Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления. |
ЛЕКЦИЯ 11.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
1. Эволюция взглядов на проблемы благосостояния
Человечество, как и отдельный человек, всегда стремилось к достижению
благосостояния. Уже в идеях раннего утопического социализма уничтожение
частной собственности, уравнительное распределение и полная регламентация
общественной жизни рассматривались как условие достижения всеобщего счастья.
По мнению представителей данного учения, человек несчастлив потому, что
испытывает зависть к более удачливому соседу. А уничтожить зависть можно
только одним путем - сделать всех одинаковыми.
Идеологи же капиталистического производства с их философией эгоизма и
индивидуализма (см. взгляды А.Смита - прим. автора) в теории благосостояния
сделали акцент на производстве, рассматривая благосостояние как синоним
богатства, где под богатством понимались продукты материального производства.
В рамках данных представлений основа и источник благосостояния - это накопление
национального капитала, а показатель уровня благосостояния - рост количества
благ на душу населения или чистый доход нации, который функционально зависит
от ресурсов капитала, земли и труда. Следовательно, факторы экономического
роста, важнейшими из которых являлось накопление капитала и разделение
труда, автоматически становились факторами роста благосостояния. Предпосылкой
же роста национального богатства классики единодушно считали систему "естественной
свободы".
Истоки современных теорий благосостояния
следует искать в утилитаризме - этической теории, признающей полезность
поступка критерием его нравственности. Основателем данной теории явился
английский философ И. Бентам (1748-1832), считавший, что у философии нет
более достойного занятия, чем оказывать поддержку экономике повседневной
жизни. Целью всякого человеческого действия Бентам провозгласил благосостояние.
Следовательно, по мысли Бентама, единственной универсальной общественной
наукой должна стать "эвдемоника"-наука достижения благосостояния.
Само благосостояния Бентам предлагал измерять вычитанием суммы страданий
из суммы удовольствия за данный период времени. В своей теории он исходит
из того, что каждый человек в состоянии производить те арифметические
действия, которые нужны для получения максимума счастья. Следует заметить,
что в бентамовской концепции человек является исключительно потребителем;
сфера производства интересует его очень мало. Более того, он нацелен на
немедленное потребление - будущие удовольствия, согласно "арифметике
счастья" входят в рассмотрение с меньшими весами, чем настоящие.
Этот человек (универсальный потребитель Бентама) хорошо узнаваем, именно
он становится центральной фигурой маржиналисткого анализа. И тот же Г.Госсен,
который первым сформулировал закон убывающей пре-
дельной полезности (см. законы Госсена - прим. автора) из традиционной
экономической науки взял именно философию утилитаризма с ее принципами
разумного эгоизма, субъективного сопоставления выгод и жертв, удовольствия
и страдания. Он даже предлагал политическую экономию переименовать в Genusslehre
то есть учение об удовлетворении (или удовольствии), где максимизация
удовольствия (полезности) становится важнейшим принципом общественного
хозяйствования.
У Бентама, как и у маржиналистов, мы видим сведение всех мотивов человеческого
поведения к достижению удовольствия; богатство же они рассматривает как
частный случай удовольствия. И в этом первое отличие взглядов Бентама
и Смита. Другое же отличие заключается в том, что Бентам не доверял согласование
индивидуальных стремлений к благосостоянию рынку и конкуренции, считая
это прерогативой законодательства, где идеальный свод законов должен быть
построен по принципу "максимальное счастье для всех". Стоит
отметить, что взгляды Бентама оказали влияние не только на представителей
маржиналисткого направления в экономической науке, но и на Сисмонди, который
считал, что наука об управлении должна ставить себе целью счастье людей,
соединенных в обществе. Говоря его словами "...она ищет средства,
чтобы обеспечить людям самое высокое благоденствие, совместимое с их природой".
|