Часть I
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Тема 7. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого
слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется
с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат
понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.
Государство для выполнения своих функций создает систему государственных
органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный
аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный
сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные
и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру,
полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность,
и действует в строго определенных рамках.
В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства,
включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле
под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные
административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.
Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют
отличать их от других органов:
1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции,
задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим
законодательством;
2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях
принуждения;
3) действуют от имени государства;
4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных)
в пределах установленной для них компетенции;
Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не
является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система
его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган,
может подвергнуться изменениям и структура органа.
На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма
правления и государственное устройство.
Как правило, государственный орган создается под определенные функции
и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме
того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими
и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических,
технических, информационных, идеологических, организационных и т.д.
Все государственные органы образуют иерархически построенную систему,
т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на
основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе".
Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия,
которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.
Виды государственных органов различаются по разным классификационным основаниям.
В России, в зависимости от порядка образования, государственные органы
подразделяются на выборные (представительные органы - Федеральное Собрание,
областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство, министры).
Кроме того, существуют органы, создаваемые другими, в том числе выборными,
органами - производные. Например, Счетная палата, создаваемая на паритетных
(равных) началах обеими палатами Федерального Собрания РФ.
Исходя из принципа разделения властей, все органы государства разделяются
на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие)
и судебные (правоохранительные).
В зависимости от территориального объема деятельности и объема полномочий
государственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим
в России относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный
Суд РФ и др. К центральным - федеральные министерства, государственные
комитеты, федеральные службы, а к местным - главы местной администрации.
В зависимости от внутренней организации и порядка решения вопросов выделяют
государственные органы, действующие на коллегиальных (правительство) и
на основе единоначалия (прокуратура).
В федеративном государстве различаются органы, действующие в общегосударственном
масштабе (федеральные), и органы государственной власти субъектов федерации.
К принципам, на основе которых функционируют государственные органы, могут
быть отнесены:
1) законность;
2) приоритет прав и свобод, а также законных интересов личности;
3) разделение властей;
4) гласность.
Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов организации
и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление
во многих странах. Истоки его разработки уходят в далекое прошлое. Идея
разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Д. Локка. Они были
позднее развиты французским юристом и политическим мыслителем Ш. Монтескье.
У него теория разделения властей получила наиболее законченный и аргументированный
вид. Согласно учению Монтескье, основная цель разделения властей - устранить
злоупотребления государственной властью. При этом он полагал, что должен
быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой
из властей - законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены
юридические средства взаимного сдерживания властей. Таким образом, разделение
и взаимное сдерживание властей служат главным условием политической свободы
в обществе.
Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть
неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации
полномочий ветвей власти.
Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен
в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип
разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной
и судебной властей самостоятельны. Система предусмотренных в ней сдержек
и противовесов во многом напоминает американскую.
Вопросы для самоконтроля
1. Как соотносятся понятия "механизм государства" и "государственный
аппарат"?
2. Что такое "орган государства" и каковы его признаки?
3. Какой принцип лежит в основе законодательного закрепления компетенции
органа государства?
4. Назовите виды государственных органов в зависимости от порядка их формирования.
5. Назовите виды государственных органов в зависимости от территориального
объема их действия.
6. На основе каких принципов должен функционировать государственный аппарат?
ЛИТЕРАТУРА
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема
23, с. 269-285.
Теория государства и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993,
с. 54-56.
Хропанюк В. И. Теория государства и права, М., 1993. Гл. VI, с. 100-116.
|