|
|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
13. ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ В МАРКЕТИНГЕ
13.1.Теоретические основы науки о рекламе Коммуникация понимается не как прикладное
искусство, а как прикладная наука о поведении. Эта наука использует познания
психологии, социологии и исследования рынка для решения экономических
проблем предприятия [8]. История экономической рекламы хорошо
документирована. Наука о рекламе прошла в ходе своего развития ряд этапов,
характеристикой которых могут служить наиболее распространенные в то время
концепции рекламы. Концепция рекламы в период первой
мировой войны и некоторое время после основывалась теоретически на учении
о "массовой психологии". Считалось, что человек "массы"
легко поддается действию так называемой "барабанной рекламы",
то есть рекламы, основанной на назойливых повторениях и попытках воздействия. На противоположных посылках базировался
элементно-психологический подход. Центральные постулаты так называемой
психофизики утверждали, что психические процессы можно разложить на мельчайшие
элементы – чувства, ощущения, эмоции. Кроме того, утверждалось, что между
силой раздражителя и силой ощущения имеется пропорциональная связь, которую
можно рассчитать. Типичный вопрос того времени: если 100 человек обратили
внимание на объявление величиной в страницу, то сколько обратит внимание
на такое же полустраничное объявление? Предполагалось, что путем изоляции
влияния отдельных частей рекламы (величины, технического и графического
оформления, расположения) и последующего их сложения можно синтезировать
общее действие рекламы. Композиция из наиболее замечательных элементов
должна была вызвать желаемые ощущения. Однако в многочисленных экспериментах
было доказано, что общее восприятие не является простой суммой восприятия
отдельных элементов. Только "целое", то есть кроме прочего,
конспект, опыт, мнения, мотивации, являются основой восприятия. Предложение
"Целое больше, чем сумма своих частей" является классическим
в этом смысле. Объекты восприятия, обладающие определенными
свойствами, как например, симметрия, простота построение или завершенность,
вероятнее всего будут восприняты как фигура, выделяющаяся из своего окружения.
Четкие фигуры воспринимаются поэтому быстрее и точнее, привлекают больше
внимания и лучше запоминаются, чем аморфные создания. Это правило относится
в одинаковой мере как к рекламному плакату, так и к упаковке продукта
или внешнему виду магазина. На основе таких рассуждений было разработано
множество методов, предназначенных для проверки прочности рекламного образа.
Они употребляются, в первую очередь, при проверке товарных знаков и рекламных
лозунгов и основаны на учете фактора затрудненного восприятия, так как
реклама в реальных условиях находится, как правило, в негативном, конкурирующем
окружении. 1. Модели обучения. Любая рекламная компания нацелена на развитие процессов
обучения. Наряду с классической (павловской) и инструментальной
теорией обучения для объяснения действия рекламы привлекается теория обучения
на модели. Обучение на модели, или имитационное
обучение, вызывается, например, с помощью телевизионного рекламного ролика.
Восхищенные взгляды, которые получает телевизионная домохозяйка от своего
телевизионного мужа за белоснежную рубашку или сияющий кафель, не проходят
для зрительниц бесследно. Образцы поведения могут быть переняты и опосредованы. То, что для рекламы все шире используются
не "звезды", а "люди-как-ты-и-я", с точки зрения имитационной
теории обучения, вполне оправданно. Исследование памяти – другая ветвь
теории обучения – получила большое значение для рекламы. 2. Мотивационные модели. Мотивационная психология при объяснении причин поведения
утверждает: мотивирующая ситуация оказывает большое влияние на мотивированный
объект. Это объясняет связь между восприятием и запоминанием рекламы и
мотивацией лица, на которое направлена реклама. Существует несколько разновидностей
мотивационных моделей. Гомеостатическая теория мотивации
исходит из того, что индивидум пытается удовлетворить
потребности для достижения состояния покоя и равновесия. Отклонения от
равновесия вызывают реакции, направленные на восстановление начального
состояния. В рамках гомеостатической теории можно также выделить несколько
концепций, например теорию инстинктов, психоаналитический подход и теорию
знания. Психоаналитический подход опирается на теорию Фрейда. В современном исследовании
маркетинга и поведения потребителей этот подход применяется сравнительно
редко. Его заслуга видится в том, что он обращает внимание на неконтролируемые
сознанием причины поведения потребителей. Теория знания объясняет возникновение мотивации из процессов познания.
Здесь следует выделить теорию когнитивного диссонанса. Диссонанс может
возникнуть при получении информации о продукции, при покупке продукта,
в процессе пользования. Если величина диссонанса переступает через определенную,
зависящую от характера человека границу, то потребитель может: Из теории диссонанса следует, в частности,
что реклама не должна будить слишком высоких ожиданий, так как в этом
случае вероятность диссонанса повышается. То, что большинство покупателей
испытывают диссонанс после покупки, подчеркивает важность рекламы и на
этой стадии. Только довольные клиенты становятся приверженцами марки и
пропагандируют ее среди знакомых. Диссонанс же, как правило, вызывает
недовольство. Иерархия потребностей, которую предложил психолог Маслоу, основывается
на принципе относительной очередности актуализации мотивов различных уровней.
До того, как более иерархически высокий мотив начнет воздействовать на
поведение, должны быть, по крайней мере в известной степени, удовлетворены
потребности, находящиеся на более низких ступенях. 3. Представление потребителей и
реклама. Мнения и представления
людей влияют на восприятие, переработку информации, процессы обучения
и запоминания, на поведение в конечном счете. Хотя величина этого влияния
не бесспорна, многие рекламные компании нацелены как раз на то, чтобы
вызвать изменение мнения членов целевой группы. В области маркетинга чаще,
чем в других областях, была доказана гипотеза о связи между мнениями людей
и их поведением при покупке. В процессе разработки программы рекламной
деятельности руководству службой маркетинга необходимо принять пять принципиально
важных решений: Первым шагом в процессе разработки
рекламной программы является постановка задач рекламы. Эти задачи можно
классифицировать в зависимости от того, предназначена ли реклама для информирования,
увещевания или напоминания. Информативная реклама преобладает в основном на этапе выведения товара
на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса. Ее задачи: Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе роста, когда
перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Часть увещевательных
объявлений смещается к категории сравнительной рекламы, которая стремится
утвердить преимущество одной марки за счет конкретного сравнения ее с
одной или несколькими марками в рамках данного товарного класса. Ее задачи: Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости для того, чтобы
заставить потребителя вспомнить о товаре. Сродни ей подкрепляющая реклама,
которая стремится уверить нынешних покупателей в правильности сделанного
выбора. Ее цели: После определения задач рекламы фирма
может приступать к разработке рекламного бюджета на каждый отдельный товар. В процессе разработки бюджета следует
учитывать ряд моментов: Поскольку ориентированная на спрос
реклама порождает сбыт, фирма должна очень осторожно уменьшать соответствующий
бюджет. Если цели не достигаются, ответом может быть не сокращение бюджета,
а более эффективная кампания. После определения бюджета руководство
должно разработать общий творческий подход к рекламе, ее творческую стратегию. В процессе ее создания можно выделить
три этапа: Следующая задача рекламодателя - выбрать
средства распространения для размещения своего рекламного обращения. Процесс
состоит из нескольких этапов: Таблица
13.1
Чтобы справиться с задачами маркетинга,
только классической рекламы часто оказывается недостаточно. Поэтому привлекаются
другие инструменты коммуникации. Один из таких инструментов – стимулирование
сбыта, (поддержка продажи или поддержка сбыта). Поддержка сбыта, направленная на потребителей,
может принимать следующие формы: Такие мероприятия нацелены на улучшение
отношения цена – качество, воспринимаемого покупателями, и стимулирование
желания приобрести продукт. Точно так же, как и при применении классической
рекламы, возникает так называемый Pull – эффект, вызванный быстрым сокращением
торговых запасов. Мероприятия по поддержке торговли помогают при выходе
на рынок с новыми продуктами увеличить число первых покупателей, покупателей
для пробы, и тем самым ускорить распространение товара. Поддержка сбыта,
нацеленная на внешнюю службу и торговлю, нацелена на возникновение Pull
– эффекта. Это означает, что товар должен быть каким-либо путем продан
торговле, а дальнейшее движение товара лежит на ней. Поддержка сбыта, направленная на внешнюю
службу, должна улучшать мотивацию и способности ее работников. Типичные
мероприятия при этом: Большинство из названных выше мероприятий
может использоваться и для работы с торговлей. Можно добавить еще и следующие: 13.5. Работа с общественностью Если предприятию удается создать о
себе и о своей деятельности позитивное представление у интересующих его
групп общественности (включая собственных работников), то это значительно
облегчит достижение поставленных целей. Многие проблемы, например привлечение
молодых специалистов и других работников, а также восприятие ими целей
предприятия, решаются значительно проще, если фирма имеет положительный
имидж. Реклама таких предприятий воспринимается с большим доверием. Позитивное мнение общественности о
предприятии не возникает само собой. Поэтому использование методов работы
с общественностью в данном случае неизбежно. Часто бывает так, что общественность
знает только о негативных сторонах работы предприятия (химические, фармацевтические
предприятия). Главная задача всех усилий в этой сфере заключается в установлении
доверия и понимания. Работа с общественностью отличается от рекламы продукта.
Реклама фирмы также стремится к созданию позитивной картины предприятия. Реклама фирмы опирается, в первую
очередь, на средства массовой информации. В работе с общественностью используются
следующие инструменты: Особую форму работы с общественностью
представляет разъяснительно – пропагандистская реклама. Эта форма возникла
как реакция некоторых предпринимателей и экономических кругов на растущее
скептическое отношение широких слоев общественности к их деятельности.
Представители этих предприятий открыто выступают с защитой своего мнения
и критикуют доводы оппонентов. Наиболее часто затрагиваются проблемы окружающей
среды, снабжения энергией и др. Влияние подобных стратегий на восприятие
продукции предприятия исследовано слабо. Имидж предприятия – "конгломератов",
работающих в различных отраслях, часто страдает односторонностью. Некоторые
крупные предприятия ошибочно отождествляются с одной или несколькими марками.
Другие предприятия ассоциируются с продукцией, которую они выпускали ранее.
У посторонних лиц часто вообще отсутствует представление о том, чем же
занимается предприятие. В некоторых случаях искаженный имидж фирмы является
следствием наличия множества продуктов и названий, неоднородного дизайна
товаров и фирмы, неподходящие друг к другу цвета и эмблемы. 13.6. Краткие выводы по разделу 13
|
||||||||||||||||||||||