7. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖФИРМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
7.4. Согласованная рыночная политика
Согласованная рыночная политика (сговор) является одной из самых распространенных
и широко используемых транснациональными корпорациями форм организации
деятельности на мировом рынке. Сговор может проводиться в области производства,
цен, научно-технической деятельности, раздела сфер влияния, рынков сбыта
и источников сырья. И.Н. Герчикова [6] выделяет следующие направления
согласованной рыночной политики.
В области производства согласованная рыночная политика проводится по следующим
направлениям:
раздел продукции на основе соглашений о специализации;
согласование объемов производства между крупнейшими поставщиками продукции
одного вида;
раздел производственных программ между производителями для регулирования
номенклатуры выпускаемых изделий;
принятие мер, препятствующих свободному переливу капиталов;
раздел сфер производственной деятельности по отраслям производства и т.д.
Основные направления согласованной рыночной политики в области сбыта:
территориальное закрепление рынков сбыта;
определение порядка фиксации мировых цен;
предоставление взаимных уступок.
В области научно-технической деятельности:
кооперирование в области проведения новейших разработок и производстве
новой продукции;
заключение соглашений о передаче патентов и лицензий;
заключение соглашений о продаже товарных знаков.
Вышеперечисленные направления согласованной рыночной политики в международной
практике называются согласованными рыночными правилами поведения. Обычно
эти правила поведения носят тайный характер и охватывают все предприятия
отрасли. Все участники, подписавшие соглашение о правилах поведения, обязательно
должны придерживаться его условий в отношении цен и объемов производства.
Однако в период ухудшения конъюнктуры спроса не все фирмы придерживаются
этих соглашений на практике.
Проведение согласованной рыночной политики легче на рынках, где действуют
несколько ведущих производителей. Затрудняется проведение такой политики
в том случае, когда на рынках действует множество фирм и продолжается
конкурентная борьба.
|