Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
1.3. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами
Насколько важно, каким персонал был в прошлом, настолько же важно как
персонал будет прогрессировать в будущем. Это происходит потому, что сегодня
в окружении управления персоналом, происходят изменения, которые требуют,
чтобы персонал играл еще более критическую роль в организациях.
Управление людьми, как главная задача менеджмента в организациях, всегда
основывается на совокупности основополагающих исходных теоретических и
эмпирических предпосылок, формирующих парадигму, на базе которой строится
система управления человеком в организации. Люди дела и даже исследователи
(как герой Мольера, который не знал, что говорит прозой) часто не задумываются
о том, что свои конкретные задачи они решают, опираясь на ту или иную
парадигму. В теории и практике управления произошла радикальная смена
парадигм и, как представляется, наметились признаки нового революционного
поворота в этой области. Эти процессы в России, в западных и в восточных
странах с развитой рыночной экономикой происходили параллельно в разных
формах, но, в конечном итоге, имели много общего.
При этом можно выделить четыре концепции кадровой функции в организациях,
которые развивались в рамках трех парадигм (и, соответственно, систем).
Эти концепции таковы:
1) использование трудовых ресурсов;
2) управление персоналом;
3) управление человеческими ресурсами;
4) управление человеком.
Таблица 1. Система управления человеком в организации.
!!!TABLE!!! 2
|
система 1
|
система 2
|
система 3
|
парадигма
|
экономи-ческая
|
организационная
|
гуманисти-ческая
|
|
административ-ная
|
социальная
|
|
роль человека
|
фактор
производства
|
ресурс
организации
|
главный
субъект организации
|
место человека
|
элемент процесса
труда
|
элемент формальной
структуры
|
элемент социальной
организации
|
член организации
- семьи
|
функция
менеджмента
|
использование
трудовых ресурсов
|
управление
персоналом
|
управление
человеческими ресурсами
|
управление
человеческим существом
|
содержа-ние
управления
|
организация
труда и зарплаты
|
частичное
управление "жизненным циклом" человека
|
комплексное
управление человеческими ресурсами
|
самоуправление
|
подразде-ление
|
отдел ОТИЗ
|
кадровая служба
|
служба управления
человеческими ресурсами
|
вся организация
|
главный
рычаг
|
зарплата
|
полномочия
и ответственность
|
мотивация
|
организационная
культура
|
стимулирование
|
оплата рабочего
времени
|
принцип "заслуг"
|
|
качество трудовой
жизни
|
теоретическая
основа
|
экономическая
теория Тейлоризма
|
бюрократическая
теория организаций
|
постбюрократическая
теория организаций
|
социальная
психология и философия японского менеджмента
|
обучение
|
первичная
подготовка
|
подготовка
и повышение квалификации
|
развитие управляющий
|
обучение на
рабочем месте
|
современные
примеры примене-ния
|
массовое производство,
рутинная технология
|
средние и
крупные фирмы обычных отраслей
|
средние и
крупные фирмы высокотехнологичных отраслей
|
малое предпринимательство,
фундаментальная наука
|
Кардинальная смена парадигм (см. Табл. 1) от экономической (система I)
к организационной (система II) произошла на Западе в начале нынешнего
века. В советской России в явном виде это случилось лишь в конце 60-х
гг., хотя неявно бюрократическая разновидность организационной парадигмы
(при категорическом отрицании собственно "теорий бюрократии")
присутствовала и достаточно успешно применялась в административно-командной
системе в течении века в 30-60-е гг. До сих пор бюрократическое организационное
мышление, по-видимому, доминирует в обыденном сознании российских менеджеров,
хотя на практике происходит его эрозия как в негативном (из-за ослабления
государственных структур), так и в позитивном (из-за развития демократии
и предпринимательства) планах.
Последнее свидетельствует о постепенном проникновении в наше российское
сознание социальных концепций организации в рамках системы II, а теперь
уже и новой гуманистической парадигмы (система III), что в наших условиях
является, с одной стороны, спонтанной и причудливой реакцией на освобождение
от оков тоталитаризма, с другой - возвращением к российской гуманистической
традиции коллективизма, христианства, сострадания. На Западе же умеренное
распространение системы III выглядит эволюционным продолжением теорий
пост-бюрократических организаций (60-е гг.), которое получило новый импульс
развития на рубеже 80-х гг. в связи с пристальным изучением японского
опыта управления.
Что же такое гуманистическая парадигма?
В основе гуманистической парадигмы заложена предпосылка о том, что человек
- это главный субъект организации и особый объект управления, который
не может рассматриваться как "ресурс". Эта философия официально
провозглашается (хотя не всегда и не во всем реализуется) лидерами японского
менеджмента.
В этом случае человек, в принципе, рассматривается как член "организации
- семьи", а функция менеджмента состоит в "управлении человеческим
существом".
Согласно этому подходу, не человек существует для организации, а организация
для человека, сообразно желаниям и способностям которого строятся ее стратегии,
структуры, системы и внутриорганизационные отношения. В центре координации
совместных усилий находится самоуправление членов организации, в котором
в той или иной степени участвуют все, приобретение квалификации ведется
прежде всего посредством опыта (обучения на рабочем месте), главным рычагом
воздействия на людей является "жесткая" организационная культура.
В это понятие вкладывается, по меткому определению одного из европейских
экспертов, как бы "запрограммированный коллективный разум" членов
организации в отношении понимания ее миссии и целей, доминирующих ценностей
(что хорошо, что плохо), согласия по поводу отношения к трудовым обязанностям,
принятым в коллективе стереотипам поведения, сложившимся шаблонам отношений
между начальниками и подчиненными, коллегами, всеми людьми в организации
и в отношении других подобных социальных аспектов организации. Суть и
состояние организационной культуры как раз и отличает одну организацию
от другой. Именно этот аспект, тесно примыкающий к психологическому климату
(чувству удовлетворенности членов организации), выходит на первое место
в совокупности факторов, которые, в конечном счете, определяют "качество
трудовой жизни".
Такого рода парадигму можно было бы отнести к "организационному идеализму"
- феномену, существующему лишь в теории, а не на практике (разве что воплощаемому
в некоторых творческих организациях). Однако серьезно относиться к ней
заставляют не только работы теоретиков организации гуманистического толка,
но и всем известные успехи, с одной стороны, японского (и вообще восточного)
менеджмента, концептуально воспринимающего эту парадигму, с другой - жизнеспособность
малого (в частности, семейного, весьма гуманизированного) бизнеса, значение
которого в странах с рыночной экономикой все более возрастает по всему
миру.
Концепции, характерные для системы III, могут иметь серьезное значение
для российской управленческой мысли и отчасти для управленческой практики
не только своей прагматической ценностью, но и обозначением некоторого
ориентира в проводимых реформах и будущем развитии. Они хорошо согласовываются
с философскими взглядами россиян на жизнь, хотя и противоречат все еще
распространенным административно-командным стереотипам представлений об
эффективном руководстве предприятиями и организациями.
|