|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
РАЗДЕЛ III. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА / Стратегия и планирование в производственной логистике
7.3. Планирование размещения элементов инфраструктуры и терминала логистики7.3.1. Факторы выбора мест размещения терминала логистикиОдна из типичных проблем, с которыми сталкиваются организации – выбор хорошего места размещения терминала логистики. Размещение терминала логистики связано с отысканием лучших географических точек месторасположения элементов ЛЦ (заводов, складов, магазинов, ресторанов, офисов и т.п.). Решения по размещению элементов ЛЦ bи терминала логистики чрезвычайно важны, поскольку они влияют на показатели деятельности организации в течение многих лет, т.е. имеют долгосрочный характер. Если организация совершит ошибку и откроет сооружение терминала логистики в неудачном месте, вложив в него значительные средства, то исправить ситуацию, переехав на новое место для терминала логистики будет не так просто, это потребует больших финансовых, трудовых, временных затрат, приведет к потере времени, клиентов, замораживанию капиталов, снижению конкурентоспособности. Если, например, завод построен на неудачном месте, то у него могут возникнуть проблемы с поставщиками, с качеством и распределением продукции, затраты увеличиваются по сравнению с работой в более удачном месте для терминала логистики. Удачное месторасположение терминала логистики само по себе еще не гарантирует успеха в бизнесе, но является его необходимым условием. Выбор мест размещения терминала логистики представляет собой иерархический процесс принятия решений, представленный на рис. 7.7. Рис. 7.7. Иерархия решений, принимаемых при выборе места размещения При выборе мест размещения терминала логистики следует учитывать
следующие факторы: · Конкуренты, их число, мощь, расположение.
Существует фактор, которым не следует пользоваться при решении задачи размещения, – личные предпочтения менеджера. Иногда менеджеры выбирают местность, где они выросли или когда-то отдыхали. Такой выбор априорно не является плохим, но он зачастую становится таким, т.к. его главный недостаток – низкая надежность вследствие отсутствия объективного анализа месторасположения. 7.3.1. Методы выбора мест размещения терминала логистики Задачу размещения РЦ и терминала логистики можно сформулировать и решить как поиск оптимального решения. Существуют различные математические и эвристические методы решения этой задачи. Подход на основе бесконечного числа вариантов При этом подходе для отыскания лучшего размещения элементов терминала логистики используются аргументы геометрического характера, при этом исходят из допущения, что никаких ограничений при выборе места для терминала логистики не существует. Подход на основе бесконечного числа вариантов предусматривает: 1) метод вычисления центра тяжести основан на поиске компромисса между затратами на доставку материалов и затратами на распределение ГП (рис.7.8). Вычисление координат центра тяжести ( ; ) производится на основе координат расположения ( ; ) каждого поставщика и каждого заказчика (i), а также величины ожидаемого спроса от заказчиков и объема ожидаемых поставок от поставщиков ; ; 2) модификации метода вычисления центра тяжести путем использования фактических дорожных расстояний, а не координат; использования времени доставки или затрат вместо расстояний; использования итерационных процедур поиска, когда производится пошаговый поиск лучшего места. Данный подход требует небольшое количество исходных данных, но имеет ряд недостатков, а именно: данные о будущих заказчиках не всегда точно известны, найденное место расположения для терминала логистики может оказаться непрактичным по ряду других критериев. Рис. 7.8. Компромиссный выбор места расположения терминала логистики Подход на основе реально доступных вариантов для терминала логистики При этом подходе считается, что существует только небольшое число реально возможных мест для терминала логистики, и организация должна выбрать из них лучшее. Подход на основе реально доступных вариантов предусматривает: 1) метод калькуляции затрат, т.е. вычисление предположительных общих переменных затрат (зависящих от места расположения) на ведение деятельности для каждого из возможных вариантов и выбор самого дешевого. Недостаток метода калькуляции затрат заключается в трудности получения точного прогноза затрат и объемов заказов, в объективном изменении затрат со временем; 2) метод начисления баллов, который учитывает в первую очередь факторы, важные для размещения, но которые не всегда можно представить в числовом виде или оценить с точки зрения затрат. Определяются наиболее важные факторы, которые следует принять во внимание, для них путем экспертного опроса определяются численные коэффициенты важности , после этого каждое место расположения оценивается в баллах по каждому фактору . Для каждого места расположения вычисляется взвешенная оценка, т.е. , и выбирается место с наибольшей суммарной взвешенной оценкой . Надо помнить, что в различных ситуациях коэффициенты важности одних и тех же факторов будут различаться, т.е. место, выбранное лучшим для промышленного предприятия, может быть худшим для предприятия сферы услуг; 3) сетевые модели, которые используют взвешенный граф с вершинами – городами и ребрами – дорогами. При этом решается либо задача единого среднего (поиск варианта места расположения терминала логистики с минимальным средним расстоянием или временем поездки), либо задача охвата (поиск варианта места расположения терминала логистики, обеспечивающего желаемое или минимально возможное время поездки в любой город). Иногда подход на основе бесконечного числа вариантов и подход на основе реально доступных вариантов терминалов логистики используются совместно. При этом сначала находится лучшая в принципе территория для терминала логистики, а затем на основе реально доступных вариантов на этой территории сравниваются конкретные места для терминала логистики. Материал взят с Библиотеки Ихтика. таргет-поисковая обработка(курсивом) Библиотека Воеводина, логистика книги. | |||
<< Назад | << Содержание >> | Вперед >> |