Библиотека Воеводина _ "Международный менеджмент" / Г.М. Голобокова ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии Библиотека Воеводина: экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Международный менеджмент" / Г.М. Голобокова _ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

6. АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИРМ

6.1. Централизация и децентрализация

Для фирм, ведущих международную деятельность, существует две основных структуры управления - централизованная и децентрализованная. Выбор той или иной структуры зависит от многих обстоятельств. Наиболее важными являются: размеры фирмы, значение и характер ее заграничной деятельности, степень диверсификации и сложности выпускаемой продукции, характер экспортируемой и производимой на заграничных предприятиях продукции, специфика рынков целевых стран и уровень конкуренции на них.
Основным принципом централизованной системы является принцип единоначалия: руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, регламентирует и координирует деятельность подразделений. У дочерних предприятий и подразделений полностью отсутствует хозяйственная самостоятельность. При централизованной системе управления крупной компанией, выпускающей несколько видов продукции и ориентированной как на национальный, так и на внешние рынки, в помощь президенту выделяются несколько вице-президентов. Вице-президенту по производству подчиняются несколько управляющих, каждый из которых ведает производством закрепленной за ним продукции. Вице-президенту по сбыту, как правило, подчиняются два управляющих по сбыту ( на внутреннем и внешнем рынке). Кроме того, в такой компании обычно имеется должность вице-президента-распорядителя или главного управляющего по общим вопросам, который является помощником президента компании.
Организационная форма управления фирмой является централизованной в том случае, когда в фирме имеется большое число функциональных служб или отделов, которые играют более важную роль, чем производственные отделения; исследовательские подразделения находятся в центральном аппарате материнской компании. Сбытовая сеть производственных отделений такой фирмы находится в подчинении у центрального отдела сбыта; функциональные отделы центрального аппарата материнской компании осуществляют контроль над отделениями по продукту, сбытовыми подразделениями и производственными предприятиями.
При децентрализованной системе управления полномочия распределяются по нижестоящим уровням управления, внутри фирмы создаются производственные отделения, которые пользуются полной хозяйственной самостоятельностью. За высшим руководством фирмы сохраняются лишь функции контроля и координации деятельности подразделений, а также осуществление перспективного планирования. Все производственные подразделения несут ответственность за организацию производственно-сбытовой деятельности; каждое отделение самостоятельно финансирует свою деятельность, вступает в партнерские отношения с любыми третьими сторонами. Однако создание таких отделений не означает, что система управления компанией является децентрализованной. Степень централизации или децентрализации определяют следующие факторы:
1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. При сильно централизованной структуре управления количество таких решений минимально.
2. Важность данных решений. В централизованных фирмах руководители среднего и низшего звена не могут принимать важные решения, например, связанные с большими затратами материальных средств.
3. Последствия решений, принятых на нижестоящих уровнях. Чем выше степень децентрализации, тем большее количество функций затрагивают решения, принятые на нижестоящих уровнях.
4. Величина контроля за работой подчиненных. Чем больше децентрализация управления, тем меньше контроль за нижестоящими руководителями.
5. Степень децентрализации определяется также степенью делегирования высшим руководством своих полномочий нижестоящим уровням управления.
В пределах одной фирмы централизация и децентрализация ее подразделений может быть различна.
Централизация и децентрализация имеют свои преимущества. Так, централизация позволяет улучшить контроль и координацию выполнения всех функций; избежать разрастания и развития одних отделов за счет других; рациональнее использовать опыт персонала центрального административного органа. Преимущества децентрализации состоят в том, что она дает право принятия решений руководителю, который находится ближе всего к возникающей проблеме; стимулирует инициативу; помогает профессиональному росту руководителей. Кроме того, децентрализованная система управления является наиболее оптимальной для управления крупными фирмами, ориентированными на международные рынки, так как в этих фирмах существуют огромное количество информации и сложности процесса принятия решений.

<< 5.4. Параллельные организационные структуры
6.2. Специализированные отделы в центральных службах управления >>