sans-serif">Глава VII
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
ТРЕТИЙ ЭТАП:
действие и коммуникация
ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Подытоживая анализ коммуникационной
составляющей реализации программы паблик рилейшнз, следует выделить ряд
принципов, соблюдение которых поможет практикующим в сфере связей с общественностью
преодолевать трудности, неизбежно возникающие на пути разворачивания коммуникационного
процесса Среди них:
Правдивость. Коммуникация начинается с создания климата доверия. Такой
климат должен формироваться благодаря усилиям организации, подчеркивающим
ее стремление служить интересам общественности. Люди должны в значительной
степени доверять организации или тем, кто выступает в ее поддержку, уважать
их как компетентные источники по тому или иному вопросу, о котором идет
речь.
Контекст. Содержание коммуникационных усилий должно соизмеряться с реальной
ситуацией, соответствовать ей. Как бы умело не использовались средства
массовой информации, они всего лишь дополняют повседневную жизнь, мнения
и действия людей. Контекст ситуации должен предоставлять людям возможность
участия в событиях и реагирования на коммуникативные усилия. Сама ситуация,
жизненные обстоятельства должны подкреплять сообщения организации, а не
противоречить им. То есть эффективная коммуникация требует благоприятного
социального климата, в формировании которого принимают участие средства
информации.
Содержание, Сообщение должно иметь значение для тех, кто его получает,
совпадать с системой их ценностей. Нужно, чтобы оно было релевантным ситуации,
в которой находится получатель. Люди преимущественно сосредоточиваются
на той информации, которая обещает им наибольшее вознаграждение. Содержание
информации детерминирует аудиторию.
Ясность. Сообщения следует подавать в простой форме. Слова и формулировки
должны быть одинаково понятны и получающему сообщение, и отправляющему
его. Сложные проблемы необходимо вкладывать в простые и ясные темы, лозунги
и стереотипы. Чем больший круг людей должен получить сообщение, тем доходчивее
оно должно быть. Организации стоит разговаривать с общественностью одним
голосом, а не множеством голосов.
Непрерывность и последовательность. Коммуникация - нескончаемый процесс.
Она нуждается в повторениях, чтобы проникнуть к людям. Повторение (в разных
вариантах) способствует как обогащению знаний, так и убеждению. Изложение
должно быть последовательным.
Каналы. Нужно пользоваться теми существующими каналами коммуникации, к
которым обращаются и которым доверяют люди. Создание новых каналов может
быть сложным, длительным и дорогостоящим делом. Различные каналы по-разному
воздействуют и эффективно работают на разных этапах процесса распространения
информации. Когда нужно выйти на целевые группы общественности, необходимо
подбирать специальные каналы. Многие каналы коммуникации ассоциируются
у людей с разными системами ценностей.
Готовность аудитории. Коммуникацию следует осуществлять с учетом способности
аудитории. Общение приносит наибольший результат, когда люди, которым
адресовано сообщение, прилагают меньше усилий для его понимания. Это зависит
от таких факторов, как возможности, привычки, способность читать и уровень
образования.
Разумеется, перечисленные принципы вовсе не исчерпывают условий эффективной
коммуникации. Этой проблеме посвящена обширнейшая литература. Да и сама
система паблик рилейшнз с самого начала своего существования билась и
продолжает биться над поиском путей наиболее эффективной коммуникации
и общения с общественностью.
И, наконец, сделаем ударение еще на одном: действие и коммуникация ни
в коей мере не являются самоцелью для процесса паблик рилейшнз. Конечной
целью для пиэрменов всегда выступают результаты, сформулированные в виде
целей, которые предусматривалось достичь вследствие реализации ПР-программ.
Далее рассмотрим последний, четвертый этап управления процессом паблик
рилейшнз.
|