления.
При синтезе модуль нормативной структуры - основа установления идентификационных
характеристик, по которым проектируются новые подразделения в структуре.
|