sans-serif">Глава V.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПАВЛИК РИЛЕЙШНЗ
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
И ЕЕ МНЕНИЕ
Еще в XIX веке издатель
американской газеты "Атлантик мансли" Джеймс Ловелл отмечал:
"Давление общественного мнения подобно атмосферному. Его не видно,
однако оно давит с силой шестнадцать фунтов на квадратный дюйм".
Иногда общественное мнение величают "неизвестным богом, перед которым
сгорают от ненависти". Но как бы мы ни относились к нему, одно остается
бесспорным. Никогда ранее общественное мнение не имело такой силы, как
теперь. Многочисленные факты доказывают, что в демократических странах
мнение общественности по тем или иным вопросам существенно влияет на государственную
политику, законодательные процессы, поведение политических партий, динамику
избирательных кампаний, принятие решений субъектами экономической деятельности
и даже на планирование и проведение разных культурных мероприятий. Другими
словами, общественное мнение - это мощнейшая динамическая сила. Поэтому
важнейшая составляющая паблик рилейшнз заключается в том, чтобы помочь
организациям распознать, понять общественное мнение и профессионально
работать с ним.
Однако это дело не из легких. Общественное мнение не всегда сообразуется
с законами логики, зачастую оно аморфно, амбивалентно, противоречиво и
быстротечно. Те, кто стремится воздействовать на общественное мнение и
формировать его, надеются, что их усилия не окажутся напрасными и со временем
подтолкнут людей к ожидаемому консенсусу в отношении определенной проблемы.
Опыт свидетельствует, что общественность имеет удивительную способность
игнорировать бесспорные факты, если они ее не интересуют; предоставление
общественности непрерывно растущего объема информации также не обязательно
оборачивается обогащением ее знаний и ожидаемым поведением.
И все же, как бы там ни было, общественное мнение остается мощной силой
современного общества. Однако любая организация должна иметь дело не с
воображаемым, а с реальным и точно обозначенным общественным мнением,
если рассчитывает поддерживать плодотворные связи с различными группами
"своей" внутренней и внешней общественности.
Во всех случаях программы связей с общественностью рассчитаны, как правило,
на то, чтобы: 1) убедить людей изменить свое мнение относительно проблемы,
товара, организации или отдельного лица; 2) кристаллизовать мнение, еще
не сложившееся окончательно, или У) усилить существующее общественное
мнение.
Поэтому вполне понятно, что специалисты по паблик рилейшнз обязаны глубоко
разбираться в механизмах формирования общественного мнения, знать, каким
образом оно вырастает из установок людей и как можно повлиять на него
с помощью коммуникационных усилий.
|