sans-serif">Глава V.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПАВЛИК РИЛЕЙШНЗ
СУТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО
МНЕНИЯ
В обобщенном виде понятие
"общественное мнение" означает совокупность взглядов индивидов
на определенную проблему. Упоминавшийся уже Эдуард Бернайз называл общественное
мнение "понятием, описывающим едва уловимую, подвижную и неустойчивую
совокупность индивидуальных суждений" (Edward Bernays. Crystallizing
Public Opinion. - N.Y., 1961. - P. 61). Профессор Принстонского университета
Харвуд Чайлдз, проанализировав около 40 известных определений общественного
мнения, самым удачным считает сделанное Германом Бойлом: "Общественное
мнение-это не название чего-то одного, а классификация определенного количества
чего-то". (Childs Harwood. Public Opinion: Nature, Formation, and
Role. - N.J., 1965.-P. 15).
Чтобы лучше понять концепт общественного мнения, его стоит разложить на
два очевидных компонента - общественность и мнение. Об общественности
как группе людей, объединенных общим интересом в определенной области,
уже говорилось достаточно подробно. Что же касается мнения, то оно, как
принято считать, является выражением установки человека относительно конкретного
вопроса Когда установки становятся достаточно устойчивыми, они всплывают
на поверхность в виде мнений. Когда же мнения становятся достаточно устойчивыми,
они приводят к вербальным либо деятельным актам.
Отсюда следует, что общественное мнение является совокупностью мнений
индивидов относительно общей проблемы, затрагивающей интересы какой-либо
группы людей. Другими словами, общественное мнение - это своеобразный
консенсус, зарождающийся из совпадающих между собой установок людей относительно
проблемы. Стремление повлиять на установки человека, то есть на то, что
он думает по поводу данной проблемы, как относится к ней, и составляет
первооснову практики паблик рилейшнз.
Обобщенный подход к пониманию общественного мнения как "совпадения
индивидуальных мнений определенного числа людей", хотя и не вызывает
особых возражений, однако оставляет несколько в стороне то важное качественное
обстоятельство, что оно является общественным. Ведь индивидуальное восприятие
реальности может репрезентовать или не репрезентовать консенсус ("общность
мышления"), а сам он намного более полно представляет типы мнений,
формирующихся в результате общения между собой людей, объединенных "чувством
общности". Поэтому общественное мнение - явление гораздо более объемное,
чем простая сумма точек зрения, высказанных определенной совокупностью
индивидов.
Не совсем удачным является и отношение к общественному мнению только как
к состоянию суждений, характерных для определенной совокупности индивидов.
Ведь общественное мнение - не статический, а динамический процесс высказывания,
уточнения и согласования мнений, в ходе которого совместно вырабатывается
направленность действий.
Общественное мнение возникает внутри группы людей, общающихся друг с другом,
вместе согласовывающих суть проблемы, ее вероятные социальные последствия
и обдумывающих, какие меры необходимо предпринять. И хотя данный процесс,
без сомнения, затрагивает личные суждения, все же мнения индивидов о социальной
проблеме по своей форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного
(общественного) обсуждения. Поэтому коммуникацию не случайно ставят на
одну доску с мышлением, обретшим определенную форму (экстернализовавшимся).
Ведь коммуникация нуждается в "общности мышления" и наоборот.
И теоретики, и практики паблик рилейшнз, изучая общественное мнение, в
действительности делают его статичный "фотоснимок", тщательно
фиксируя отдельные моменты, чтобы потом описанное в одно время мнение
сравнить с мнением, зафиксированным в другой период. Более того, исследования
пиэрменов зачастую сосредоточены на направленности и интенсивности общественного
мнения, оставляя в стороне иные важные детали картины.
И это вовсе не случайно, поскольку практики паблик рилейшнз стремятся
иметь дело с конкретной реальностью, вследствие чего ставят перед собой
преимущественно прагматические цели: как направить общественное мнение
в желаемом направлении и пр.
Поэтому, основываясь именно на таких позициях, специалисты по паблик рилейшнз
в большинстве своем интересуются следующими характерными признаками общественного
мнения:
Направленностью мнения, отражающей общую качественную оценку проблемы,
отношение к ней в виде суждений типа "положительно - отрицательно
- безразлично", "за - против - не определился", "за
- против - при условии". В наиболее упрощенной форме направленность
мнения фиксируется ответом "да" или "нет" на вопрос
анкеты. В целом именно уточнение направленности является основным и наиболее
распространенным измерением общественного мнения, интересующим не только
пиэрменов.
Интенсивностью мнения, являющейся показателем того, какую силу оно приобретает
независимо от его направленности. Формой измерения интенсивности (и одновременно
направленности) общественного мнения могут служить ответы респондентов
на вопросы анкеты типа "полностью согласен - согласен - мне все равно
- не согласен-абсолютно не согласен".
Стабильностью мнения, означающей длительность времени, на протяжении которого
значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность
и интенсивность чувств. Фиксация стабильности мнения требует сопоставления
результатов не менее чем двух разведенных во времени исследований.
Информационной насыщенностью, указывающей, каким объемом знаний об объекте
мнения владеют люди. Опыт подтверждает, что наиболее информированные о
проблеме люди высказывают и более четкое мнение о ней; что же касается
направленности мнения таких людей, то ее трудно предвидеть. Люди, больше
знающие о проблеме и имеющие более четкое мнение о ней, поступают более
предсказуемо.
Социальной поддержкой, являющейся свидетельством степени уверенности людей
в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной
среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по
поводу проблемы.
|