Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
7.5. Контроль за соблюдением правил техники безопасности
Для того чтобы быть уверенным в том, что правила по технике безопасности
выполняются, Вам необходимо вести контроль за их соблюдением. Далее предлагаются
два очень полезных подхода в целях контроля за соблюдением правил техники
безопасности при отсутствии несчастных случаев на предприятии.
Первый подход - это метод "регулярных проб". Он предполагает
наличие обученных наблюдателей, которые обходят организацию (отдел) по
предписанному им маршруту и выявляют недостатки в сфере техники безопасности.
Контрольный уровень возможных нарушений задан, и задача наблюдателей -
не допустить его превышения. Таким образом, в результате "регулярных
проб" состояния техники безопасности контролируется появление новых
опасных ситуаций (выше контрольного уровня). Преимущество этого метода
состоит в том, что он позволяет выявить опасные ситуации до их перерастания
в несчастные случаи и инциденты.
Другой подход - это метод "критических случаев". Он предполагает
опрос сотрудников для выявления причин ситуаций, близких к опасным. И
этот подход, как и предыдущий, ориентирован на предотвращение несчастных
случаев. В качестве примера близкой к опасной ситуации можно привести
ситуацию, когда самолет снижается и расстояние до земли оказывается меньше
допустимого, хотя самолет и не падает на землю.
Что касается контроля за соблюдением правил техники безопасности, то предполагается,
что Вы хорошо знакомы с "желаемыми стандартами" (это могут быть
требования на основе законодательства или четко сформулированные задачи
организации), можете оценить, насколько эти задачи выполняются, какие
шаги необходимо предпринять, чтобы улучшить положение дел, и осуществляете
регулярную проверку, чтобы гарантировать соответствие установленным стандартам
в течение продолжительного периода времени.
Еще один подход предполагает подробное изучение обстоятельств уже происшедшего
несчастного случая. В серьезных случаях это, скорее всего, не является
Вашей обязанностью (хотя Вы можете получить очень полезную информацию
от свидетелей только что происшедшего, так как события еще свежи в памяти).
Менее серьезные случаи могут расширить Ваши знания об опасных ситуациях
и о том, чему необходимо обучить Ваших сотрудников.
Существует обязательное требование сообщать властям о любых несчастных
случаях, приведших к смертельному исходу или к серьезным увечьям, в результате
которых сотрудник не смог выйти на работу в течение более чем три
Очень важно, чтобы Вы имели представление о напряжении (которое само по
себе может быть либо стимулирующим, либо раздражающим, но не истощающим
силы) и понимали, когда оно перерастает в стресс (который оказывает более
глубокое и ослабляющее воздействие на организм). Все вышесказанное применимо
как к Вам самим, так и к окружающим, будь то Ваши коллеги или подчиненные.
Понимая Вашу собственную, а также реакцию других людей на стресс и то,
как он проявляется в наблюдаемом поведении, Вы можете распознавать его
симптомы значительно быстрее. Это первый шаг в определении причин стресса
и выявлении того, чем он обусловлен: организационными факторами или напряжением
на работе. При подобных причинах стресса Вы имеете возможность модифицировать
работу или смягчить воздействие неблагоприятных производственных факторов,
или каким-то образом изменить окружающую обстановку.
Итак, политика Вашей организации в сфере техники безопасности и охраны
здоровья играет важную роль в организационном контексте, в рамках которого
Вы действуете. Снижение количества несчастных случаев и стрессовых ситуаций
на работе позволит сэкономить значительные средства, так как потери в
результате нетрудоспособности могут быть очень большими. Ваш основной
курс действий включает в себя знание принятой в организации политики в
области техники безопасности, распространение правил техники безопасности
среди своих сотрудников, организацию необходимого обучения сотрудников
правилам техники безопасности, фиксирование несчастных случаев на работе,
предотвращение стрессовых ситуаций и заботу о здоровье сотрудников, находящихся
в Вашем подчинении.
|