Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ
12.1. Основные тенденции развития мирового рынка
В течение двадцатого столетия мировой рынок прошел ряд этапов развития.
А. Эпоха массового производства (1900 - 1930).
Этот период характерен ненасыщенностью рынка предметами массового спроса.
Поэтому потребитель был готов приобретать такие товары по приемлемым ценам,
не требуя их большого разнообразия. В этих условиях основная политика
маркетинга - предложение стандартного продукта по наиболее низкой цене,
а главная задача предпринимателя - усовершенствование массового производства
с целью снижения его издержек. Еще одной характерной чертой рынка являлось
практическое отсутствие политического и социального контроля со стороны
общества за предпринимательской деятельностью . Характерно высказывание
президента фирмы "Дженерал моторс" Д.М.Уилсона:" Что хорошо
для " Дженерал моторс " - хорошо и для Соединенных Штатов".
Б. Эпоха массового сбыта - индустриальная эпоха (1930-1950).
После великой депрессии 1929 - 1930 гг. в США президентом стал Д.Ф. Рузвельт,
провозгласивший "новый курс" в экономике. Его лозунгом являлось:"В
каждом гараже - по автомобилю, в каждой кастрюле - по курице". Смысл
курса состоял в изъятии у предпринимателей дополнительной части прибыли
с целью распределения ее в порядке социальной помощи, способствуя тем
самым увеличению совокупной покупательной способности. В результате спрос
на основные продукты потребления был быстро удовлетворен и фирмы были
вынуждены приспосабливаться к новой рыночной реальности - рынку покупателей.
Все задачи фирмы надо было теперь рассматривать "извне" со стороны
рынка (т.е. должен был быть реализован маркетинговый подход). При этом
возникла задача сбалансирования противоречивых интересов производства
и сбыта. Насыщенность рынка товарами потребовала расширения и сферы НИОКР.
В. Постиндустриальная эпоха (1950 - 1970).
Наблюдается ускорение развития событий, возникают новые неизвестные ранее
задачи бизнеса, технический прогресс изменяет и спрос, и предложение.
Резко увеличиваются вложения в НИОКР, развиваются международные рынки,
индустрия досуга, быстро меняется технология производства. Общество реагирует
на загрязнение среды, монополизм, требует от фирм социальной ответственности.
Основной задачей предпринимателя становится поставка на рынок товаров
с принципиально новыми качествами, только так становится возможным победить
в конкуренции. Таким образом, конкуренция и, соответственно, маркетинговая
политика строятся теперь на обеспечении качественных преимуществ товара.
Г. Продолжениее постиндустриальной эпохи (1970 - 1990).
Возникают нефтяные кризисы, сильное влияние на рынок политической нестабильности,
сказывается ограниченность мировых ресурсов. Все это усиливает нестабильность
рынка и обостряет тенденции его развития, выявившиеся в предыдущие годы.
|