Библиотека Воеводина _ "Планирование инвестиций" / И.С.Пеньевская - электронная книга Основы экономической теории - предмет метод направление школа производство хозяйство деятельность система капитализм рынок продукт собственность предпринимательство товар деньги ценность труд инфляция спрос предложение государство налоги бюджет капитал прибыль прогресс оплата ссуда торговля кредит банк рента аренда финансы фискальный инвестиции





Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

 5. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕР-  СПЕКТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В международной практике разработана система оценки  деятельности компании,  основанная на публичной отчетности компании по результатам проверки ее финансовой  деятельности  независимой аудиторской  фирмой.  Публичная  отчетность необходима компании для поддержания высокой ликвидности на фондовом рынке своих ценных бумаг (акций, облигаций, и пр.), а так же привлечения потенциальных инвесторов к финансированию своих инвестиционных проектов  путем дополнительной эмиссии акций,  выпуска облигаций или получения инвестиционных кредитов. Доступность и достоверность финансовой отчетности - немаловажный фактор коммерческой и финансовой репутации любой компании, действующей в рыночных условиях.

Финансовая отчетность любой компании включает четыре  отчета:

отчет о прибылях и убытках;

отчет о движении собственного капитала;

баланс;

отчет о движении денежных средств.

Система показателей оценки финансового состояния предприятия подразделяется на четыре основные группы:

5.1. Относительные показатели оценки

 Отношение  суммы  долгосрочных долговых обязательств ко всей сумме долгосрочного капитала - DR. Этот показатель служит для оценки  той  части  активов фирмы,  финансирование которой происходит за счет привлечения заемных средств.  Так как  долгосрочные соглашения  по  лизингу  также  накладывают на фирму долгосрочное обязательство произвести ряд фиксированных платежей, то  стоимость  обязательств по лизингу включается в общую сумму долгосрочного долга.  Дивиденды по привилегированным акциям также  можно  представить в виде серии фиксированных выплат, и поэтому они включаются в качестве составляющей в знаменатель нижеприведенной  формулы.  В данном случае привилегированные акции рассматриваются как собственный капитал и включаются вместе с обыкновенными акциями в подсчет общего акционерного капитала компании. Расчет показателя производится по формуле

 DR = (Ld + VL) / (Ld + VL + (CE + PE)),

где Ld - долгосрочные долговые обязательства по кредитам;  VL - долгосрочные долговые обязательства по лизингу; (CE + PE) = E - собственный (акционерный) капитал фирмы.

 Соотношение   заемных  и  собственных  средств  -  DER. Используется для оценки части  активов  фирмы,  финансирование которой происходит за счет привлечения заемных средств.

 DER = (Ld + VL) / E.

 Следует отметить,  что приведенные показатели рассчитываются на основе документов финансовой отчетности. Рыночная стоимость компании окончательно свидетельствует, вернут кредиторы свои деньги или нет.  Поэтому специалисты, анализируя финансовое состояние компании,  уделяют большое внимание отношению номинальной суммы долговых обязательств к  общей  рыночной стоимости фирмы, т.е. сумме рыночных стоимости акционерного капитала и долговых обязательств. Основная причина, по которой они не  делают этого,  заключается в трудности определения рыночных стоимостей. В то же время не нужно обращать на рыночную стоимость слишком много внимания,  так как она включает в себя стоимость нематериальных  активов,  являющихся  собственностью фирмы. Эти  активы  не  всегда  могут быть немедленно проданы.

Кроме того,  если в  деятельности  фирмы  происходят  какие-то осложнения, то эти активы могут очень быстро исчезнуть. Поэтому лучше брать для расчетов отчетные данные и полностью  игнорировать нематериальные активы.

Хотя этот показатель рассчитывается на основе только долгосрочных обязательств,  менеджеры часто включают в расчет все долговые обязательства:

(TI - E) / TI,

где TI - все обязательства (итого пассив); Е - собственный (акционерный) капитал фирмы.

 Показатель  "покрытия" процента = IC - используемый для оценки части активов фирмы,  финансирование которой происходит за счет привлечения заемных средств. Он определяется следующим образом:

IC = (EBIT + D) / I,

где EBIT - прибыль до уплаты процентов и налогов; D - начисленный износ (амортизация);  I - уплаченные проценты.

Числитель данного  показателя может быть определен по-разному. Иногда амортизация не включается в расчет. Иногда числитель является  чистой  прибылью  плюс уплаченные проценты,  т. е. после уплаты налогов.  Целесообразней все-таки  исключать налог, так как проценты платятся до уплаты налога,  а основной целью расчета данного показателя  является  определение  риска нехватки денег у компании для уплаты процентов по долгосрочным обязательствам.

Часто специалисты,   анализирующие  финансовое  положение фирмы, используют среднюю сумму прибыли за несколько лет. Цель в данном случае состоит в попытке сгладить временные подъемы и спады. В то же время практика подсказывает,  что использование текущих показателей дает более правильные результаты.

Регулярные платежи по процентам можно  сравнить  с  барьером, через который фирма должна постоянно перепрыгивать, чтобы избежать банкротства.

 Показатель  изменчивости  прибыли  - EV.  Большая сумма долгов представляет собой проблему лишь для компании,  которая не уверена в своих будущих поступлениях. Таким образом, полезно проследить изменчивость уровня прибыли компании за несколько лет.  Не существует никакого общепринятого показателя,  характеризующего изменчивость прибыли. Так как прибыль может меняться от положительной до отрицательной,  то нельзя просто измерять изменчивость в  процентах.  Альтернативой  этому  может послужить подсчет  соотношения  между  стандартным отклонением ежегодных изменений прибыли и ее средним уровнем

 EV = (u = (EBITt+1 - EBITt) /  средняя EBIT,

где u - стандартное отклонение прибыли; EBITt - прибыль до уплаты процентов и налогов в году t.

  Таким образом, в разряде относительных показателей наиболее значимым является показатель DER - соотношение  заемных  и собственных средств.

5.2. Показатели ликвидности

В случае  предоставления  компании  ссуды на краткий срок кредитора интересует не только общее покрытие суммы долга  активами фирмы.  В первую очередь он заинтересован в способности заемщика возвратить  в  срок  полученные  в  кредит   денежные средства. Поэтому специалисты уделяют большое внимание показателям ликвидности.  Показатели ликвидности имеют тот  недостаток, что краткосрочные активы и обязательства фирмы могут быть легко изменены, оценки ликвидности быстро устаревают.

 Отношение чистого оборотного капитала к общим активам WCA.

Текущие активы - это активы, которые могут превратиться в денежные средства в ближайшее время; краткосрочные обязательства - это обязательства, которые придется выполнять в ближайшее время. Разница между текущими активами и краткосрочными обязательствами (CA - CL) называется чистым оборотным капиталом. Чистый оборотный капитал примерно оценивает потенциальное количество денежных средств у компании. Для оценки ликвидности часто используется отношение чистого оборотного капитала к общим активам:

     WCA = NWC/ A,

     где NWC - чистый оборотный капитал (CA-CL);  А - общие активы фирмы.

 Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам:

     СR = CA / CL,

     где  CR - показатель отношения текущих активов к краткосрочным обязательствам;CA - текущие активы; CL - краткосрочные обязательства.

    При анализе финансового положения компании нельзя руководствоваться только этими показателями. Например, если компания берет в кредит большую сумму денег и инвестирует ее в обращающиеся ценные бумаги, то при прочих равных условиях чистый оборотный капитал остается неизменным, а данный показатель меняется.

   Коэффициент “критической” оценки  QR. Некоторые активы обладают большей ликвидностью, чем другие. Если фирма имеет сложности, а последние чаще всего связаны с невозможностью сбыта своей продукции, то это значит, что товарно-материальные запасы  могут быть проданы только по низким ценам, в лучшем случае покрывающим издержки фирмы по их производству и хранению. Поэтому товарно-материальные запасы часто не принимаются в расчете при оценке ликвидности.

 QR = (CA-INV) / CL,

где QR - коэффициент “критической” оценки; INW - товарно-материальные запасы фирмы.

 Норма денежных резервов CaR.  К наиболее ликвидным активам компании относят ее денежные средства и обращающиеся ценные бумаги. Поэтому при анализе финансового положения компании специалисты рассчитывают норму денежных резервов

CaR = (CA+MS) / CL,

где CaR - норма денежных резервов; Ca - денежные средства компании;       MS - обращающиеся ценные бумаги.

     Конечно, недостаток денежных средств не имеет большого значения, если фирма может взять быстро деньги в долг. Тем не менее, ни один из показателей ликвидности не учитывает потенциальные возможности фирмы по привлечению  заемных средств.

    Коэффициент покрытия периодических выплат IM. Иногда вместо расчета соотношения между ликвидными активами и краткосрочными обязательствами фирмы  бывает полезно подсчитать соотношение между ликвидными активами и периодическими выплатами (например, ежедневными выплатами) денежных средств. Коэффициент покрытия периодических выплат рассчитывается по формуле

IM = (CA - INV) / ADD,

где IM - коэффициент покрытия периодических выплат; ADD - средние ежедневные выплаты денежных сумм по операциям фирмы.

ADD = (СGS + CAED) / 365,

где CGS - себестоимость проданных товаров; CAED -  торговые, административные и общехозяйственные расходы.

5.3. Показатели прибыльности и эффективности

Наряду с относительными показателями и показателями ликвидности для оценки эффективности использования фирмой своих активов используются также показатели прибыльности и эффективности ее деятельности. К ним относятся:

1. Отношение выручки от продажи к общим активам фирмы STA.

Этот показатель характеризует загруженность производственных мощностей фирмы.

STA =  S / ATA,

где S - выручка от продажи;   ATA - средние общие активы.

2. Отношение выручки к чистому оборотному капиталу  SNWC.

Чистый оборотный капитал может быть определен более точно, чем другие активы. В то же время размер оборотного капитала может быстро меняться, отражая временные колебания в сумме выручки от продажи. Менеджеры используют этот показатель для определения уровня использования оборотного капитала.

SNWC = S / ANWC ,

где ANWC - средний чистый оборотный капитал.

3. Отношение прибыли к выручке NPM.

Данный показатель используется, если необходимо определить соотношение между прибылью и выручкой. Таким образом:

NPM = (EBIT - TAX) / S,

где EBIT - прибыль до уплаты налогов;  TAX - налоговые платежи.

4. Обращение товарных запасов IT.

IT = CGS / AINV,

где AINV - средние товарно-материальные запасы.

Высокая оборачиваемость товарно-материальных запасов часто рассматривается как свидетельство эффективности.

5. Период погашения покупательской задолженности ACP.

Период погашения покупательской задолженности характеризует скорость, с которой клиенты платят по своим счетам

ACP = AR / ADS,

где AR - средняя дебиторская задолженность; ADS - средняя выручка.

6. Прибыль на активы ROA.

Прибыль обычно берется до выплаты процентов и налога. Так как активы меняются в течение года, то принято рассчитывать средние активы за год:

ROA = EBIT / ATA.

Этот показатель иногда дает сбои, если сравниваются фирмы с различной  структурой капитала. Чтобы “отчистить” показатель от различай в структуре капитала, формула немого видоизменяется:

ROA` = (EBIT - (TAX+I)) / ATA = INS / ATA.

Все фирмы стремятся к тому, чтобы показатель ROA был как можно больше, но это стремление ограничено конкуренцией. Видно, что меньшее значение показателя отношения прибыли к активам (ROA) можно компенсировать более высоким значением показателя отношения прибыли к выручке (NPM).

7. Прибыль на акционерный капитал (ROE):

ROE = EAC / ASE,

где EAC - прибыль на акционерный капитал; ACE - средний акционерный капитал (обыкновенные акции).

8. Коэффициент выплаты дивидендов (POR). Коэффициент оценивает долю прибыли, выплачиваемую в качестве дивидендов на акции:

POR = DPS / EPS,

где DPS - дивиденд на акцию;  EPS - прибыль на акцию.

Если прибыль компании резко меняется из года в год, то менеджеру будет гораздо спокойнее сохранять этот показатель на невысоком уровне.

Прибыль, не выплаченная в качестве дивидендов, возвращается обратно в производственную деятельность. Доля прибыли, направляемая в бизнес, равна

1 - POR = 1 - DPS/EPS = (EPS - DPS)/EPS.

Если этот показатель умножить на ROE, то можно проследить, как возрастают инвестиции акционеров в связи с направлением прибыли в производство:

GEFP = ((EPS - DPS)/EPS * EAC/ACE),

где GEFP - рост акционерного капитала из-за направления части прибыли в производство.

В группе показателей прибыльности и эффективности наиболее значительными являются показатель отношения прибыли к выручке (NPM) и показатель “прибыль на акционерный капитал”(ROE).

5.5. Рыночные показатели

Часто менеджеры находят полезным рассчитать показатели, которые объединяют в себе данные бухучета компании и рынка ценных бумаг. Ниже приведены подобные показатели:

1. Отношение цены акции к прибыли на акцию (price-earning ratio) =PER.

PER = SP/EPS,

где PER- показатели отношения цены к прибыли; SP  -  цена акции;      EPS -  прибыль на одну акцию.

2. Ставка дивиденда (dividend yield) = DY. Этот показатель просто отражает соотношение между суммой дивиденда и ценой акции:

DY = DPS/SP,

где DY - ставка дивиденда; DPS - дивиденд на акцию;  SP - цена акции.

3. Отношение рыночной стоимости акции к книжной (отчетной) стоимости акции (market-to-book ratio)= MBR.

MBR=SP/BVS,

где MBR - отношение рыночной стоимости акции к книжной          (отчетной) стоимости акции;   SP - цена одной акции; BVS - книжная (отчетная) стоимость акции  (=(CE + NINS)/Q).

Книжная (отчетная) стоимость одной акции равняется частному от деления акционерного капитала на количество акций в обращении. Акционерный капитал равен книжной стоимости обыкновенных акций (СЕ) + нераспределенная прибыль (NINS) - сумма, которую фирма получила от акционеров или реинвестировала от их имени.

4. Коэффициент Тобина (Tobin s  q). Этот показатель выражает отношение суммы обязательств и собственного (акционерного) капитала к восстановительной стоимости активов. Он похож на предыдущий показатель MBR, но имеет и существенные различия. Числитель включает все обязательства фирмы и весь акционерный капитал, а не только обыкновенные акции. Знаменатель включает все активы, а не акционерный капитал компании. Кроме того, эти активы показываются не по книжной (отчетной) цене, а по их восстановительной стоимости, которая из-за инфляции обычно больше первоначальной. В ряде стран компании, начиная с обговоренного минимального объема запасов товарно-материальных ценностей (INV) и активов, обязаны представлять отчеты с оценками восстановительных стоимостей в дополнение к своей регулярной финансовой отчетности.

Фирма имеет стимул к инвестициям, когда q >1 (т.е. когда произведенное оборудование стоит больше, чем его восстановительная стоимость), и не имеет стимула к инвестициям, когда q < 1. Возможны и исключения. Но если говорить об общей тенденции, то высокое значение этого показателя (q) является хорошим знаком для инвестора. Обычно q больше для фирмы с сильными преимуществами в конкурентной борьбе. Коэффициент Тобина - самый значимый в группе рыночных показателей.

Обычно при анализе финансового положения компании специалисты не рассчитывают все показатели, так как ряд показателей отражает  по существу одну и ту же  информацию. Происходит отбор показателей, которые считаются наиболее важными для оценки  деятельности фирмы. Но для того, чтобы сказать, высок или нет уровень того или иного показателя, необходимо иметь базу для сравнения.