Библиотека Воеводина _ "Планирование инвестиций" / И.С.Пеньевская - электронная книга Основы экономической теории - предмет метод направление школа производство хозяйство деятельность система капитализм рынок продукт собственность предпринимательство товар деньги ценность труд инфляция спрос предложение государство налоги бюджет капитал прибыль прогресс оплата ссуда торговля кредит банк рента аренда финансы фискальный инвестиции





Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

 

Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко  используемый  практически  во  всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.

Задача бизнес-плана -  дать  целостную  системную  оценку перспектив инвестиционного  проекта.  С  этой  точки зрения он выступает как форма представления результатов предварительного технико-экономического обоснования средних и крупных проектов.

Применительно к мелким промышленным и иным проектам  он  может являться документом,  представляющим результаты полного исследования инвестиционного проекта.

Персоналом управления  предприятия  бизнес-план используется: для определения круга проблем, с которыми столкнется предприятие при достижении намеченных целей; оценки  финансового  положения  и конкурентоспособности предприятия на действующем и новом рынке товаров и услуг; выработки стратегии деятельности предприятия в условиях конкурентной борьбы с другими предприятиями выпускающими такие же товары и предоставляющими сходные услуги; формулировки и обеспечения путей решения этих проблем.

Потенциальным инвестором  и партнером бизнес-план используется для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых предприятием мероприятий, реальности получения желаемой прибыли и возврата  кредитором  вложенных  в  этот  проект средств. Бизнес-план должен быть достаточно полным, чтобы, ознакомившись с ним,  потенциальный инвестор мог получить полное представление о предлагаемом проекте.

4.1. Цели бизнес-плана

Определение целей  является  достаточно  сложной задачей, которую необходимо решить перед составлением бизнес-плана. Цели можно  рассматривать как желаемое состояние,  которых хотелось бы достичь персоналу управления предприятием. В действующей практике около 95%  руководителей не могут правильно сформулировать цели предприятия в рыночных условиях.

Процедура определения  целей включает в себя установление общих целей предприятия, указание его специфических конкретных целей, которые определяют промежуточные этапы в достижении общих целей, определение приоритетности целей и их распределение во времени.

Возможными целями разработки бизнес-плана предприятия могут быть:

1) увеличение капитала предприятия;

2) увеличение нормы прибыли;

3) насыщение рынка услуг;

4) освоение новых видов товаров и услуг;

5) выход на новые товарные рынки и рынки услуг;

6) освоение  других  видов деятельности (диверсификация производства);

7) другие цели.

Для того,  чтобы он мог служить инструментом для достижения этих целей, в бизнес-плане необходимо четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

Что представляет (или будет представлять) собой предприятие?

Какие новые товары и услуги предлагаются потребителям, есть  ли платежеспособный спрос на них?

Какие рынки (местные,  межрегиональные,  национальные, зарубежные) планируется обслуживать?

Каким образом планируется превзойти конкурентов и  расширить сферу деятельности предприятия?

Почему кредит или инвестиции сделают предприятие  более  доходным и конкурентоспособным?

4.2. Структура бизнес-плана

Структура бизнес-плана органически вытекает из его назначения как документа,  в котором по определенной схеме систематизированы результаты  прединвестиционных исследований.  В нем описываются организационная  форма  предприятия,  продукция  и услуги, которые  планируется предоставить,  предполагаемое или фактическое местоположение  предприятия,  план  управления   и контроля, требуемое количество персонала и возможный риск.

Почти невозможно создать рынок для товаров и  услуг  без учета различных  направлений  маркетинга.  Раздел маркетинга в бизнес-плане рассматривает целевые рынки, конкуренцию, вопросы сбыта, рекламы, ценообразования.

Бизнес-план включает в себя описание отрасли и  тенденций ее развития, а также данные о потенциале предприятия.

Схема систематизации разделов,  используемых в российской и зарубежной практике,  по сути своей одинаковые и различаются только по форме представления и расположения частей.

Часто систематизация разделов проводится недостаточно тщательно, однако такой подход недопустим.  Прежде  всего  -  это прекрасный эскиз того, что будет включено в бизнес-план. И для читающего это очень важно,  так как  наиболее значительные  части могут быть сразу же выделены.  Поэтому надо сделать так, чтобы каждый легко нашел то, что ему нужно.

В бизнес-плане предусматриваются следующие разделы:

РЕЗЮМЕ.

МЕМОРАНДУМ О КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

    - Отрасль

    - Предприятие

    - Продукт

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЫНКА:

    - Российский рынок (наименование рынка)

    - Динамика цен

    - Рыночная ниша

    - Анализ конкуренции

    - Рынки стран ближнего зарубежья

    - Мировой рынок

    - Освоение западно-европейского рынка

    - Восточно-европейский рынок

    - Анализ инвестиционного рынка в отрасли

ПЛАН МАРКЕТИНГА:

    - Планирование производства

    - Планирование сбыта

    - Продукт А

    - Внутренний рынок

    - Рынки стран ближнего зарубежья

    - Мировой рынок

    - Продукт Б

    - Внутренний рынок

    - Рынки стран ближнего зарубежья

    - Мировой рынок

    - Стратегия маркетинга

    - Стратегия сбыта

    - Ценовая стратегия

СТРАТЕГИЯ ПРОИЗВОДСТВА:

    - Этапы создания нового производства

    - Вариант 1

    - Вариант 2

    - Предложения по стратегии развития производства

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН:

    - Организационно-правовая форма

    - Философия управления

    - Руководство предприятием

КРИТИЧЕСКИЕ РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

4.3. Информационное обеспечение

Для разработки бизнес-плана необходимо собрать и  проанализировать информацию  об объеме производства,  потенциального спроса, производственных и финансовых  потребностей  предприятия, позволяющую  рассмотреть несколько альтернативных вариантов реализации инвестиционного проекта, что увеличивает надежность успешного достижения основной цели проекта и его привлекательность для возможных  инвесторов.  Эту  информацию  можно найти в  изданиях Госкомстата России,  отраслевых изданиях или приобрести в конъюнктурных институтах и фирмах.

Для выполнения  расчетов  финансового  плана  в настоящее время разработаны стандартные программы решения этих задач  на персональных компьютерах.  Примерами таких программ могут служить: бухгалтерско-финансовый комплекс "ФИЛИО", который позволяет проводить такие расчеты без специальной подготовки; программы "COMFAR",  "Propspin",  разработанные  ЮНИДО;  программа "Инвестпроект", разработанная Российской финансовой корпорацией. Эти программы позволяют выполнить полный  расчет  экономической и финансовой эффективности инвестиционного проекта.