Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления.
|
ВВЕДЕНИЕ
Успех работы предприятия
(организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому,
современная концепция управления предприятием предполагает выделение из
большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая
связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом
предприятия.
Вполне естественно, что на каждом предприятии возникает необходимость
в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма
и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства
и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам,
продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных
проблем работников, улучшении их бытовых условий и отдыха и т.д.
Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е годы обусловило разработку
теории и практики социального планирования на предприятии, управления
трудовым коллективом [1]. В вузах был введен (как пробный) курс "Управление
трудовым коллективом" и подготовлен учебник [2]. Появилось большое
число монографий, где рассматривались теория и практика работы с кадрами
[3].
В научной литературе тех лет нашли отражение результаты исследования различных
социальных и социально-психологических факторов и их влияния на качественные
характеристики коллективной деятельности. При этом предполагалось, что
деятельность трудового коллектива должна быть направлена на планомерное
достижение социально-экономической цели, заключающейся в получении высоких
конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов, создании благоприятного
морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих
его высокую привлекательность и удовлетворенность им всех членов коллектива.
Большое внимание уделялось формированию и организации функционирования
трудового коллектива, управлению его социально-экономическим развитием,
организационно-экономическим и социально-психологическим отношениям в
коллективе и их регулированию (формы и методы самоуправления, развития
трудовой, творческой и общественной активности членов коллектива, материального
и морального стимулирования, социально-психологического климата в трудовом
коллективе и т.д.).
Переход страны
на рыночные отношения в корне изменил концепцию управления персоналом,
выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом
в целях повышения эффективности производства как условия конкурентоспособности
предприятия.
На результативность деятельности предприятия (организации, фирмы), конечно,
определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект в управлении
персоналом. Именно с ним связано формирование численности персонала, его
профессионально-квалификационного состава (в увязке с применяемой техникой,
технологией, организаций производства и труда), эффективное использование
персонала по времени, по квалификации, уровню образования и т.д. Однако
все большее значение начинает приобретать социальная направленность в
кадровой работе, смена акцентов в кадровой политике на учет интересов
работника, повышение мотивированности труда, как условия более высокой
его результативности. Новые экономические условия предполагают использование
не только новых теоретических посылок, но и новой технологии самой работы
с кадрами. Прежде всего это отход от стихийности в решении кадровых проблем,
от их "саморазрешения". Формирование, развитие и использование
трудового потенциала работника и коллектива предприятия все в большей
мере должны строиться на плановой основе. В этой связи возрастает роль
кадрового планирования, его информационного обеспечения.
Плановое начало в работе с кадрами, казалось бы, не должно быть совершенно
новым для отечественных предприятий. Однако с сожалением можно констатировать,
что принцип плановости во многом остался лишь привлекательной идеей и
не нашел реализации в кадровой работе.
Управление персоналом базируется на объективно присущих эффективному управлению
производством методах, принципах, процедурах, содержание которых достаточно
подробно излагается в курсе "Теория управления". Вместе с тем
управление персоналом имеет свою специфику, свой объект и субъект управления,
свою технологию. Все эти вопросы и рассматриваются в данном учебном пособии.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧА КУРСА
Предметом курса является система знаний, связанных с целенаправленным
воздействием на персонал предприятия (организации, фирмы) для обеспечения
эффективного функционирования предприятия и удовлетворения потребностей
работников, особенно близких интересам трудового коллектива.
Содержание курса составляют принципы и методы управления в приложении
к кадрам предприятия, теоретические и практические проблемы разработки
системы управления персоналом, пути реализации кадровой политики, выбор
наиболее эффективной технологии, средств и методов кадровой работы применительно
к конкретной ситуации, организационные формы реализации системы управления
персоналом на предприятии.
Задача курса "Управление персоналом предприятия" состоит в том,
чтобы исходя из теоретических положений менеджмента и обобщения практического
опыта раскрыть содержание, организационные формы проведения работы в области
управления персоналом предприятия в современных условиях.
Конкретизируя задачу, следует отметить, что в ходе изучения курса студенты
должны получить основы знаний, касающиеся:
* содержания кадровой работы на предприятии (путей формирования и развития
трудового потенциала и кадрового состава предприятия, обеспечения его
эффективного использования);
* трудового поведения работников и коллектива в целом, трудовых отношений
и управления ими с целью обеспечения баланса интересов с позиций какзкономичёской,
так и социальной эффективности [4];
* формирования и организации деятельности службы управления персоналом
(кадровой службы) предприятия;
* оказания помощи линейным руководителям и координации их работы с кадрами
в руководимых ими структурных подразделениях предприятия.
Полученные знания позволят студентам в будущем уже как специалистам в
области управления персоналом (менеджерам персонала) и экономики труда:
- осуществлять подбор кадров, их расстановку и организационное взаимодействие
для реализации стратегии развития предприятия как производственно-хозяйственной
системы, функционирующей в условиях рыночных отношений;
- обеспечивать нововведения, повышать гибкость предприятия, его способность
противостоять дестабилизирующему воздействию факторов внешней и внутренней
среды;
- формировать положительный образ предприятия в глазах работников;
- создавать условия для эффективной работы коллектива предприятия, повышения
деловой самоотдачи работников и т.д.
Управление персоналом не является некой самоцелью, достижение которой
осуществлялось бы в отрыве от производственной и других сторон деятельности
предприятия (организации). Поэтому одна из задач курса - охарактеризовать
содержание и границы проблем, связанных с принятием управленческих решений
в отношении персонала в увязке с решением других проблем развития предприятия
(организации).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В соответствии с программой в содержании курса выделяются несколько разделов.
В первом рассматриваются теоретические и методологические основы, цели
и задачи управления персоналом, делается экскурс в историю становления
и развития научных исследований, касающихся роли человека в процессе производства
как в капиталистических странах, так и в нашей стране.
Но основное внимание уделяется методам, принципам и средствам (инструментам),
с помощью которых осуществляется практическая работа по формированию,
развитию и рациональному использованию трудового потенциала работника
и коллектива в целом, характеризуется субъект управления: кадровая служба,
ее структура и кадровое обеспечение.
Большое место в первом разделе отведено характеристике и взаимосвязи таких
основных категорий, как территориальный и внутризаводской (внутрикорпорационный)
рынки труда, их регулирование, кадровая политика. Необходимость рассмотрения
комплекса вопросов, раскрывающих механизм функционирования рынка труда,
обусловлена большой зависимостью управленческих решений в области трудовых
отношений на предприятии от факторов внешней среды и прежде всего от ситуации,
складывающейся на территориальном рынке труда.
Цели и задачи управления персоналом реализуются через кадровую политику,
выбор которой связан с конкретизацией стратегии и тактики реализации кадровой
работы по всем ее направлениям.
Второй раздел пособия посвящен вопросам управления персоналом применительно
к основным этапам трудовой деятельности работника на предприятии. Прежде
всего это определение потребности в рабочей силе, организация найма работников,
профориентация, профотбор в соответствии с требованиями, предъявляемыми
к работнику содержанием труда и должностными обязанностями, различные
методы численной и функциональной адаптации наличной рабочей силы к потребностям
производства, расстановки работников по рабочим местам, их производственной
адаптации.
Развитию персонала посвящен третий раздел. Здесь рассматриваются вопросы
подготовки, переподготовки кадров, повышения их квалификации, деловой
оцен.ки работников и связанного с ее результатами квалификационного и
должностного передвижения.
Проблемы создания условий для более полного использования трудового потенциала
работника путем рациональной организации труда, задействования социально-психологических
методов управления, в частности мотивационного механизма обеспечения эффективности
управления персоналом, и окупаемости затрат на рабочую силу нашли отражение
в четвертом разделе.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
Управление персоналом затрагивает деятельность человека во всем ее многообразии,
исследуя широкую совокупность факторов, обусловливающих результативность
трудовой деятельности работника и коллектива, формирующих поведение человека
на производстве. Поэтому наука управления персоналом при разработке рекомендаций
по использованию человеческого фактора в повышении эффективности производства
опирается не только на результаты своих исследований, но и на знания,
относящиеся к другим научным дисциплинам - общественным, естественным,
техническим.
Прежде всего управление человеком в его производственной деятельности
основывается на теории целостности человека, разрабатываемой философией,
и использовании таких основополагающих принципов, как социальная и предметно-деятельностная
сущность человека, целостное и историческое понимание человека, сущность
и содержание процесса труда как человеческой предметной деятельности,
всестороннее развитие человека как условие научно-технического и общественного
прогресса.
Широко используются и положения экономической теории как науки о законах,
управляющих производством, распределением и обменом материальных благ
в человеческом обществе.
Курс 'Управление персоналом" тесно связан с экономикой труда, предметом
изучения которой является труд в его исторически определенной форме, общественная
организации труда, а также научная организация труда работника, объектом
изучения и рационализации которой является трудовой процесс. Это важно
с позиций создания условий для высокопроизводительного труда, рационального
использования работника по квалификации, сохранения здоровья и развития
личности.
Управление персоналом должно учитывать влияние на человека факторов окружающей
среды - влияние на поведение работника окружающих его участников процесса
производства и санитарно-гигиенических факторов производственной среды,
влияние последних на организм человека, его работоспособность, здоровье.
Все это в конечном счете формирует отношение работника к своей работе,
к предприятию. Поэтому в процессе управления персоналом предприятия необходимо
опираться на знания и рекомендации в отношении организации трудовой деятельности,
разрабатываемые такими научными дисциплинами, как физиология труда, гигиена
труда, охрана труда, психология труда и др.
Нельзя не отметить связь управления персоналом с социологией и прежде
всего с социологией труда, изучающей социальные аспекты трудовой деятельности
и закономерности функционирования трудовых коллективов (характер и содержание
труда, соотношение различных стимулов и факторов удовлетворенности трудом,
социальные аспекты организации труда, трудовой активности работника, профессиональная
и социальная адаптация работника и др.).
Изучение человека в конкретных условиях деятельности базируется на знании
законов поведения, сформулированных социальной психологией, объектом исследования
которой являются поведение и деятельность людей, обусловленные фактом
их включения в социальные группы, а также психологические характеристики
самих групп. Знание законов социальной психологии позволяет обеспечить
индивидуальный подход в управлении персоналом, ориентируясь на все богатство
социально-экономических отношений конкретного человека, задействование
формальных и неформальных отношений между работниками.
Изучение и проектирование конкретных видов трудовой деятельности предполагает
учет социально-психологических факторов, которые непосредственно и опосредованно
влияют на характер и результаты деятельности (социально-психологический
климат, отношение работников друг к другу и к общему делу).
|