Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
13. Повышение
эффективности индивидуального и коллективного труда женщин в процессе
�и их деятельности
13.1. Трудовая деятельность женщин на современном этапе
13.2. Факторы эффективной деятельности и их специфические
особенности
13.3. Способы частичной рационализации существующих отношений
13. Повышение
эффективности индивидуального и коллективного труда женщин в процессе
оптимизации их деятельности
Возрастающая активность и роль женщин в осуществлении экономических реформ,
некоторые специфические особенности их деятельности обусловливают необходимость
рассмотрения вопросов повышения эффективности женского труда в специальном
разделе. Из всей совокупности возникающих проблем в данном разделе выделены
для рассмотрения вопросы трудовой деятельности женщин на современном этапе
и направления повышения эффективности индивидуального и коллективного
труда женщин с учетом требований рациональной организации труда, психофизиологических
и эмоциональных факторов деятельности.
Влияние женщин не дало жизни
сделаться исключительно практической и эгоистической, спасло ее от вырождения
в скучную и однообразную рутину, вдохнув в нее идеалистический и романтический
элемент.
Г. Бокль
Дать женщине научное образование, укрепить ее суждение, дисциплинировать
ее воображение - вернейшее средство способствовать внутреннему миру семейств
и обществ.
П. Бер
Серьезное преимущество женщины перед мужчиной заключается в ее инстинктивной
способности часто, быстро и бессознательно угадывать вещи, до которых
мужчина доходит только после продолжительного глубокого размышления.
Г. Лебон
13.1. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНЩИН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
наверх
Трудовая деятельность женщин имеет свои особенности, связанные с анатомо-физиологическими
аспектами человеческого организма. Внедрение технических разработок западного
образца и западных технологий, сориентированных на большую интенсивность
труда, может привести к повышенной нагрузке и воздействиям на женский
организм, вызывая заболевания, связанные с особенностями женского организма,
может вызвать рост травм, интоксикаций, химических и термических воздействий,
нейрогормональных нарушений цикличных особенностей женского организма,
возникновения новообразований, аномалий и т. п.
Руководители должны помнить, что с утверждением рыночных отношений, возникновением
частной собственности и наемного труда жизнедеятельность женщин становится
более интенсивной, вызывая повышенную нагрузку на женский организм и определенное
его угнетение с возможными нежелательными индивидуальными и социальными
последствиями.
Задача состоит в том, чтобы сохранить лучшую половину рода человеческого,
а для этого следует непрерывно заботиться об улучшении условий труда и
быта женщин, осуществлении комплекса мероприятий, повышающих уровень охраны
женского труда. "Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее,-
и блаженны те, которые сохраняют ее".
Из всего комплекса работ по научной организации труда большое внимание
следует уделять вопросам психофизиологического и эстетического обоснования
трудового процесса, разработке мероприятий по совершенствованию работоспособности
в течение длительного времени, сохранению здоровья, долголетия и нормального
самочувствия женщины-труженицы. Бизнесменам и менеджерам следует учитывать,
что научно-технический прогресс, имея всеохватывающее, значение, распространяясь
на орудия и предметы труда, технологию, управление и организацию, приводя
к управлению станками, цехами, заводами разработанных систем с использованием
электронной техники, внедрению конвейерных систем, различных автоматических
манипуляторов с программным управлением (роботов, заменяющих подчас работника
при выполнении простых повторяющихся операций), являясь в то же время
прологом к высшему этапу комплексной автоматизации производства, к его
роботизации, не может подменить человека в развитии производства. Ведущая
роль всегда останется за человеком труда, его активной, целенаправленной
и целесообразной деятельностью.
Рабочий человек является главным элементом, главным условием производства,
производительных сил, без него вещественные элементы производства функционировать
не могут. В этой связи проведение работ по оптимизации его деятельности
должно органически сочетаться с мерами, направленными на повышение эффективности
индивидуального и коллективного труда работников. Особенно большое значение
это имеет для оптимизации труда женщин, учитывая их возрастающую роль
в общественном производстве, а также психофизиологические особенности
женского организма.
При выполнении этих работ рекомендуется разрабатывать физиологически рациональные
режимы труда и отдыха, организацию трудовых процессов, мероприятия по
созданию благоприятных условий внешней среды и т. д.
Проектируя трудовой процесс в конкретных производственных условиях, целесообразно
исследовать следующие группы факторов, определяющие характер требований,
предъявляемых к исполнителю работы в зависимости от содержания, характера
и условий, в которых она выполняется:
технико-технологические, определяющие требования к профессиональной подготовленности
исполнителя для выполнения поручаемой ему работы, наличие необходимых
технологических и других навыков и практического опыта;
организационные, характеризующие умение бригады, участка, линии работать
в двигательном ритме, обеспечивая его строгое соблюдение в производственном
подразделении;
физиолого-сенсорные, относящиеся к физическим данным и способностям анализаторов
(зрение, слух, осязание и др.);
психомоторные, определяющие требования к способностям исполнителя в двигательной
сфере трудовой
деятельности (быстрота реакции, темп движений, скорость, ритмичность,
координированность, точность, гибкость и т. д.);
интеллектуального порядка, формирующие требования к умственной сфере деятельности
рабочего и его специфическим способностям (наблюдательности, надежности,
активности, ответственности и др.).
Определяя уровень влияния различных факторов на процесс труда, целесообразно
пользоваться разработанной НИИ труда "Классификацией условий труда
для установления льгот и компенсаций", применяя их более широко для
облегчения женского труда, исходя из того, что если "уверено в ней
сердце мужа ее, и он не останется без прибытка".
При этом физиологическое и психологическое обоснование трудового процесса
должно обеспечить наилучшие условия для деятельности женщины. С этой целью
целесообразно исследовать связи, существующие между объективными внешними
условиями труда и эмоциональными реакциями человека на эти условия и,
в частности, вызываемые рядом факторов, включая материальное стимулирование,
привлекательность, содержание выполняемой работы и др., а также отношение
женщины к труду, склад ее характера, настроение, складывающееся под влиянием
эмоциональных реакций на те или иные факты реальной действительности.
К этой работе необходимо привлекать психологов и физиологов. "И наполнятся
житницы твои до избытка, ц точила твои будут переливаться новым вином".
При выполнении работ по психофизиологическому обоснованию трудового процесса
психолог должен:
непосредственно участвовать в исследовании профессиональной деятельности,
используя методы психологического эксперимента, личного наблюдения, бесед,
анкетирования социологических наблюдений, изучения результатов деятельности
работников, анализа соответствующей документации и т. д.;
разрабатывать детальные психологические характеристики профессии работников,
проводить профессиональный отбор и профориентацию, психологическую экспертизу
и давать заключения о пригодности работников к определенному виду труда;
разрабатывать вопросы совершенствования взаимоотношений в трудовом коллективе,
а также мероприятия по созданию оптимальной цветовой среды, уменьшению
утомляемости и т. д.
Для физиологического обоснования трудового процесса физиолог участвует
в исследованиях профессиональной деятельности работающих, разрабатывает
физиологические характеристики отдельных профессий работников, а также
мероприятия по физиологической рационализации рабочего места, рабочих
движений, уменьшению утомляемости, по сокращению затрат мускульной и нервной
энергии. В обязанности физиолога также входит: рассмотрение и выдача заключений
на проектируемые мероприятия по механизации и рационализации отдельных
операций, оборудования, машин, механизмов, оргоснастки, инструмента, участия
в разработке научно обоснованных предложений, направленных на совершенствование
форм разделения и кооперации труда, расширение совмещения профессий, многостаночного
обслуживания и т. д.
При определении затрат физической силы, скорости, меткости, координации
движений, ритмичности, быстроты реакции, скорости запоминания, объема
и длительности сохранения в памяти полученной информации, концентрации
внимания, переключения внимания, его устойчивости, скорости решения психологических
задач разной сложности, анализа и обобщения наблюдаемых явлений, степени
напряжения волевых усилий, эмоциональной реакции и других возможностей
и особенностей работника целесообразно применять соответствующие приборы.
Большое значение имеют рациональные графики общего режима работы предприятия,
организации с учетом местных производственных условий, а также графики
для одно-, двух- и трехсменной работы цехов, участков, отделов, бригад,
фирм.
Введение научно обоснованных режимов работы предприятий, разработка рекомендаций
по повышению сменности и введению оптимальной режимности требуют дальнейшего
глубокого изучения и исследования этих вопросов и, в частности, изучения
результатов эксперимента, проводимого в других странах по введению режима
свободного расписания, скользящих, гибких и индивидуальных режимов работы
с фиксированной и гибкими частями рабочего дня. Целесообразно было бы
провести эксперименты с ними на ряде предприятий, определить их социально-экономическую
эффективность в условиях различной степени напряженности женских трудовых
ресурсов в отдельных регионах. "Она наблюдает за хозяйством в доме
своем, и не ест хлеба праздности".
При выполнении этой работы особенно важно определить правильное чередование
труда и отдыха с учетом характера производства, конкретных условий труда
предприятия. При этом определяется рациональность как недельного, так
и суточного режима труда и отдыха, разрабатываются оптимальные графики
сменности. Введение многосменности должно определяться не только условиями
технологии и организации производства, но и психофизиологическим состоянием
работающих в разных сменах. При этом важно определять работоспособность
в недельном рабочем цикле с учетом вегетативных сдвигов, а также изменения
работоспособности в ночные смены.
Кроме указанного, значительным резервом повышения уровня трудовой деятельности
женщин и лиц старших возрастных групп является научное санитарно-гигиеническое
и эстетическое обоснование трудового процесса. Эстетизация производственной
среды предполагает повышение культуры труда, его содержательности и привлекательности,
что, в конечном счете, способствует повышению его производительности.
Вопросы эстетизации производства должны решаться, прежде всего, при совершенствовании
организации рабочего места, при конструировании производственного оборудования,
инвентаря, при художественно-конструкторском решении интерьеров цеха и
т. д. "Дайте ей от плода рук ее, и, да прославят ее у ворот дела
ее!"
Опыт лучших коллективов по внедрению эстетики показывает, что целесообразно
решать следующие вопросы в области эстетизации производственной среды:
разработка интерьеров цеховых помещений, их деталировка и художественно-конструкторское
решение средств, рациональная цветовая окраска оборудования и рабочих
помещений; художественно-конструкторская разработка моделей производственной
одежды и защитных средств, разработка мероприятий по поддержанию чистоты
и порядки, в производственных помещениях; разработка систем озеленения
территории предприятия и производственных подразделений; использование
средств наглядной агитации и т. д.
Важным средством поддержания хорошего настроения работающих является умелое
применение музыки на производстве, которая усиливает и облегчает двигательные
функции корпуса человека: ног, рук, организует их, делает менее утомительным
производственный процесс, вызывает душевный подъем. Она способна непосредственно
влиять на психику человека как фактор эмоционального возбуждения, создающий
определенное настроение в работе. Определяя возможность применения функциональной
музыки на производстве, содержание и жанр музыкальных передач в зависимости
от характера труда и интенсивности шума в цехе, режим передач, выбор музыкальных
инструментов, акустические требования, предъявляемые к производственному
помещению, способы размещения репродукторов и т. п., целесообразно учитывать
следующее:
преследуя цель снятия эмоций отрицательного характера, с которыми человек
иногда приходит на работу, и создания бодрого настроения для него, рекомендуется
применять "встречающую" музыку к началу рабочего дня, которая
должна отличаться энергичными, маршевыми мелодиями, мажорностью тона и
четкой ритмичностью;
музыка, сопровождающая трудовой процесс, должна соответствовать его характеру
и сочетаться с требованиями сосредоточения внимания, точности выполняемых
движений;
при постепенном наращивании темпа работы (период врабатываемости) музыка
должна способствовать преодолению замедленной ритмики деятельности организма,
сложившейся перед началом рабочего дня и содействовать сокращению периода
достижения нормальной производительности;
мелодичная выразительная музыка, отличающаяся мягким, ровным ритмом, бездействующим
на ритм трудового процесса, и облегчающая выполняемые движения, должна
транслироваться перед концом первой и второй полусмен, что отвлекает внимание
человека от ощущения усталости, но и значительно замедляет ее наступление;
к концу смены, в период накопленной за день усталости и резкого снижения
интенсивности труда, определяемого не только утомлением, но и предвкушением
предстоящего отдыха, музыка должна быть бодрой, тонизирующей и подобной
той, которую работники слышали перед началом рабочего дня, с еще более
ярко выраженным маршевым и танцевальным характером.
Методические указания по этим вопросам даны в "Основных требованиях
научной организации труда при проектировании предприятий, технологических
процессов и оборудования", разработанных НИИ труда. Следует также
разрабатывать научные мероприятия экономического и социального порядка
с целью уменьшения затрат труда и обеспечения гармонического развития
личности, а возможно это при условии, "если будешь призывать знание
и взывать к разуму".
13.2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
наверх
Известно, что психология прежде всего.определяется как наука о психических
явлениях, причем в группу психических явлений входят процессы - мышление,
восприятие, память, представление; психические состояния - эмоциональные,
волевые; психические свойства, черты личности. Это все надо учитывать
в специфической деятельности женщин, в частности, определить, сколько
можно дать информации, чтобы человек ее усвоил, переработал и чтобы это
усвоение было эффективно.
Менеджеры и бизнесмены должны учитывать, как зависят эти процессы от условий
деятельности женщин, их возраста, от того, в какой обстановке осуществляется
деятельность женского коллектива. Иногда бытует устаревшее мнение, что
после 25 лет человек уже не может проявлять бескорыстную любознательность,
что умственные связи уже установлены и способность к ассимиляциии исчезла.
Однако последние исследования свидетельствуют о том, что психика взрослого
человека не является окаменелой, что в психологической структуре все время
происходит переструктурирование, изменение, что структура интеллекта постоянно
меняется. Исследователями психологической школы Б. Г. Ананьева было показано,
что в возрасте от 22 до 25 лет в структуре интеллекта сохраняются как
бы два ядра (по данным факторного и корреляционного анализа), к которым
стягиваются все связи, соединяющие все психические процессы и их показатели.
Эти два ядра - мнемологическое, то есть память и мышление, и аттенционное,
та есть ядро внимания.
В возрасте от 30 до 35 лет в структуре интеллекта формируются уже три
ядра: мнемологическое, логическое и аттенционное. При этом существование
аттенционного ядра показывает, что направленность, и сосредоточенность
сознания, которые и определяют внимание женщины, являются важным условием
ее интеллектуальной деятельности. В возрасте 34-35 лет в структуре интеллекта
образуется опять два ядра, происходит как бы "стягивание" этой
структуры, и все корреляционные связи группируются вокруг логического
и аттенционного ядра.
Практический интерес этих умозаключений для менеджеров и бизнесменов состоит
в том, что, как показывают исследования школы Ананьева, логический компонент,
компонент вербального, понятийного мышления остается все время ведущим
в структуре интеллекта. И второй вывод - учение и образование, и особенно
активная деятельность, оказываются очень мощным, постоянно действующим
фактором, обеспечивающим высокий тонус мыслительной активности человека.
Эти выводы говорят о том, что менеджеру и бизнесмену для обеспечения эффективности
воздействия надо в первую очередь учитывать особенности мыслительной деятельности
женщины-работницы, особенности того, как проходит процесс осмысления и
перерабатывается информация.
Следует обратить внимание на то, что в работах психолога П. П. Блонского
и затем в работах С. Л. Рубинштейна было доказано, что мыслительная деятельность
имеет трехфазный характер. Специфика первой фазы - фазы возникновения
какой-то проблемы - состоит в том, что мышление возникает тогда и только
там, где есть мыслительная проблема, мыслительная задача. Блонский отмечал,
что стереотипное, известное, штампованное не вызывает мышления. Мысль
будится, вызывается только тем, что интересно, ново. Это должны учитывать
бизнесмены и предприниматели, поставив перед работницами прежде всего
мыслительную задачу, рассказав, какие проблемы будут рассматриваться,
в чем сущность того нового, что предлагается, что здесь интересно и т.
д.
Особенность второй фазы состоит в непосредственном решении мыслительной
задачи, анализе и синтезе, установлении смысловых связей, сопоставлении
понятий и образов для решения этой задачи. Как отмечал психолог Л. С.
Выготский, "мысль все время стремится что-то соединить, установить
какую-то связь", то есть мышление нормального человека все время
устанавливает какие-то непосредственные или опосредованные смысловые связи.
Мозг в процессе мышления постоянно находится в работе. Это надо учитывать
менеджеру и бизнесмену, указывая путь и помогая работницам в анализе и
синтезе, в решении поставленной задачи, способствуя тем самым третьей
фазе мыслительного акта - принятию самостоятельного решения, выводу и
умозаключению.
Менеджеры и бизнесмены должны исходить из того, что все мы различаемся
по отношению к постановке или возникновению мыслительной задачи. Мозг
каждого из нас по-разному относится к решению той или иной проблемы. Психологи
отмечают, что есть люди, мозг которых все время "ищет": он выискивает
проблему, решает ее, не удовлетворяется найденным решением, ставит новую
задачу и т. д. Это пытливый, ищущий мозг. Есть и такие люди, мозг которых
сам неохотно ставит мыслительную задачу, и если проблема перед ними поставлена,
то нужно еще приложить очень много усилий, чтобы мозг включился в решение
задачи. "Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает".
Большая же часть людей характеризуется тем, что, хотя они и не очень ясно,
не очень четко ставят перед собой мыслительную проблему, если возникла
проблемная ситуация, их мозг сразу же включается в решение задачи.
Все это говорит о том, что менеджер и бизнесмен не должны ориентироваться
лишь на тех работников, которые сами ставят задачу и дают на нее ответ.
Предпринимателю надо четко ставить проблему и ясно формулировать задачу.
Особенность мыслительной деятельности заключается также и в самом процессе
осмысления" установления смысловых связей в процессе восприятия,
когда идет активная мыслительная деятельность.
К тому же следует отметить, что мозг работает как бы по принципу дискретной
обработки материала, то есть в процессе осмысления менеджером или бизнесменом
должны быть образованы какие-то порции, какие-то куски, которые "накапливаются"
в процессе слушания, осмысливаются, и именно по ним выносятся смысловые
решения. "Все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства".
13.3. СПОСОБЫ ЧАСТИЧНОЙ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩИХ
ОТНОШЕНИЙ
наверх
Разработка способов частичной рационализации существующих отношений обусловливает
необходимость обращения к личности, учитывая нормативную ориентированность
индивидуальной деятельности. Задача состоит в наблюдении и поиске закономерностей
и принципов.человеческого взаимодействия и объединения, природы, форм,
содержания и структуры человеческих групп и их деятельности, конфликтов,
приспособления личностного и группового поведения.
Менеджеры и бизнесмены должны исходить из изучения и анализа реальных
и многообразных действий и отношений людей в их деятельности, наблюдая
и изучая те конкретные формы и пути, в которых протекает человеческая
деятельность и проявляются отношения между людьми.
Решающая роль при этом должна отводится анализу деятельности и отношений
людей и групп, того реально существующего общего, что имеется в отношениях
и деятельности людей и что является специфическим по сравнению с экономическим,
юридическим и другим содержанием и формами этой деятельности и отношений,
а также изучению общей природы человеческих групп, того реально существующего
общего момента в отношениях и деятельности работниц, который проявляется
в наличии у них, без исключения, тех или иных эмоций, чувств, настроений,
позиций, ценностей людей, то есть в наличии в них момента психической
деятельности. Таким образом, менеджеру и бизнесмену рекомендуется анализировать
отношения, изучать и осмысливать область сознания людей, деятельность
работниц и их групп, уясняя для себя их взгляды, настроения и представления,
с которыми они участвуют в предпринимательской деятельности и связанных
с ней отношениях между двумя и более личностями, выясняя их взаимодействие.
При этом следует учитывать, что это взаимодействие является основным социальным
процессом в жизнедеятельности людей и их познание определяет способность
одного человека делать себя понятным другому. "Не отвечай глупому
по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему".
Менеджер и бизнесмен призваны понять и использовать механизм, которому
подчиняется сознательное отношение работниц друг к другу вообще, к окружающей
обстановке, предпринимательской деятельности и т. п. Конечно, этот процесс
является в значительной мере субъективным, поскольку определяет состояние
умов, включая глубочайшие и возможно скрытые чувства и детали взаимодействия,
и в то же время центральным, поскольку определяет ту степень необходимых
умственных особенностей людей, которые делают возможным характерную для
них кооперацию во взаимодействии.
При этом следует учитывать специфические моменты в сознании каждой работницы,
складывающиеся в процессе ее отношений с другими, ее представление об
окружающем и происходящем, включая и других людей, ее представление о
себе, ее тип понимания действительности, вырабатываемый в результате жизненной
практики, то есть изучение и использование всего комплекса практически
обыденного сознания человека, самые яркие и характерные черты которого
являются производными от непосредственных житейских отношений, в которых
участвует работница, и той деятельности, которую она повседневно осуществляет.
Таким образом, предприниматель призван изучать и использовать ту или иную
форму и тип человеческого сознания, вызывающего взаимное отношение, психологическое
содержание взаимодействия людей и действий каждого отдельного индивида,
участвующего в этом взаимодействии, являющегося конкретным проявлением
реальной деятельности и отношений людей и групп, их реального поведения
и отношения в структуре нанимателя и нанимаемого, в условиях конкуреции
и т. п., разрабатывая способы уменьшения трений между администрацией и
рабочими.
По данным американских исследователей, наиболее эффективно в этом отношении
перемещать и увольнять тех лиц административного персонала, которые не
умеют придерживаться гибкой тактики по отношению к рабочим. Не унижать
их чувства собственного достоинства, всегда иметь в переговорах с рабочими
наготове "спасательные средства" - прежде всего шутку - и пускать
ее в ход, как только ситуация становится напряженной; не напоминать о
неприятных ситуациях, имевших место в прошлом; давать возможность рабочим
заявлять о своих претензиях и т. п. Ибо "мудростью устраивается дом
и разумом утверждается".
Рекомендации американского ученого Нокса базируются на его наблюдениях
и говорят о том, что текущие частичные требования рабочих наиболее выгодно
предпринимателю удовлетворять путем уступок. Рекомендуемые меры базируются
на учете самой внешней стороны отношений между предпринимателем и рабочими
- того, как сталкиваются их текущие интересы, например, по поводу улучшения
условий труда, повышения заработной платы, удовлетворения того или другого
нового требования.
Предпринимателю, бизнесмену или менеджеру необходимо определять, разрабатывать
и использовать меры воздействия на групповое сознание действующих индивидов,
выводя их, если надо, из состояния психологического заблуждения, которое
иногда появляется у работниц. Следует учитывать также, что существо отношений,
складывающихся между предпринимателем и рабочими, и основы таких явлений,
как конфликты между ними, лежат в сфере коммуникации, то есть в области
их понимания друг другом, в области их представлений друг о друге, а это
обусловливает необходимость разработки системы поведения людей посредством
преобразования их представлений, формирования изменений в сознании, которые
вели бы к приспособлению работниц к данной социальной ситуации, к существующим
и удовлетворяющим вас социальным условиям. Положительный эффект приносит
также создание условий для отдыха и развлечения работниц, обслуживание
товарными группами, формирование представлений и установок о желаемом
и т. п. Помните, что "иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется;
а другой сверх меры бережлив, и одинако же беднеет".
|