Библиотека Воеводина _ "Международный менеджмент" / Г.М. Голобокова ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии Библиотека Воеводина: экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии



Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Международный менеджмент" / Г.М. Голобокова _ Оглавление




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления

2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

2.3. Лицензирование

Лицензирование (продажа лицензий) является решающим шагом в направлении международной кооперации. Производится продажа лицензий на основе заключения лицензионного договора.
Лицензионный договор (соглашение) представляет собой продажу результатов исследований и разработок, охраняемых патентом, другому лицу. При этом патент обычно остается в собственности владельца. Заключается лицензионное соглашение между владельцем патента (лицензиаром) и лицом, приобретающим лицензию (лицензиатом) по поводу продажи запатентованного изобретения, технологического процесса, товарного знака и др. Лицензионное соглашение может заключаться в форме патентного договора (продажа запатентованного изделия, товарного знака) либо в форме договора о передаче "ноу-хау" (обязательство о передаче знаний, опыта и навыков, выраженных в форме документации с одновременной "передачей" специалистов для налаживания производственного процесса и т.д.).
Существует несколько видов лицензий - простые, исключительные и полные. Приобретение простой лицензии означает, что и лицензиат, и лицензиар одновременно могут использовать секрет производства или изобретение в своей производственной деятельности. Приобретение такой лицензии выгодно лишь в случае массового производства и емкого рынка.
Исключительная лицензия дает ее владельцу исключительное право использования изобретения (или технологии) в течение определенного времени на конкретной территории. Однако при получении лицензии такого вида возможны некоторые ограничения со стороны лицензиара, например, приобретение у него сырья и комплектующих, количество производимого продукта и цены на него, вывоз продукта за границу.
Третий вид лицензий - полные, покупатель которых получает право единоличного использования изобретения. Ситуация похожа на приобретение патента, но в практике встречается довольно редко. Такое лицензирование применяется в основном в сфере фундаментальных исследований с длительным сроком осуществления и большими затратами.
Каждая лицензия имеет свою цену. Если цена лицензии зависит от экономического эффекта, получаемого ее владельцем, то в этом случае платежи осуществляются в форме периодических отчислений (на международном уровне они составляют 2-5 % оборота ), которые носят название "ройялти". В том случае, когда цена лицензии фиксирована заранее, выплата общей суммы производится сразу либо по частям; такой вид оплаты называется "паушальным платежом".
В последнее время заключению лицензионных соглашений придается большое значение в странах Запада. Это во многом обусловлено их достоинствами:
прежде всего, лицензионные соглашения позволяют намного быстрее осваивать новые рынки, при этом нет необходимости во времени и финансовых средствах для осуществления капиталовложений в строительство зданий, импорт оборудования ;
значительно снижаются политические риски в странах с нестабильной политической ситуацией;
появляется возможность перевода за границу производства, которое стало нерентабельным в своей стране;
платежи за лицензии в некоторой мере покрывают расходы на исследования и разработки;
экспортер не выступает в роли работодателя; поэтому он не подвергается критике как, например, международный концерн, использующий более благоприятные для него условия в развивающейся стране (более низкий уровень заработной платы и др.);
в большинстве случаев выгоднее продать лицензию потенциальному конкуренту, пока он сам не разработал конкурентную продукцию.
Однако у лицензирования имеется ряд серьезных недостатков. Во-первых, во многих странах лицензиар практически не может следить за переданными технологиями и опытом, и прежде всего - за осуществлением платежей за них. Во-вторых, существует реальная возможность того, что лицензиат может стать серьезным конкурентом, даже на рынке, где действует лицензиар. В-третьих, при возникновении каких-либо споров во многих странах лицензиару из другой страны практически невозможно выиграть дело в суде.

<< 2.2. Торговые представительства
3.1. Культурные различия >>