Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
8.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы)
Мы видим, что прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе
прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего)
и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно
определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным
отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора,
принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.
Как указывалось в рис. 32, основными объектами прогнозирования на уровне
предприятия (фирмы) являются:
- потребность в продукции предприятия,
- потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых,
трудовых, информационных).
Разработкой методов прогнозирования занимается прогностика.
Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на две группы:
- неформализованные (эвристические),
- формализованные.
К числу неформализованных относят:
- индивидуальные экспертные оценки,
- коллективные экспертные оценки,
- написание сценариев и т.д.
К фрмализованным методам относят:
- методы экстраполяции,
- моделирование.
Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда
невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде.
Наиболее широко используются методы интервью, "мозговой атаки",
коллективных экспертных опросов.
|