ТЕМА 5. МЕТОДИКА АНАЛИЗА
ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
5.2. Анализ доходности
(рентабельности)
Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется
абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности
- это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель - уровень рентабельности.
Рентабельность представляет собой доходность или прибыльность производственно-торгового
процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности
хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров,
работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации
продукции к ее себестоимости:
где р - уровень рентабельности, %;
п - прибыль
от реализации продукции, руб.;
и - себестоимость
продукции, руб.
Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного
питания определяется процентным отношением прибыли от реализации товаров
(продукции общественного питания) к товарообороту.
В процессе анализа изучают динамику изменения объема
чистой прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Основными
факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации
продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от внереализационных
операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль
и других налогов, выплачиваемых из прибыли.
Анализ доходности хозяйствующего субъекта проводится
в сравнении с планом и предшествующим периодом. В современных условиях
сильных инфляционных процессов важно обеспечить сопоставимость показателей
и исключить влияние их на повышение цен. Анализ проводится по данным работы
за год. Показатели прошлого года приведены в сопоставимость с показателем
отчетного года с помощью индексации цен, методика которой рассматривалась
в разделе "Финансовые ресурсы и капитал".
|