|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления. |
ЛЕКЦИЯ 10. Особое внимание Дж. Робинсон
уделила такой характерной черте рыночного поведения крупных компаний,
как маневрирование ценами. Ключевым вопросом в ее исследованиях стало
исследование возможностей использования цены как инструмента воздействия
на спрос и регулирования сбыта. Именно Дж.Робинсон ввела в экономическую
теорию понятие "дискриминация в ценах", что означало сегментацию
рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене
у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп,
на разных географических рынках. Обратила внимание на проблемы формирования
ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях совершенной
конкуренции. Дж. Робинсон показала, что монополист обретает возможность
разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них
назначить особую цену, так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной.
Однако возникает вопрос - почему же монополист не назначает на всех рынках
одинаково высокую цену? Оказывается, что это нецелесообразно, потому что
в условиях несовершенной конкуренции у разных групп покупателей существует
разная эластичность спроса по цене, и если повсеместно назначить высокую
цену, спрос может резко сократится. Следовательно, в целях максимизации
прибыли целесообразно действовать иначе: при выпуске нового "дифференцированного"
товара сначала назначить очень высокую цену, обслужив наиболее состоятельную
часть покупателей (рынок с низкой эластичностью спроса по цене, так называемый
"сильный рынок"), затем понизить цену, привлекая менее состоятельных
покупателей и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены рынки
с высокой эластичностью спроса по цене ("слабые рынки"). Подобная
тактика "снятия сливок" основана на дискриминации в ценах по
признаку групп с различными доходами. Но возможна и пространственная дискриминация,
как например, при установлении монопольно-высоких цен на внутреннем рынке
и демпинговых во внешней торговле. Как бы то ни было, "золотое правило"
политики ценовой дискриминации заключается в том, что самая высокая цена
устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а самая низкая
- там, где эластичность спроса выше всего. Сопоставляя простую монополию
и монополию, практикующую множественность цен, Дж.Робинсон показала, что
в последнем случае фирма достигает и увеличения объема выпуска продукции,
и увеличения валового дохода. Анализируя поведение монополий, Дж.Робинсон
пытается оценить желательность ценовой дискриминации с точки зрения общества
в целом. По ее мнению, с одной стороны, монополия, использующая дискриминацию
в ценах (по сравнению с простой монополией, не практикующей такого поведения),
повышает объем выпускаемой продукции. С другой стороны, ценовая дискриминация,
сохраняя монопольно-высокие цены, ведет к неправильному распределению
ресурсов и к их общему недоиспользованию. Кроме того, монополизация производства,
по мнению Дж.Робинсон, в любом случае неблагоприятно влияет на распределение
богатства между людьми. |
|||
... предыдущий пункт лекции | следующий пункт следующей лекции ... |