Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
4.2. Основные методы обучения
А. Обучение на рабочем месте подразумевает обучение в процессе фактического
выполнения определенной работы. В конечном итоге каждый сотрудник проходит
в той или иной степени обучение на рабочем месте.
Существует несколько видов обучения на рабочем месте. Наиболее известный
- метод инструктажа или дублирования. В этом случае работника обучает
более опытный сотрудник или непосредственный руководитель. На низ них
уровнях инструктаж может представлять собой лишь приобретение работником
необходимых навыков управления оборудованием под наблюдением начальника.
Однако, этот метод применяется и на высшем управленческом уровне.
Этот метод относительно недорог; стажеры обучаются в процессе работы отпадает
необходимость в организации дорогостоящих классов или использовании программных
средств обучения. Метод так же упрощает обучение, поскольку стажеры учатся,
выполняя фактическую работу и получая быструю обратную связь.
Однако при организации программ обучения на рабочем месте необходимо учитывать
несколько факторов, имеющих отношение к преподавателям. Они сами должны
быть подготовлены и обеспечены необходимыми учебными пособиями. Опытные
рабочие, отбираемые в качестве преподавателей, должны хорошо знать методы
обучения, в особенности принципы обучения.
Б. Производственный инструктаж включает определение всех шагов, необходимых
для выполнении той или иной работы в необходимой последовательности. Весте
каждым шагом также отмечаются соответствующие "ключевые моменты"
(если они встречаются). Эти шаги показывают, что должно быть сделано,
тогда как ключевые моменты говорят о том, как это делается и почему.
В. Лекции. Чтение лекций имеет ряд преимуществ. Оно представляет собой
быстрый и надежный способ передачи знания большим группам обучающихся.
Проведение лекций в отличие от использования печатных материалов (книги
и пособия), не вязано со значительными расходами и позволяет организовать
дискуссию.
Д. Аудиовизуальные средства являются более дорогими, чем обычные лекции,
но дают ряд преимуществ. Целесообразно их использование в следующих ситуациях:
при необходимости проиллюстрировать некоторую последовательность действий
во времени; при необходимости обучающимся процессы. Которые нельзя показать
во время лекций; при проведении обучения в масштабах целой организации,
когда перемещение стажеров с места на место слишком накладно.
Е. Программируемое обучение. Вне зависимости от того, что используется
при обучении - учебник или компьютер - программируемое обучение выполняет
три функции:
1. постановка вопросов, фактов или проблем ученику;
2. предоставление возможности ответа респонденту;
3. обеспечение обратной связи в отношении точности ответов.
Основным преимуществом программируемого обучения является уменьшение времени
обучения примерно на одну треть. В рамках принципов обучения, программируемые
инструкции могут также облегчить процесс обучения, поскольку они позволяют
ученику самому задавать темп обучения, обеспечивают немедленную обратную
связь и снижают риск ошибки. С другой стороны. В процессе программируемого
обучения ученики узнают не намного больше того, что могли бы изучить по
книгам. Поэтому при определении стоимости разработки пособий программного
обеспечения для программируемых инструкций должен учитываться тот факт,
что эти инструкции способны ускорить, но не улучшить обучение.
Ж. Тренажеры или моделируемое обучение - это метод, при котором обучающиеся
учатся на действующем или смоделированном оборудовании, используемом в
их работе, но фактически вне рабочего места. Тренажеры незаменимы. Когда
обучение на рабочем месте слишком дорого и опасно или замедляет производственный
цикл. Тренажер может представлять собой отдельное помещение, оснащенное
как реальное рабочее место. Однако чаще всего используется моделируемое
оборудование.
|