9. ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
9.1. Методика изучения фирм и методы анализа
Изучение фирм, действующих в одной отрасли (или смежных отраслях) с данной
, является одним из важнейших аспектов исследования рынка. Как правило,
изучаемые фирмы представляют собой один из следующих трех типов: действующие
клиенты, потенциальные клиенты, конкуренты. По каждой интересующей фирме
собирается максимум сведений, которые затем заносятся в банк данных. Методика
изучения всех трех типов фирм практически одинакова. По интересующей фирме
собираются следующие сведения [7].
1. Первоначально собираются общие сведения о фирме: ее наименование, юридический
адрес, страна размещения, номер регистрации, номер телекса и факса. Характер
деятельности и ее масштаб, место и роль на рынке, организация управления,
хозяйственные и финансовые связи.
2. Сведения об экономическом и финансовом положении фирмы: величина акционерного
капитала, активов, продаж, число занятых, место в списке ведущих компаний
своей страны и мира.
3. Вид хозяйственной деятельности: промышленная, торговая, транспортно-экспедиторская,
инжиринговая и т.д.
4. Характер собственности: частная, государственная, полугосударственная,
кооперативная.
5. Организационно-правовая форма: акционерное общество, корпорация, общество
с ограниченной ответственностью, частная компания, полное или коммандитное
товарищество, единоличная фирма и т.д.
6. Принадлежность фирмы по капиталу и контролю: национальная, иностранная,
смешанная.
7. История образования и особенности развития фирмы: год создания, основные
слияния и поглощения, изменения наименований.
8. Тип объединения, в которое входит фирма, а также ее положение в нем:
материнская компания, филиал, дочерняя фирма и т.д.
9. Номенклатура производимой и реализуемой продукции: основные товары
или группы товаров, направления специализации, номенклатура экспорта и
импорта.
10. Место фирмы на мировом рынке по важнейшим выпускаемым товарам: удельный
вес фирмы в национальном и мировом производстве или торговле основными
товарами, доля в экспорте и импорте страны.
11. Значение и характер внешнеэкономической деятельности фирмы: число
заграничных дочерних компаний ( в т.ч. производственных), их местоположение,
виды деятельности, значение экспорта из страны производства в деятельности
фирмы; доля импортных операций в деятельности фирмы , их географическая
направленность.
12. Производственная и материально-техническая база фирмы: число и местоположение
производственных предприятий, их мощность; число сбытовых предприятий,
складов и станций технического обслуживания, их местоположение.
13. Важнейшие фирмы-контрагенты и конкурирующие фирмы по основным видам
выпускаемой (реализуемой) продукции.
14. Производственно-технические и прочие хозяйственные связи с другими
фирмами; наименование этих фирм, формы связей.
15. Структура аппарата управления фирмы: численный состав Совета директоров
и Правления; количество производственных отделений, их название, закрепленная
за ними номенклатура продукции, степень хозяйственной самостоятельности
и ответственности.
16. Акционерный капитал: распределение между собственниками акций, контрольный
пакет акций, его принадлежность и владельцы.
17. Связи фирмы с банками и характер этих связей.
Для сбора информации об интересующей фирме используются следующие источники.
Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах
(общеэкономические и отраслевые газеты и журналы). Кроме общей информации,
предоставляется ряд других сведений: обзоры по отдельным фирмам, приводится
ранжирование фирм по объемам продаж, указывается их принадлежность к отрасли
производства в стране; приводятся данные об оборотах, активах, прибыли,
числе занятых в фирмах. Также предоставляются сведения о выпуске отдельных
видов продукции фирмами, положении с занятостью, научно-исследовательской
и патентно-лицензионной деятельности, о ценах , экспортных сделках и др.
Информация, публикуемая самими предприятиями:
годовые отчеты о деятельности, составляемые к ежегодному собранию акционеров.
В них анализируется деятельность фирмы в истекшем финансовом году, подводятся
итоги этой деятельности; приводятся сведения об объемах и направлениях
капиталовложений, об используемой и внедряемой технологии; указывается
размер расходов на НИОКР; сотрудничество с другими фирмами;
балансовые отчеты ( ежегодные и ежеквартальные), в которых отражена эффективность
деятельности фирмы, ее финансовое положение и платежеспособность;
проспекты фирмы, дающие подробную характеристику деятельности фирмы, материалы
об истории развития фирмы, ее связях с другими фирмами и т.д.;
каталоги фирмы;
рекламные издания.
Информация о фирмах, предоставляемая специализированными организациями
(кредитно-справочными бюро, консультационными фирмами, торговыми палатами,
союзом предпринимателей, государственными организациями):
справки кредитно-справочного бюро, выдаются за плату на основе заранее
приобретенных абонементов о всех фирмах, независимо от их правового положения.
Данные материалы не подлежат разглашению и публикации, так как собраны
на основе конфиденциальных сведений, получаемых в деловых кругах, близких
к этой фирме. В справках указывается финансовое положение фирмы, ее история,
перечень предприятий фирмы, состав и биография руководящих лиц, баланс
и счет прибылей и убытков фирмы за предпоследний или последний отчетный
год;
справки, выдаваемые на основе заказов международными банками данных объединенной
компьютерной системы;
компьютерные досье (ростеры), выдаваемые международными экономическими
организациями системы ООН (например, ЮНИДО).
Информация внутреннего пользования. Собирается каждой фирмой, имеющей
специальные картотеки по фирмам. В некоторых организациях могут быть заведены
картотеки по товарам.
Справочники по фирмам - практически единственный вид источников информации
о фирмах, в которых сведения публикуются регулярно и в систематизированном
виде. Основным достоинством справочников является охват большого числа
фирм.
Из фирменных справочников можно узнать полное и сокращенное наименование
интересующей фирмы, ее адрес, телефон, телекс; год основания и этапы развития;
состав руководящих органов; сферу деятельности, дочерние фирмы, общее
число предприятий фирмы и их местоположение; основные показатели деятельности.
Справочники делятся:
по национальной принадлежности: международные, национальные;
по характеру и объему публикуемой информации: товарно-фирменные, адресные,
по акционерным обществам, отраслевые, общефирменные, директорские, биографические,
о финансовых связях между фирмами, тематические.
Перечни (подборки) крупнейших фирм. Позволяют определить место данной
фирмы в отрасли или стране по конкретному показателю.
|