Правило 8
Дистрибьюторы должны быть рабами вашего бренда
Введение
Если вдуматься, американские потребители, в сравнении с поставщиками товаров
и услуг, были, а в некоторых случаях и сейчас практически лишены рыночной
власти. Конечно, присущий Америке дар предпринимательства всегда работал
на стороне потребителей, однако вместе с тем они находились в зависимости
от своего географического положения. США - очень большая страна. Прежде
чем потребитель мог купить какой-либо товар, кто-то должен был захотеть
заняться его продажами в определенном районе или регионе.
130 лет назад это означало, что если американец не был жителем крупного
города, он, скорее всего, отправлялся за покупками в универсальные магазины.
Если приближалась зима и ему требовалось пальто, а в магазине продавались
какие-либо пальто каких-либо размеров, он, скорее всего, совершал покупку
(за деньги или по бартеру, в обмен, скажем, на овцу), не обращая внимания
ни на ее вес, ни на качество товара, ни на цену, да еще горячо благодарил
продавца.
В конце XIX в. с появлением почтовых каталогов Montgomery Ward и Sears
был сделан гигантский шаг вперед. Даже жители такого Богом забытом городка,
как, например, Таксон, получили возможность выбора пальто нескольких стилей
и размеров. Возможно, чтобы успеть к зиме, заказ необходимо было размещать
еще весной, но сама возможность покупки вызывала у потребителя чувство
глубокой благодарности.
Затем в Америке начали распространяться истинные универмаги, а у потребителей
появились личные автомобили. Универмаги предлагали всего понемногу, т.
е. выбор в каждой конкретной категории товаров был невелик. Но это ничего
не меняло, поскольку основная масса американцев скорее всего даже не знала,
что еще можно купить. Они приобретали то, что было, и говорили "спасибо".
Вскоре пришло время супермагазинов, "убийц категорий". Здесь
под одной крышей можно было найти товар любой сколько-нибудь известной
марки. К этому следует добавить стеллажи с коробками до самого потолка,
бесконечно длинные проходы, а также немногочисленных и не слишком компетентных
продавцов. И все равно, если в магазине имелась необходимая американцу
вещь, он забывал про уровень сервиса и в душе благодарил фирму-продавца.
Параллельно развивалась торговля по почтовым заказам, но, по сути, это
была игра в лотерею. Если имя потребителя оказывалось в нужном списке
рассылки и к наступлению холодов он получал необходимый каталог с необходимым
пальто, что ж, он мог сделать заказ и сказать "спасибо".
И наконец, с появлением интернета "спасибо" потребителя приобрело
свое истинное значение.
|