Библиотека Воеводина _ "Ресторанный бизнес" / Эгертон-Томас Кристофер ... Глава 6 ... экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии Библиотека Воеводина: экономика, финансы, бизнес, политэкономия, экономикс, суд, юриспруденция, опт, право, маркетинг, брэндинг, литература, библиотека, книги, студент, реферат, учебник, теория, инвестиции, менеджмент, управление, предпринимательство, предприятие, реклама, международная, словарь, энциклопедия, история, ВЭД, тнк, корпорация, концерн, консорциум, аудит, страхование, биржа, деньги, кредит, сбыт, ресторан, паблик рилейшнз, public relations, PR, персонал, фирма, компания, бесплатно, free, фокус-группа, focus-groups, исследования рынка, архив, журнал, книги и статьи, анализ, комментарии

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Ресторанный бизнес" / Эгертон-Томас Кристофер




Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.

Учет алкогольных напитков
Такой учет осуществляется достаточно просто. Вы учитываете все, что к вам поступает, возможно, при помощи своего компьютера. Затем вы определяете, какие напитки и в каком количестве должны быть выставлены в баре. Допустим, у бармена под рукой должны быть в наличии две бутылки водки плюс еще шесть где-то поблизости. Таким образом в баре в общей сложности должно быть восемь бутылок водки.
Ежедневно после закрытия заведения или перед его открытием бармен или управляющий подсчитывает пустые бутылки, которые для простоты выставляются в ряд на стойке. Каждая пустая бутылка заменяется на полную. Иногда бармен проводит учет самостоятельно. Если владелец ресторана испытывает недоверие к бармену, что бывает не так редко, то учет осуществляется управляющим.
Поскольку при отпуске ликеров выбиваются, или должны выбиваться, отдельные чеки, вы вполне можете сравнить сумму, вырученную за ликеры, с общей суммой выручки в баре. Сумму выручки, определенную по чекам, можно сравнить с суммой стоимости ликеров, находящихся в баре. Это позволяет вам определить долю выручки от алкогольных напитков, которая в течение всего года остается приблизительно на одном и том же уровне, в то время как общая сумма выручки меняется в зависимости от времени года, праздничных или рабочих дней и ТА-Резкое изменение этой доли свидетельствуют о том, что что-то не в порядке. Это может объясняться чрезмерно щедрым наполнением бокалов, воровством или и тем и другим одновременно.
Однако точность ваших оценок может быть обманчивой. В карточке меню может значиться джин "Старый Диккенз", но доставка его задержалась, и в подвале нет ни одной бутылки. Имевшиеся в наличии бутылки давно израсходованы, бармен заказывает еще шесть, но не в состоянии представить взамен аналогичные пустые бутылки. В эту неделю получается определенная неувязка между заказом и возвратом пустых бутылок. Добавьте к этой неувязке огромное число различных ликеров и вы увидите, что расхождение может быть достаточно велико.
Иногда бармен может пренебречь возвратом бутылок, тогда на следующий день ему приходится иметь дело с тремя полупустыми бутылками. А при подсчете получаются три лишние пустые бутылки. Кроме того, бутылки могут разбиться, их могут попросту выбросить или украсть, их содержимое может быть по той или иной причине вылито в раковину. Алкоголь также используется и на кухне для приготовления блюд или для поднятия духа у обслуживающего персонала.
В крупных заведениях такой проблемы не возникает, поскольку там имеется специальный ответственный за алкогольные напитки. Но в ресторанах на 50-200 мест, о которых мы ведем речь в данной книге, подобные ситуации происходят довольно часто. Время от времени владелец сам может заходить на кухню и сверять пачки заказов с реальным потреблением. С точностью до 100 долларов он может всегда определить сумму выручки. Конечно, даже при небрежном ведении записей в кассовом аппарате регистрируется сумма денег, уплаченная за ликеры, поэтому ресторатор может отслеживать ситуацию вплоть до нескольких центов.
При организации ресторана существует надежда на его постоянный рост. Но на определенной стадии развития любой ресторан достигает более или менее неизменного уровня. И это просто удача, поскольку только данные за более или менее длительный период времени могут свидетельствовать об успехе или неудаче данного бизнеса. Постоянный рост не требует никаких дополнительных действий, за исключением дополнительного найма двух-трех служащих. Но снижение оборота и выручки, сохраняющееся несмотря на изменения погоды, налогообложения, праздников и т.п., требует незамедлительного принятия мер.
Виды, ликеров
Владельцы ресторанов вовсе не должны обязательно быть опытными барменами, но если это так, то, конечно, к лучшему. Это поможет им контролировать бар и не зависеть от опытного бармена. По крайней мере, им следует хорошо разбираться в том, какими же алкогольными напитками они торгуют. Умея приготовлять коктейли, они вполне могут занять второе место за стойкой бара, особенно в часы пик. В таком случае общий хор клиентов и сотрудников будет непрестанно и восхищенно восклицать: "Какой великолепный у нас хозяин!"
Алкогольные напитки из зерна.
Виски, джин и водка относятся именно к такого рода напиткам. Они различаются видами зерна и различными добавками: ягодами можжевельника, фруктовыми выжимками и травами. При изготовлении скочей имеет значение срок выдержки. На заводе проводится розлив исходного продукта в качестве водки и ароматизированного - в качестве джина Из всех крепких спиртных напитков водка представляется самой чистой, за ней следует джин, что и объясняет их чрезвычайно широкую популярность. Говорят, что это "чистые" напитки, не вызывающие головной боли, возникающей от дополнительных примесей. По общему мнению, у них более приятный запах, что также добавляет им популярности. Водка зачастую изготовляется посредством перегонки картофельных выжимок. Некоторый интерес проявляется к ароматизированным водкам из России и Восточной Европы, включая также и различные сорта перцовой водки.
Ароматизированные вина и ликеры.
Кампари, вермут, чинзано, дюбонне и ряд других сортов вин ароматизируются. Большинство ликеров представляют собой ароматизированное соответствующим образом бренди, хотя и существует множество таинственных рецептов, известных только настоятелям монастырей и передающихся из уст в уста от предшественника к преемнику. Неизбежно, со временем были разработаны более дешевые варианты вместо более дорогих ликеров, преимущественно с апельсиновым ароматом. Наилучшими из них считаются Гранд-марнье и Куантро, а такие как Кюрасао и Трипл-сек используются в коктейлях.
Бренди.
Бренди, коньяк, арманьяк, марк - эти названия, относящиеся к различным видам бренди, изготовляются из подвергшегося перегонке виноградного сока, а не из зерна При выдержке в дубовых бочках (вплоть до сорока лет, после чего приобретается специфический "древесный" аромат) коньяк созревает, приобретая более выраженный и сложный букет. После розлива в бутылки коньяк уже не подвержен изменениям. Для облагораживания цвета в него, как и в виски, добавляется жженый сахар. В бутылке "старого" и очень дорого бренди может содержаться совсем небольшое количество действительно старого напитка, смешанного со значительно более молодым. Кальвадос изготовляется посредством перегонки яблочного сока, иногда его даже называют яблочным бренди. Законным путем его изготовляют только во Франции. Это очень крепкий напиток.
Крепленые вина.
Портвейны, херес, мадера и марсала относятся к крепленым винам В них добавляется в различных количествах бренди. Первоначально это делалось для того, чтобы повысить сохранность вин при транспортировке, а потом стало одной из особенностей их изготовления. К наиболее сухим (с наименьшим количеством сахара) следует отнести испанский херес Манзанилла. Он действительно на средний американский вкус представляется излишне сухим. Объем продажи хереса сократился в последние годы, даже в Англии, которая являлась потребителем 70% всего производимого в мире напитка. В последнее время в целый ряд различных видов хереса стали добавлять сахар в надежде на повышение спроса.
Несмотря на восхитительный аромат и, как правило, высокое качество крепленых вин, они постепенно вытесняются из употребления вследствие появления других широко рекламируемых напитков и изменения моды на питье. Лишь в немногих офисах фирм посетителю могут предложить стакан хереса или мадеры с тминным печеньем, а послеобеденный стакан портвейна, как считается, неблагоприятно действует на печень.
Вино
Тема вина широко используется в литературных и фольклорных произведениях. Еще десять лет тому назад потребление вин в США резко возрастало год от года В наши дни оно резко сокращается по целому ряду причин. Существует общепринятый взгляд, который производители крепких напитков всячески стремятся опровергнуть, на то, что их потребление гораздо более вредно, чем потребление вина
Вино следует хранить при строго фиксированных низких температурах. В идеале бутылки должны храниться в таком положении, чтобы само вино полностью омывало пробку. Многие вина часто можно приобрести оптом по сниженной цене, но в этом случае возникает проблема их хранения.
В США производится вино достаточно высокого качества в основном в штатах Калифорния и Нью-Йорк. Производимые в стране вина имеют, как это ни странно, достаточно высокую цену. После того как филоксера поразила европейские виноградники, расширились поставки в Европу вин из Калифорнии. Яркий пример того, как Новый Свет способствует сохранению равновесия в Старом.
В мире имеются буквально тысячи различных вин. Но все они изготавливаются из виноградного сока, подвергшегося брожению, зачастую с искусственными добавками. Для получения белого вина с виноградных ягод с самого начала удаляют кожуру, для получения розового - ее удаляют на определенной стадии брожения, а при производстве красного - кожуру оставляют вместе с соком до самого конца. Шампанское - это белое вино, которое подвергается брожению дважды, что приводит к образованию пузырьков.
Большинство вин улучшает свое качество при выдержке в бочках или бутылках, но только до какого-то предела. Некоторые вина обладают наилучшими качествами, будучи молодыми. Красные вина обычно должны подаваться при комнатной температуре, что улучшает их букет. Но даже французы часто пьют красные вина охлажденными, особенно молодое "Бужоле". Белые вина рекомендуется охлаждать, так же как и розовые. Теплое белое вино иногда приобретает неприятный вкус, при этом хорошо известно, что охлаждением можно прикрыть множество недостатков.
По этому вопросу написано множество книг, специализация по виноделию имеется также в некоторых колледжах в штатах Калифорния и Нью-Йорк. В Бристольском университете в Великобритании присваивается научная степень магистра по виноделию. В данной книге представляется возможным лишь кратко осветить все эти вопросы.
Отрасль науки, относящаяся к виноделию, экология, представляется захватывающей дисциплиной. Она привлекает множество всезнаек, навязчивых и скучных мудрецов, готовых распространяться на эту тему в любом месте и в любое время, даже если окружающие вовсе не проявляют интереса к изготовлению вина
В Бургундии каждую осень облака разгоняются пушечными выстрелами, с тем чтобы виноград избранных сортов подвергался воздействию солнечных лучей для повышения содержания сахара вплоть до достижения "благородной вялости". В Германии лучшие виноградные ягоды называются "подсушенными". Херес приобретает свой уникальный аромат от бактерий saccharamyces elipsoideus beticus, поэтому выдержанный херес добавляется в молодой, с тем чтобы смесь приобрела свойства выдержанного. Живописнейшим зрелищем является изготовление вина в Хересе (Испания).
Перед заинтересованным читателем может открыться целый неизведанный мир виноделия. Некоторые виноградники и винные производства время от времени открываются для посетителей. Чтобы лучше всего познакомиться с вином, надо его попробовать и прийти к собственному заключению.
Самая общая классификация вин делит их на красные, белые, розовые и крепленые. Многие рестораны предлагают определенные сорта вин, такие как красные бургундские (Шатонеф-дю-Пап, Поммар и тд.)( белые бургундские (Шабли, Пулиньи, Монтраше и т.д.), красные бордо или клареты ( Мутон Кадет, Шато Лафит - очень дорогое вино) и белые бордо, некоторые из них суховаты (например, Грав), другие очень сладкие (такие как Сотерне). Наиболее известным и дорогим из последних является Шато Икем. Бургундские вина и бордо разливаются в бутылки различной формы, что может в известной степени помочь при выборе вина
Имеется большой выбор итальянских вин - красных типа Кьянти и Вальполичелла и белых типа Соаве-болла и Пино-гриджо. Большая часть вин, производимых в Германии, относятся к белым, причем большинство из них с большим содержанием сахара и добавлением химических веществ. Некоторые из них, например, Бернкастелер Доктор проходят через возгонку, вследствие чего обладают достаточно высокой ценой. К обычным относятся испанские, югославские, венгерские, марокканские, аргентинские и чилийские вина. Очень высококачественные вина производятся в Австралии.
Следует отметить, что американские вина, особенно калифорнийские белые, все время завоевывают медали, причем французские, само собой разумеется, не отстают от них. Некоторые французские винодельческие фирмы, такие как "Моэ Шандон", проникли в калифорнийское виноделие, к обоюдному удовольствию обеих сторон.
Мистика вина.
Англичане в XVIII веке создали огромное количество произведений, посвященных вину. Это было одним из проявлений великолепия нарождающегося промышленного общества
На одном из юмористических рисунков Джеймса Тэрбера, опубликованном в журнале "Нью-Йоркер", изображен человек, разливающий вино со словами: "Это очаровательное домашнее бургундское, не обладающее сортностью, но оно вам несомненно понравится!" С тех пор словарь винодела значительно расширился, появились такие термины, как "цветочное", "сохраняющее аромат винограда", "черничное" и "черносмородиновое" и т.п. И это не удивительно, поскольку черносмородиновое вино Кассис очень часто добавляется к красному вину для усиления букета Оно также добавляется и в белое вино для изготовления коктейля под названием Кир по имени мэра Бургундии, который первым начал использовать такую смесь.
Виноделие распространилось настолько, что было бы наивным не допускать возможности повторения названий. В Европе процедура наименования различных новых сортов вин находится под строгим контролем, но ведь находит своего покупателя и бесчисленное множество цистерн с испанскими и марокканскими винами, не имеющими конкретных названий.
Химические вещества.
Виноделы будут сражаться до последнего, чтобы не допустить принятия законов об обязательном указании на этикетке содержащихся в вине веществ. По вполне понятным причинам виноделы не хотят портить образ абсолютной природной чистоты своего продукта
В настоящее время на этикетках бутылок все чаще можно видеть надпись: "содержит сульфиты". Но это еще не вся правда Бутылка среднего вина содержит более тысячи различных органических соединений, некоторые в ничтожных количествах. Основными ингредиентами в вине являются спирт (12%), вода (85%) и сульфиты (3%), а также небольшое количество уретанов и гистаминов.
Многие вина процеживаются через серный фильтр для повышения сохранности. Красное вино осветляется посредством соединений калия, а белое - с помощью цианидов.
Если вы понаблюдаете за тем, что происходит с ягодами винограда, если они хранятся вне холодильника, то вы поймете, что вино относится к нестойким продуктам. Поэтому весьма заманчиво использовать чудеса науки для повышения его сохранности.
Цель этих строчек заключается не в разрушении мистики виноделия, а, наоборот, в поисках выхода из трудностей. Ведь многие потенциальные потребители начинают подозрительно относиться ко всему процессу производства вин, что проявляется в напряженной озабоченности, с которой посетители ресторанов просматривают предложенный им список вин.
Если вину в самом деле суждено стать продуктом массового потребления, то его следовало бы поместить где-то рядом с пивом. В наши дни, однако, вино продолжает оставаться предметом роскоши.
В большинстве ресторанов имеется краткий список вин, к названиям которых даются краткие пояснения, например: сан-франдино пулиньи монтраше - легкое сухое вино со слабым фруктовым ароматом, превосходно подходит к рыбе, цыпленку и телятине.
В целом можно сказать, что во всех случаях, за исключением обслуживания самой богатой категории клиентов (по 150 долларов на человека), обожающих всяческую чепуху, следует демистифицировать предлагаемые в меню вина, т.е. сопровождать их названия объяснением того, что они собой представляют. Большинство американцев приходит в ресторан, чтобы развлечься и отдохнуть, они любят попробовать что-либо новенькое, но не любят, когда им дурят голову.
Если средний посетитель вдруг забудет о цене и закажет себе бутылку Бернкастелер Доктор 78 или Шато Лафит 73, то само ощущение аромата и букета не потребует никаких дополнительных словесных пояснений. Мне представляется далеко не смешным рассказ об одном любителе, сохранявшем бутылку токайского, которое он хотел отведать на смертном одре!
Торговля вином
Следует хорошо помнить, что карточка вин в меню является не только инвентаризационным документом, но также и инструментом торговли. В ней вина должны быть не только перечислены, но и охарактеризованы с указанием того, к каким блюдам данное вино подходит. Целесообразно иметь ряд вин с умеренными ценами для небогатых клиентов, а также вина и подороже. Интервал цен от 10 до 40 долларов за бутылку представляет достаточный выбор для клиентов любого достатка.
Если НЕ ИМЕЕТСЯ В НАЛИЧИИ вин с умеренной ценой, то клиенты предпочтут заказывать пиво или вообще воздержатся от заказа алкогольных напитков. Они также будут испытывать нервозность, ожидая окончательный счет, а ведь вам не известно, на какую сумму они рассчитывают.
В этом случае может помочь опыт обслуживающего персонала.
- Я заказал бифштекс, а моя супруга - жареную треску.
Посоветуйте, какое вино нам к этому заказать?
- У нас есть легкий кларет номер 14, который одинаково хорошо подходит и к тому, и к другому.
- Красное вино к рыбе?
- Может быть оно подходит не ко всем видам рыбы, но отлично сочетается с треской, особенно приправленной густым соусом.
- В таком случае, может быть, нам заказать по стакану белого и красного вина?
Может быть, подобный совет покажется неуместным, поскольку обслуживающий персонал "дорогих" ресторанов опасается вступать в серьезное обсуждение свойств вин с посетителями. Но все-таки некоторая информация о предлагаемых винах может заинтересовать, и клиенты смогут получить от такой беседы определенное удовольствие.
Во многих ресторанах бесплатная бутылка вина ставится на стол вместе с приборами. Часто это делается в качестве рекламного предложения на данную неделю. Причем делается это вовсе не по слабоумию ресторатора. Возможно, он руководствуется неким романтическим, а, может быть, и чисто деловым чувством, стремясь к тому, чтобы у его посетителей легче и быстрее переваривалась пища
Всегда очень полезно по-дружески и со знанием дела дать совет посетителю. Если он доверяет заведению, которое регулярно посещает, то это в существенной степени облегчает работу.
Примерный перечень сочетаемости отдельных вин и блюд:
Закуски - шампанское, сухое белое вино, или сухой херес;
Бифштекс - темное красное вино;
Барашек - темное красное вино;
Телятина - сухое или полусладкое белое и розовое вино;
Цыпленок - сухое или полусладкое белое и розовое вино;
Рыба, крабы, моллюски - сухое и полусладкое белое и розовое вино;
Десерты - сладкое вино, портвейн, мадера.
Основное правило гласит красное вино сочетается с красным мясом, а белое вино - с белым мясом, рыбой, крабами и моллюсками. Национальные вина часто хорошо сочетаются с национальной кухней, поэтому хорошо заказать, например, красное Кьянти или Бардолино к спагетти по-болонски, а греческое вино к какому-нибудь национальному греческому блюду.
Благородное вино не следует употреблять с острой пищей. Например, самым лучшим сопровождением к индийскому кар-ри было бы пиво.
Эти простые правила основываются на долголетнем опыте определения сочетаемости отдельных блюд, но они вполне допускают отклонения в соответствии с индивидуальными вкусами, например, сочетание трески с красным вином. Эксперимент может доставить большое удовольствие. Посетитель, постоянно сидящий за стойкой бара и поглощающий свежих моллюсков из раковин, может удивленно повести бровью при упоминании стакана Куантро, но как никак мы живем в свободной стране.
В некоторых ресторанах вино предлагается со скидкой, скажем, равной одному доллару за бутылку. Это вполне безболезненно для ресторатора, тогда как постоянные клиенты получают от этого удовольствие.
Иногда посетители приносят вино с собой. В этом случае вполне справедливо и законно взимать с них плату за откупоривание бутылки, которая компенсирует потери ресторатора от непродажи вина. Такое поведение клиентов нельзя считать предосудительным, тем более что это случается вовсе не так часто и вряд ли может создать серьезную проблему.
В некоторых весьма процветающих ресторанах используется система "ИСВ" (использования своей выпивки). Вы приносите вино с собой или покупаете его в соседнем магазине. Эта система используется в тех ресторанах, в которых по той или иной причине нет лицензии на продажу алкогольных напитков. В таких заведениях плата за откупоривание бутылки не взимается.

<< Глава 6 Ограничение выбора напитков
Глава 6 Воздействие алкоголя на организм >>

Библиотека Воеводина ... Главная страница    "Ресторанный бизнес" / Эгертон-Томас Кристофер