7. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖФИРМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
7.1. Монополистические структуры
Возникновение монополистических структур обусловлено, прежде всего, концентрацией
производства и капитала. Монополистические структуры обеспечивают доминирующее
положение одной или нескольких фирм на рынке, которое определяется их
значительным удельным весом в общем объеме реализации товаров или услуг.
Термин "монополия" означает, в переводе с греческого, "единственный
продавец". Впервые этот термин появился в США в то время, когда образование
фирмы сопровождалось получением от властей специальных документов ("патентов"),
дающих фирме права и привилегии, не доступные другим фирмам. Поэтому указы
о создании предприятия назывались "дарованиями монополии".
В настоящее время термином "монополия" обозначаются:
господствующее положение на рынке одной фирмы (монополиста);
объединение нескольких фирм, доминирующих на рынке;
предоставление государством одной или нескольким фирмам исключительного
права осуществления какого-либо вида деятельности.
Фирма - монополист является единственным производителем в данной отрасли,
ее продукция не имеет близких товаров-субститутов; кроме того, фирма ограждена
от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Как правило, монополистом является крупная фирма, располагающая большими
финансовыми возможностями. У такой фирмы существует реальная возможность
временного снижения цен до уровня ниже издержек производства с тем, чтобы
завоевать господствующее положение на рынке в случае появления конкуренции.
Монополия оказывает давление на рынок высокой ценой, низким качеством
производимой продукции, малым ассортиментом товаров. Также монополия традиционно
порождает тенденцию к торможению научно-технического прогресса.
Монополистические объединения фирм на рынке могут проявляться в нескольких
формах.
1. Картель. В рамках картельного соглашения юридически и хозяйственно
самостоятельные фирмы объединяют функции закупки и продажи, согласовывают
свои цели и условия (сроки, цены, качество товаров) в тех вопросах, где
лежит источник наиболее острой конкуренции. Международные картели создаются
на базе соглашений между компаниями различных стран и согласовывают условия
взаимодействия по широкому кругу внешнеторговых операций.
Участниками картельных соглашений могут быть монополии-гиганты, а также
мелкие и средние фирмы.
Организация внешнеторговых операций в рамках картелей может принимать
различные формы:
прямой независимый сбыт продукции членами картеля на согласованных условиях;
сбыт через торговые ассоциации;
сбыт через экспортные компании и централизованные агентства.
Картель не является тесно сплоченной организацией, так как юридически
основывается лишь на договоре, заключаемом обычно на небольшой срок. В
связи с этим картелю могут угрожать некоторые опасности, такие, как нарушение
договора членами картеля, ограниченный срок действия, конкуренция со стороны
аутсайдеров и т.п. Поэтому участники картеля нередко переходят к более
тесным коалиционным соглашениям, например таким, как синдикат.
2. Синдикат имеет более прочную юридическую форму, чем картель. Как правило,
это акционерное общество или товарищество. Синдикат сосредоточивает все
функции, связанные с внешнеторговой деятельностью. Его участники заняты
только производством, все остальные функции берет на себя правление синдиката.
Часто борьба за долю участия в производстве (следовательно, и прибыли)
ведет к разрушению синдиката или образованию треста.
3. Сущность треста заключается в растворении отдельных членов в общем
предприятии, в объединении капитала, производства, сбыта, рисков и прибыли.
Иными словами, отдельные предприятия теряют свою самостоятельность. Тресты
создаются с целью увеличения хозяйственной мощи, устранения конкуренции
и дезорганизующего влияния рынка.
4. Консорциум. Создается как добровольное объединение компаний (банковских,
промышленных, торговых и т.п.) для реализации крупных инвестиционных программ
и проектов. Как правило, консорциумы создаются не только из-за желания
сконцентрировать средства, но и разделить финансовый и политический риск
с партнерами. В большинстве случаев члены консорциума объединяют усилия
для получения дорогостоящих заказов и подрядов.
В условиях сохранения и ужесточения антимонопольной политики государств
консорциумы являются наиболее мобильной формой монополистических объединений,
что дает им возможность реализации преимуществ во внешнеэкономической
сфере.
5. В современных условиях широкое распространение получила олигополия
- монополизация рынков и отраслей несколькими фирмами, не связанными юридически,
которые в совокупности занимают господствующее положение. Возникают олигополии
на базе концентрации значительной или преобладающей части производства
и капитала отрасли у ограниченного числа крупных компаний. В основе олигополий
лежит заключение горизонтальных (между фирмами, находящимися на одном
хозяйственном уровне) и вертикальных (субъекты занимают различное хозяйственное
положение) соглашений. Характеризуется олигополия изменяющимся соотношением
монопольно-регулирующих и конкурентных сил и образует фундамент современного
хозяйственного механизма.
Однако усиление конкуренции и интернационализация мирового хозяйства значительно
подорвали монопольно-регулирующие силы в рамках многих национальных олигополий.
Одновременно сложились олигополистические структуры по отдельным отраслям
в масштабе всего мирового хозяйства (электронная, автомобильная, фармацевтическая
и электротехническая промышленность).
|