ЧАСТЬ II
ТЕОРИЯ ПРАВА
Тема 13. ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства,
направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает
в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой.
Можно выделить следующие виды правотворчества:
1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;
2) непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления
на референдуме;
3) санкционирование государственными органами обычаев;
4) создание судебного прецедента.
Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества.
Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности,
исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава
государства, представительные (законодательные) органы государственной
власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти
(правительство, министерства и т.д.).
Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее
важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают
высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким
бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году
была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Одним из способов правотворчества является санкционирование государством
обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности
(местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций
(например, обычаи морского порта).
В ряде стран, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, правотворчеством
могут заниматься судебные органы, создающие судебные прецеденты в процессе
рассмотрения конкретного дела. В российской практике правотворчества судебные
прецеденты не признаются.
Процесс создания нормативного правового акта представляет собой совокупность
последовательных стадий, каждая из которых регулируется соответствующими
юридическими предписаниями.
Принято выделять два основных этапа в процессе правотворчества, - этап
подготовки нормативного правового акта и этап его принятия. Каждый из
этапов в свою очередь делится на стадии.
Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма
условно.
1. Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом
государства о подготовке проекта нормативного правового акта. Этот проект
может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению
другим государственным органом, либо учеными (специалистами) на основании
контракта.
2. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются
возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется законодательство
на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное
иностранное законодательство.
3. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым
экспертам. Наиболее важные законопроекты могут публиковаться в средствах
массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения.
Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о
внесении его в соответствующий правотворческий орган.
Второй этап - официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного
правового акта в правотворческом органе строго регламентирована законодательством
и в регламенте этого органа.
Начинается второй этап со стадии реализации права законодательной инициативы.
Оно принадлежит далеко не всем субъектам права. В законодательстве строго
очерчен круг таких субъектов. Право законодательной инициативы не только
в праве субъекта внести законопроект в правотворческий орган, но и обязанность
последнего принять его к рассмотрению. Данная стадия заканчивается официальным
включением проекта в повестку дня правотворческого органа.
Вторая стадия - обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно
проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции
проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания ( по каждой
идет голосование). При третьем чтении окончательно согласовываются все
изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта.
Третья стадия - голосование. При голосовании применяется либо принцип
простого большинства (50% голосов плюс один голос от списочного состава
правотворческого органа), либо квалифицированного большинства, т.е. заранее
установленного особого большинства (например, в российской Государственной
Думе такое квалифицированное большинство составляет 2/3 от общего числа
депутатов).
Далее следует так называемая внепарламентская стадия правотворческого
процесса, когда принятый нормативный правовой акт направляется главе государства
для подписания и обнародования. Глава государства может отклонить принятый
акт (наложить вето). Отклоненный акт можно вновь принять, но в прежней
редакции и только квалифицированным большинством, и преодолеть вето. Тогда
глава государства обязан подписать нормативный правовой акт и обнародовать
его.
Официальное опубликование - заключительная стадия процесса правотворчества.
Она необходима, поскольку в большинстве стран мира, в том числе в России,
существует правило, что не опубликованные законы не имеют действия. Публикация
нормативного правового акта осуществляется в специальных официальных изданиях.
Одним из них в России является "Российская газета".
Законодательная техника - это система правил и приемов подготовки наиболее
совершенных по форме и структуре проектов нормативных правовых актов,
обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных
предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного
материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От неуклонного соблюдения
правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства
законодательства, доходчивость нормативных правовых актов, высокий уровень
учета и систематизации законодательства.
Основные требования, предъявляемые к форме готовящихся проектов нормативных
правовых актов, следующие:
1) логическая последовательность изложения, связь между собой нормативных
предписаний, помещаемых в правовом акте;
2) отсутствие противоречий внутри нормативного правового акта, а также
во всей системе законодательства в целом;
3) максимальная краткость и компактность изложения норм права при глубине
и всесторонности отражения их содержания;
4) ясность, простота и доступность языка нормативных правовых актов;
5) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в
законодательстве;
6) сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу
в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования
им, укрупнение правовых актов;
7) четкое разграничение между нормативными и ненормативными предписаниями,
постоянными и временными нормами.
Необходимой предпосылкой высокой культуры правотворчества является выявление
и тщательное изучение всего предшествующего законодательства по вопросам,
составляющим содержание проектируемого акта. Новый акт вливается в общую
систему права и оказывает на предшествующее законодательство существенное
влияние. Одновременно должна быть официально определена судьба актов,
которые по-иному регулируют тот же вопрос, отменены устаревшие, утратившие
свое значение акты.
Самая удачная форма внесения изменений в нормативные правовые акты - оформление
новой редакции изменяемого предписания и помещение его непосредственно
в текст акта вместо старой редакции. Дополнения также должны вноситься
в сам текст дополняемого акта.
Нормативные правовые акты снабжаются официальными реквизитами, такими,
как указание места издания, даты, наименования (вида) нормативного правового
акта, его заголовка, подписей официальных лиц, а для ряда актов - и порядкового
номера издания. Без таких реквизитов не может быть нормативного правового
акта как официального документа.
Крупные законодательные акты делятся на абзацы, пункты, статьи, главы
и разделы. Некоторые из них снабжаются преамбулами, приложениями, переходными
положениями, определениями употребляемых в них терминов.
Точность и лаконичность, строгость стиля - характерные черты языка нормативных
правовых актов. Для законодательного текста не свойственны эмоциональная
окрашенность, вольная литературная обработка, употребление эпитетов, гипербол
и т.д. Очень важно единство употребления терминов в законодательстве.
Один и тот же термин должен последовательно применяться во всем тексте
акта при обозначении одного и того же понятия. Это правило необходимо
соблюдать и при внесении в нормативные правовые акты изменений и дополнений.
Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная
на упорядочение всего массива нормативно-правовых актов, с целью преодоления
противоречий между ними и сделать их более доступными для потребителя.
Систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на
стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках.
В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости
от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы
- нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой
номер.
Помимо указанной выше первичной формы, существует два основных вида систематизации:
инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация - эта такая деятельность по систематизации, когда нормативные
правовые акты обобщаются в различные сборники. Критерии, по которым в
них подбирается материал, могут быть различными: предмет регулирования
(труд, семья, молодежь), хронология, когда акты располагаются соответственно
времени их принятия и т.п.
Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании
инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться
только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе
с тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного
правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст
можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.
Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальной инкорпорацией
могут заниматься любые субъекты, результат этой деятельности не является
обязательной для потребителя, т.е. на эти сборники нельзя ссылаться как
на официальные источники (например, каждый студент-юрист в процессе подготовки
к занятиям пользуется хрестоматиями по истории государства и права, по
истории политических и правовых учений, по праву отдельных государств).
В некоторых случаях инкорпорация может носить официальный характер, например,
принятие законодательным органом Свода законов, или официозный - инкорпорация
проведена неправотворческим государственным органом (например, Министерством
юстиции РФ).
Разновидностью инкорпорации является консолидация. В этом случае происходит
объединение множества нормативных правовых актов, связанных общим предметом
регулирования, в единый укрупненный акт. Этот вид систематизации является,
как правило, этапом в переходе от инкорпорации к кодификации.
Высшим уровнем систематизации является кодификация - она носит только
официальный характер. В отличие от инкорпорации, кодификация осуществляется
достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает потребность в
существенном обновлении или изменении в правовом регулировании больших
сфер общественных отношений.
Суть кодификации заключается в разработке и официальном принятии сводного,
единого акта, регулирующего большую обособленную сферу общественных отношений,
с принятием этого акта отменяется вся масса нормативных актов, которые
ранее действовали в этой сфере.
Такой акт принимается только законодательным органом государства. Одним
из классических примеров кодификации, известных истории, издание кодекса
законов Юстиниана. С переходом России на путь демократического развития,
к рыночной экономике возникла потребность в принципиальном изменении регулирования
общественных отношений. Начался новый этап кодификации российского права.
Приняты две части Гражданского кодекса, Уголовный кодекс, готовятся к
принятию такие кодексы как Уголовно-процессуальный, Налоговый и т.д.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные виды правотворчества
2. Что такое "право законодательной инициативы"?
3. Какие официальные акты относятся к внепарламентской стадии правотворчества?
4. Перечислите требования к форме проекта нормативного правового акта
5. Что такое "первичная систематизация"?
6. В чем состоит особенность инкорпорации?
7. В чем состоит суть кодификации
ЛИТЕРАТУРА
Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. XIII, с. 214-235,
гл. XIV.
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема
11.1, с. 111-115, тема 11.7, с. 133-135.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, гл. XII, параграфы
3-4, с. 186-192.
|