Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
2.3. Формы
финансовых расчетов и вилы платежей
В сфере коммерческой деятельности предприятия движение финансовых потоков
обеспечивается применяемыми формами расчета за передаваемые и приобретаемые
товарно-материальные ценности (в общем случае - за товары и услуги).
Основной формой расчетов является денежная. Она может осуществляться наличными
деньгами и в безналичном порядке. Безналичные расчеты производятся с участием
банка путем списания денежных сумм со счета плательщика и зачисления их
на счет получателя.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и "Положением
о безналичных расчетах в Российской Федерации", утвержденным Центральным
банком России 9 июля 1992 года, допускается использование следующих форм
безналичных расчетов:
* платежными поручениями;
* аккредитивами;
* чеками;
* платежными требованиями-поручениями;
* векселями.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором.
Выбор той или иной формы расчета определяется характером хозяйственных
связей между договаривающимися сторонами, их финансовым положением и местонахождением,
особенностью поставляемой продукции, способом ее транспортировки и условиями
приемки.
Одной из самых распространенных в настоящее время в России форм безналичных
расчетов являются расчеты платежными поручениями. Платежное поручение
представляет собой поручение предприятия обслуживающему его банку о перечислении
определенной денежной суммы со своего счета (рис. 2.5).
В соответствии с договоренностью сторон и Положением о безналичных расчетах
платежные поручения могут быть срочными, долгосрочными и отсроченными.
Срочные платежи осуществляются при авансовых платежах до отгрузки продукции,
либо после отгрузки продукции (прямой акцепт товара), либо при частичных
платежах при крупных сделках. Долгосрочные и отсроченные платежи могут
оговариваться сторонами в договоре.
Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня Их выписки
и принимаются к исполнению только при наличии средств на счете плательщика.
Для обеспечения гарантии платежа поставщик может внести в условие сделки
акцепт платежного поручения. В этом случае банк депонирует сумму поручения
на отдельном балансовом счете, и на акцептованном поручении делается отметка
о подтверждении депонирования средств.
При длительных равномерных поставках продукции расчеты между поставщиками
и покупателями могут осуществляться в виде плановых платежей.
м 12
1 - поставка продукции;
2 - оформление и передача платежного поручения покупателем в банк;
3 - списание средств со счета покупателя, перевод средств и передача платежного
поручения в банк поставщика, зачисление средств на счет поставщика;
4 - сообщение покупателю о списании средств с его расчетного счета;
5 - сообщение поставщику о зачислении средств на его расчетный счет.
Рис. 2.5. Схема движения финансового потока при расчетах платежными поручениями
По условиям договора поставщик обязуется отгрузить продукцию покупателю
в определенных размерах по согласованному графику поставок, а покупатель
обязуется в определенные сроки производить соответствующие плановые платежи.
В этом случае договаривающиеся стороны направляют в обслуживающие их банки
копии соглашений с указанием длительности расчетных периодов, сроков платежей,
реквизитами счетов, сроков выверки и порядка завершения расчетов. Платежное
поручение выписывается и передается банку на каждый плановый платеж. Контролирует
расчетные отношения одна из сторон, определенная условиями договора. В
зависимости от результатов уточнения расчетов производятся перерасчеты,
которые при недоплате осуществляются отдельными платежными поручениями.
Плановые платежи упрощают технику расчетов и дают возможность договаривающимся
сторонам более четко регулировать денежный оборот.
В случае когда поставщик и покупатель не уверены в надежности и платежеспособности
друг друга, применяется аккредитивная форма расчетов. При расчетах аккредитивами
покупатель поручает обслуживающему его банку произвести оплату продукции
за счет средств, предварительно депонированных на счете для этой цели,
либо под гарантию банка. Аккредитив предназначается для расчетов только
с одним поставщиком. В случае когда банк плательщика (банк-эмитент) по
поручению покупателя переводит средства в банк поставщика для осуществления
данного платежа, в банке поставщика открывается отдельный банковский счет
"Аккредитивы".
Аккредитивы бывают следующих видов: покрытые (депонированные) и непокрытые
(гарантированные), отзывные и безотзывные, делимые и неделимые, возобновляемые.
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет
средства плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение банка
поставщика на весь срок действия обязательств банка-эмитента (рис. 2.6).
Открывается покрытый аккредитив по заявлению покупателя, предоставленному
в обслуживающий его банк-эмитент. Поставщик получает средства по аккредитиву
после отгрузки продукции, предоставления реестра счетов, отгрузочных и
других документов, предусмотренных условиями аккредитива, в обслуживающий
его банк, где проверяется правильность и соответствие документов условиям
аккредитива. Аккредитив по истечении его срока закрывается в банке поставщика
продукции, который сообщает об этом банку-эмитенту. Аккредитив может быть
закрыт и до истечения его срока (по заявлению поставщика продукции, при
его отказе от использования аккредитива). В этом случае банку-эмитенту
исполняющим банком направляется уведомление, а неиспользованная сумма
перечисляется в банк покупателя на счет, с которого были депонированы
средства.
Непокрытый (гарантированный) аккредитив открывается в исполняющем банке,
и ему предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося
у него счета банка-эмитента. Этот вид аккредитива используется при наличии
между банками корреспондентских отношений.
Отзывный аккредитив может быть аннулирован (отозван) досрочно и притом
не только по указанию покупателя, но и самостоятельно банком, его открывшим,
в случае ухудшения финансового положения покупателя и досрочного отказа
банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву, а также при несоблюдении
условий договора или опасения в отношении уплаты покупателем товарных
документов.
Безотзывный аккредитив не может быть аннулирован (отозван) или изменен
банком-эмитентом до наступления срока без согласия поставщика, в пользу
которого он был открыт. Безотзывный аккредитив является обязательством
банка, его открывшего, и гарантирует поставщику выплату причитающихся
ему средств.
м 13
1 - заключение договора;
2 - заявление на открытие аккредитива, передача платежного поручения о
депонировании средств;
3 - депонирование средств;
4 - сообщение об открытии аккредитива;
5 - поставка продукции;
6 - направление документов, подтверждающих отгрузку продукции;
7 - зачисление средств со счета "Аккредитивы" на расчетный счет,
сообщение об использовании аккредитива в банк-эмитент;
8 - сообщение покупателю об использовании аккредитива.
Рис. 2.6. Схема движения финансового потока при аккредитивных расчетах
с предварительным депонированием средств
Делимый аккредитив предусматривает выплату поставщику определенных согласованных
в договоре сумм после каждой частичной поставки.
Неделимый аккредитив предполагает, что вся причитающаяся поставщику сумма
будет выплачена после завершения всех поставок или после последней частичной
поставки. Такой аккредитив используется обычно при поставках отдельными
партиями оборудования, технологически тесно связанного, когда непоставка
одной или нескольких партий делает невозможным использование ранее поставленного
оборудования. Неделимый аккредитив защищает интересы покупателя.
Возобновляемый аккредитив предполагает, что в пределах общего срока использования
аккредитива его сумма восстанавливается, как только покупатель возместит
банку, открывшему аккредитив, произведенные по нему платежи плательщику.
Такой аккредитив используется обычно, когда покупатель производит регулярные
закупки продукции у данного поставщика или когда осуществляется периодическая
поставка определенных партий товаров через согласованные промежутки времени.
Преимущества аккредитивной формы расчетов для поставщика состоят, во-первых,
в гарантии оплаты отгруженного товара банком, открывшим аккредитив, а
при гарантированном аккредитиве также и банком, его подтвердившим; во-вторых,
в получении платежа сразу же после поставки товара и предъявления банку
документов, свидетельствующих эту поставку.
Покупатель, в свою очередь, имеет гарантию, что платеж будет произведен
в пользу поставщика только после предъявления последним товарных документов,
удостоверяющих отгрузку товара.
Недостатки аккредитивной формы расчетов заключаются, во-первых, в невозможности
переадресовки аккредитива в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
договорных обязательств поставщиком; во-вторых, в замедлении товарооборота,
так как поставщик не может отпустить продукцию до извещения об открытии
аккредитива и несет дополнительные затраты по хранению продукции.
Для уменьшения сложности и расходов, имеющихся при использовании аккредитива,
используется чековая форма расчетов. Она осуществляется путем выдачи чекодателем
распоряжения своему банку произвести из имеющихся средств чекодателя выплату
определенной суммы чекодержателю или перечисление этой суммы на его счет.
Чек может передаваться одним лицом другому путем внесения в него передаточной
надписи (индоссамента).
Чек является ценной бумагой. Чеки сброшюрованы в книжке установленного
образца по 10, 25 и 50 листов. Для получения чековой книжки предприятие
представляет в обслуживающий его банк заявление. Банк депонирует средства
заявителя на отдельном счете, с которого оплачиваются чеки.
В международной коммерческой практике применяются следующие виды чеков:
именные - выписанные в пользу определенного лица и не подлежащие передаче
по индоссаменту; ордерные - выписанные по индоссаменту; на предъявителя
- передаваемые путем простой передачи или по индоссаменту. В России возможности
использования чеков имеют следующие ограничения:
* чекодателю запрещен индоссамент чека;
* чекодатель не может передать чеки поставщику путем индоссамента;
* необходимо обязательное предварительное депонирование чекодателем средств
на отдельном счете.
Схема движения финансового потока при чековой форме расчетов изображена
на рис. 2.7.
Расчеты чеками в коммерческой практике наиболее часто применяются при
работе с транспортными и другими организациями, осуществляющими товародвижение.
При поставках на условиях последующей оплаты используется инкассовая форма
расчетов, или инкассо товарных документов, которая осуществляется платежными
требованиями-поручениями, т. е. поставщик предъявляет платежное требование
к покупателю оплатить поставленную продукцию на основании направленных
в обслуживающий банк плательщика (покупателя) расчетных и отгрузочных
документов.
м 14
1 - заявление на выдачу чековой книжки;
2 - получение чековой книжки;
3 - отгрузка продукции;
4 - выписка чека поставщику продукции;
5 - предъявление чека для оплаты;
6 - передача требования на оплату;
7 - перечисление средств на счет поставщика.
Рис. 2.7. Схема движения финансового потока при расчетах чеками
Поставщик выписывает платежные требования-поручения и вместе с коммерческими
документами отправляет в банк покупателя, который передает требования-поручения
плательщику (рис. 2.8). Плательщик обязан представить платежное требование-поручение
в банк в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.
Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение
плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней.
В этом случае требование-поручение вместе с приложенными отгрузочными
документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно
поставщику.
Преимущество расчетов платежными требованиями-поручениями заключается
в том, что оплата продукции производится только после предварительного
акцепта (согласия на оплату платежных документов) покупателем, который
в данном случае уверен как в самой поставке продукции в установленные
сроки, так и в ее качестве.
Отдельные виды расчетов предприятия производят наличными денежными средствами.
Сюда относятся выплаты заработной платы, закупка сырья у физических лиц,
оплата сотрудниками предприятия различного вида услуг и др.
м 15
1 - поставка продукции;
2 - предоставление платежного требования-поручения;
3 - передача платежного требования-поручения для акцепта;
4 - возвращение акцептованных расчетных документов в инкассирующий банк;
5 - перевод средств со счета покупателя, зачисление на счет поставщика
и сообщение об этом банку поставщика;
6 - сообщение поставщику о зачислении средств на его расчетный счет.
Рис. 2.8. Схема движения финансового потока при расчетах платежными требованиями-поручениями
|