Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
5.4. Финансирование
долгосрочных инвестиций в нематериальные активы
Долгосрочные инвестиции в нематериальные активы предназначены для расширения
научно-технического потенциала предприятия, принадлежат ему на праве собственности
и приносят доход. Нематериальные активы отличаются от других активов:
* от основных средств - не являются материально-вещественными ценностями;
* от товаров - не предназначены для продажи;
* от производственных запасов - используются в производстве в течение
длительного периода (свыше года).
Под данными активами понимаются права пользования и преимущества, объекты
интеллектуальной собственности, имеющие стоимость. К ним относятся права
пользования земельными участками и объектами природопользования, патенты,
лицензии, авторские права, организационные расходы, товарные марки и знаки,
изобретения, программные продукты, "цена фирмы" и т. д. К нематериальным
активам могут также относиться отдельные виды научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и проектных работ. Особым видом нематериальных
активов является "цена фирмы". Он обращает уровень деловой репутации
предприятия, которая выявляется при его покупке по цене, превышающей стоимость
его активов. В этом случае сумма превышения уплаченной суммы над оценочной
стоимостью объекта составляет "цену фирмы" и учитывается у покупателя
в составе нематериальных активов.
Стоимость объектов нематериальных активов отражается в балансе первоначально
по их рыночной стоимости или как сумма затрат по их изготовлению собственными
силами с учетом расходов на доведение до практического использования.
При создании учредителями отдельных видов нематериальных активов фактические
затраты отражаются на счете "Капитальные вложения". По мере
доведения их до состояния, пригодного к использованию они зачисляются
на счет "Нематериальные активы". Довольно часто нематериальные
активы учитываются в балансе по символической стоимости, не отражающей
их реальную стоимость. Это происходит из-за либо неграмотной, либо сознательно
искаженной оценки.
Как и основные фонды, нематериальные активы отражаются в балансе по остаточной
стоимости с учетом износа. Норма амортизации нематериальных активов определяется
сроком их использования. Если он не установлен, то норма амортизации принимается
равной 10%.
Все учитываемые нематериальные активы относятся к категории идентифицируемых.
Они могут быть индивидуальными объектами купли-продажи как объекты интеллектуальной
собственности. Нематериальные активы могут поступать предприятию следующими
способами:
* взносами учредителей в уставный капитал предприятий;
* определением имущественных долей в уставном капитале при слиянии или
разъединении предприятий;
* куплей патентов, лицензий и других прав на объекты интеллектуальной
собственности;
* кредитованием под залог имущества, содержащего объекты интеллектуальной
собственности;
* куплей товарной марки (франчайзинг);
* поступлениями безвозмездно от других предприятий и граждан и др.
Нематериальные активы выбывают с предприятия вследствие:
* продажи (реализации);
* списания;
* вложений в уставный капитал других предприятий;
* вклада в совместную деятельность;
* безвозмездной передачи и др.
Универсальных методов оценки интеллектуальной собственности нет. Как и
при оценке недвижимости и бизнеса, основными подходами к оценке объектов
интеллектуальной собственности являются затратный, рыночный и доходный.
При приобретении и использовании объектов интеллектуальной собственности
могут учитываться следующие виды затрат:
* затраты на приобретение имущественных прав;
* затраты на доведение до состояния, позволяющего практически использовать
эти объекты;
* затраты на освоение в производстве объектов интеллектуальной собственности
или товаров с их использованием;
* затраты на правовую охрану объектов интеллектуальной собственности;
* затраты на страхование рисков использования нематериальных активов и
др.
Источниками доходов от использования объектов интеллектуальной собственности
могут быть:
* увеличение объемов продаж отдельных товаров предприятия или всей продукции;
* повышение цены вследствие повышения качества продукции, использующей
объекты интеллектуальной собственности;
* снижение издержек в производстве;
* выручка от реализации самих объектов интеллектуальной собственности
и др.
Основная трудность в оценке стоимости нематериальных активов состоит в
том, что в бухгалтерском учете не выделяется доля прибыли, полученная
за счет использования объектов интеллектуальной собственности. Обоснование
этой прибыли трудно бывает оценить. Это положение используется в методах,
в основу которых положена ставка роялти.
Роялти - это периодические отчисления лицензиару (продавцу) за возмездное
представление права пользования объектами интеллектуальной собственности
(патентами, лицензиями, товарными марками и др.). Как правило, роялти
определяется процентом от дохода, прибыли или собственности. Обычно роялти
составляет 5-20% дополнительной прибыли, получаемой предприятием, купившим
интеллектуальную собственность. Этот процент устанавливается по договоренности
между покупателем и продавцом.
Помимо идентифицируемых нематериальных активов некоторые предприятия имеют
другую группу нематериальных активов, которые нельзя идентифицировать
с отдельным объектом. Эта группа активов не может быть отделена от конкретного
бизнеса или конкретного предприятия. Она называется гудвилл. По сути -
это неучтенные активы. В финансовой отчетности предприятий (фирм) в странах
с развитой рыночной экономикой гудвилл учитывается только в случае приобретения
(поглощения, слияния) другой фирмы по цене, превышающей стоимость активов.
В западных странах в целях минимизации налогообложения приобретающая компания
оценивает гудвилл минимально возможной величиной, ограниченной правовыми
возможностями высокой оценки прочих активов. Гудвилл не амортизируется.
Источниками финансирования приобретения нематериальных активов являются:
* амортизационные отчисления, поступающие в составе выручки от реализации
продукции на расчетный счет предприятия;
* чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
* средства, поступающие с фондового рынка от продаж ценных бумаг;
* ссуды коммерческих банков и др.
Основным принципом управления динамикой нематериальных активов является
то, что темпы роста объема продаж и прибыли должны опережать темпы роста
нематериальных активов за расчетный период.
Доходность нематериальных активов может быть существенно повышена за счет
ускорения их оборачиваемости и увеличения рентабельности продаж. Оба фактора
могут быть приведены в действие через позитивное влияние нематериальных
активов на качество продукции, расширение рынка сбыта, снижение затрат
всех видов ресурсов.
|