4.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНОВ
Бизнес-план
представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики
независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.
Задача
бизнес-плана - дать целостную
системную оценку перспектив
инвестиционного проекта. С этой
точки зрения он выступает как форма представления результатов предварительного
технико-экономического обоснования средних и крупных проектов.
Применительно
к мелким промышленным и иным проектам
он может являться документом, представляющим результаты полного исследования
инвестиционного проекта.
Персоналом
управления предприятия бизнес-план используется: для определения круга
проблем, с которыми столкнется предприятие при достижении намеченных целей;
оценки финансового положения
и конкурентоспособности предприятия на действующем и новом рынке
товаров и услуг; выработки стратегии деятельности предприятия в условиях
конкурентной борьбы с другими предприятиями выпускающими такие же товары
и предоставляющими сходные услуги; формулировки и обеспечения путей решения
этих проблем.
Потенциальным
инвестором и партнером бизнес-план
используется для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых
предприятием мероприятий, реальности получения желаемой прибыли и возврата кредитором
вложенных в этот проект
средств. Бизнес-план должен быть достаточно полным, чтобы, ознакомившись
с ним, потенциальный инвестор
мог получить полное представление о предлагаемом проекте.
4.1. Цели
бизнес-плана
Определение
целей является достаточно
сложной задачей, которую необходимо решить перед составлением бизнес-плана.
Цели можно рассматривать как желаемое
состояние, которых хотелось бы
достичь персоналу управления предприятием. В действующей практике около
95% руководителей не могут правильно
сформулировать цели предприятия в рыночных условиях.
Процедура
определения целей включает в себя
установление общих целей предприятия, указание его специфических конкретных
целей, которые определяют промежуточные этапы в достижении общих целей,
определение приоритетности целей и их распределение во времени.
Возможными
целями разработки бизнес-плана предприятия могут быть:
1)
увеличение капитала предприятия;
2)
увеличение нормы прибыли;
3)
насыщение рынка услуг;
4)
освоение новых видов товаров и услуг;
5)
выход на новые товарные рынки и рынки услуг;
6)
освоение других видов деятельности (диверсификация производства);
7)
другие цели.
Для
того, чтобы он мог служить инструментом
для достижения этих целей, в бизнес-плане необходимо четко сформулировать
ответы на следующие вопросы:
Что
представляет (или будет представлять) собой предприятие?
Какие
новые товары и услуги предлагаются потребителям, есть ли платежеспособный спрос на них?
Какие
рынки (местные, межрегиональные, национальные, зарубежные) планируется обслуживать?
Каким
образом планируется превзойти конкурентов и
расширить сферу деятельности предприятия?
Почему
кредит или инвестиции сделают предприятие
более доходным и конкурентоспособным?
4.2. Структура
бизнес-плана
Структура
бизнес-плана органически вытекает из его назначения как документа, в котором по определенной схеме систематизированы
результаты прединвестиционных
исследований. В нем описываются
организационная форма
предприятия, продукция
и услуги, которые планируется
предоставить, предполагаемое или
фактическое местоположение предприятия,
план управления
и контроля, требуемое количество персонала и возможный риск.
Почти
невозможно создать рынок для товаров и
услуг без учета различных направлений
маркетинга. Раздел маркетинга
в бизнес-плане рассматривает целевые рынки, конкуренцию, вопросы сбыта,
рекламы, ценообразования.
Бизнес-план
включает в себя описание отрасли и тенденций
ее развития, а также данные о потенциале предприятия.
Схема
систематизации разделов, используемых
в российской и зарубежной практике, по
сути своей одинаковые и различаются только по форме представления и расположения
частей.
Часто
систематизация разделов проводится недостаточно тщательно, однако такой
подход недопустим. Прежде всего -
это прекрасный эскиз того, что будет включено в бизнес-план. И
для читающего это очень важно, так как наиболее
значительные части могут быть
сразу же выделены. Поэтому надо
сделать так, чтобы каждый легко нашел то, что ему нужно.
В
бизнес-плане предусматриваются следующие разделы:
РЕЗЮМЕ.
МЕМОРАНДУМ
О КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.
КРАТКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ:
- Отрасль
- Предприятие
- Продукт
ИССЛЕДОВАНИЕ
И АНАЛИЗ РЫНКА:
- Российский рынок (наименование рынка)
- Динамика цен
- Рыночная ниша
- Анализ конкуренции
- Рынки стран ближнего зарубежья
- Мировой рынок
- Освоение западно-европейского рынка
- Восточно-европейский рынок
- Анализ инвестиционного рынка в отрасли
ПЛАН
МАРКЕТИНГА:
- Планирование производства
- Планирование сбыта
- Продукт А
- Внутренний рынок
- Рынки стран ближнего зарубежья
- Мировой рынок
- Продукт Б
- Внутренний рынок
- Рынки стран ближнего зарубежья
- Мировой рынок
- Стратегия маркетинга
- Стратегия сбыта
- Ценовая стратегия
СТРАТЕГИЯ
ПРОИЗВОДСТВА:
- Этапы создания нового производства
- Вариант 1
- Вариант 2
- Предложения по стратегии развития производства
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
ПЛАН:
- Организационно-правовая форма
- Философия управления
- Руководство предприятием
КРИТИЧЕСКИЕ
РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ
ФИНАНСОВЫЙ
ПЛАН
4.3. Информационное
обеспечение
Для
разработки бизнес-плана необходимо собрать и
проанализировать информацию об
объеме производства, потенциального
спроса, производственных и финансовых
потребностей предприятия,
позволяющую рассмотреть несколько
альтернативных вариантов реализации инвестиционного проекта, что увеличивает
надежность успешного достижения основной цели проекта и его привлекательность
для возможных инвесторов. Эту информацию
можно найти в изданиях Госкомстата России, отраслевых изданиях или приобрести в конъюнктурных
институтах и фирмах.
Для
выполнения расчетов финансового
плана в настоящее время
разработаны стандартные программы решения этих задач на персональных компьютерах. Примерами
таких программ могут служить: бухгалтерско-финансовый комплекс "ФИЛИО",
который позволяет проводить такие расчеты без специальной подготовки;
программы "COMFAR", "Propspin",
разработанные ЮНИДО; программа "Инвестпроект", разработанная
Российской финансовой корпорацией. Эти программы позволяют выполнить полный
расчет экономической и финансовой эффективности инвестиционного проекта.
|