Часть I
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Тема 4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение,
предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями,
сводились главным образом к перечислению признаков государства.
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой
объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории
и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.
Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической,
социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь
те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет
выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других
организаций современного общества. К ним обычно относят:
1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным
аппаратом управления и принуждения;
2) государственный суверенитет;
3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством;
4) взимание налогов.
Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства.
Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения,
государственная власть приобретает политический характер. Особенность
этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом,
отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью
по отношению к обществу и другим источникам власти.
Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный
аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа
в государственном аппарате служит профессией.
Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны,
т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности,
внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими
государствами. Однако суверенитет современных государств самоограничивается
исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека,
а также - международных договоров.
Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных
полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять
или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных
актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его
соблюдению.
Налогообложение также составляет один из основных признаков государства,
поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может
содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги
и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится
на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и
организаций.
С учетом перечисленных признаков государство - это исторически выделившаяся
из общества политическая организация особой суверенной публичной власти,
выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также
обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Особая модель государства раскрывается понятием "правовое государство".
Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет
требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою
деятельность в соответствии с правовыми установлениями.
Следует отметить, что сама идея правового государства имеет давнюю историю.
Уже древние мыслители пытались найти разумную, справедливую организацию
общества и государственной власти. Идею единства власти и права развивал
греческий мыслитель и государственный деятель Солон (УI в. до н.э.). Государство,
по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке, поскольку беззаконие
представляет собой наибольшее зло для общества. Значение разумных и справедливых
законов подчеркивал величайший философ античности Платон (427 - 347 гг.
до н.э.). А основоположник античной политической науки Аристотель (384
- 322 гг. до н.э.) обосновал идею господства права и правовой законности,
идею права как критерия справедливости.
Наибольшие заслуги в разработке теории правового государства принадлежат
немецкому философу И. Канту (1724 - 1804 гг.). Опираясь на теорию естественных,
неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для государства
опираться на право и ориентироваться на него во всех своих действиях.
При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах
государства, как обеспеченные государством естественные права и свободы
человека.
Правовое государство в трактовке Канта есть идеальная теоретическая модель,
которой следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни,
- это сфера долженствования (как должно быть).
Другой немецкий мыслитель - Г. Гегель (1770 - 1831 гг.) рассматривал правовое
государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал
право и закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые
законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе разумно,
поэтому государство, принимая законы, должно ориентироваться на право
как идею свободы и справедливости, как "царство реализованной свободы".
Сам же термин "правовое государство" ввел в оборот представитель
немецкого либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль.
Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового
государства, то они сводятся к следующим:
1) господство права в общественной и политической жизни;
2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность
и реальность осуществления;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) принцип разделения властей.
Господство права предполагает, во-первых, правовую организацию государственной
власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго
на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе
говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться
на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-третьих,
связанность государства им же созданными законами, самоограничение государства
законом, установление правом рамок для деятельности государства и его
органов.
Незыблемость естественных прав и свобод личности означает признание и
реальное обеспечение равенства всех людей как субъектов правового общения
перед законом. Все должны обладать равной правосубъектностью, равными
возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей.
Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать
естественные права человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь,
на человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода
передвижения, свобода совести и др.
Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство
и личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и обладают
взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать
от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет
перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны
существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства
исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный
порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных
лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст. 46 Конституции
РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения
и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть
обжалованы в суд".
Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование
трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и
судебной, и опирающихся на систему сдержек и противовесов. Действие этого
принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не смогла узурпировать
власть в государстве. Для этого существует система сдержек и противовесов.
Однако разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей
власти, их согласованное действие на основе общих принципов.
Гражданское общество предпосылка и условие существования правового государства.
Гражданское общество - есть объединение частных личностей. В нем доминируют
свобода личности, частная собственность, взаимные связи между индивидами
строятся по принципу - "пределы свободы личности, определяются пределами
свободы другой личности". Это независимая от государства относительно
самостоятельная сфера жизни общества, где действуют различные социальные
группы, объединения культурного, национального, религиозного, территориального
и иного характера, выражающие разнообразные интересы людей.
Не любое общество может быть названо гражданским. Таковым считается общество
с развитыми рыночными отношениями, где личность не отделена от собственности,
а, напротив, имеет возможность выбрать любую форму собственности, вправе
распоряжаться результатами своего труда и своими способностями к труду.
В гражданском обществе нет монополии на какую-либо идеологию. В нем существует
терпимость к различным суждениям, точкам зрения, мнениям, плюрализм идеологий,
взглядов, суждений.
Обязанности человека и гражданина перед государством должны сводиться
к законопослушанию и уплате налогов. Остальная частная жизнь человека
должна быть вне пределов деятельности государства, в которую оно не вправе
вмешиваться.
Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам,
выражать всеобщий интерес общества. Здесь доминирует идея: "Не общество
для государства, а государство для общества".
Таким образом, гражданское общество и правовое государство тесно связаны
друг с другом и предполагают друг друга.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные признаки государства, отличающие его от других
организаций и учреждений современного общества.
2. Чем характерна особая публичная (политическая) власть?
3. Что такое государственный суверенитет?
4. Назовите основные критерии правового государства.
5. Что такое "принцип разделения властей"?
6. Что входит в понятие "гражданское общество"?
ЛИТЕРАТУРА
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема
6, с.55-64, тема 8.1-8.4, с.72-81.
Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996., гл. III, параграф
1, с. 61-63.
Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993,
с. 87-122.
Хропанюк В. И. Теория государства и права. Гл. III, с. 33-48. М., 1993.
Чиркин В. Е. Об определении государства. "Государство и право",
1993, №8.
|