|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
|
|
Оганов П.М. Исследование феномена молодежи в отечественной социологии — ретроспективный анализ концепций и подходов
Полемика между
учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную
группу, возрастных границ имеют давнюю историю. В развитии российской социологии
молодежи можно выделить тенденции, общие для мировой социологии, и специфические
национальные черты. К числу первых относится рассмотрение молодежи как
компонента в социальной структуре и элемента мобильности общества в связи
с проблемами образования, рынка труда и демографическими проблемами; существенно
слабее, чем в западных национальных социологиях, разработана проблематика
поколенческих культурных изменений и молодежной субкультуры, которые появились
у нас значительно позднее. Формы политического протеста и молодежного
экстремизма по понятным причинам обозначились как проблема лишь в самое
последнее время. Возрастные рамки юности и молодости,
специфика процесса социализации при вхождении в статус взрослого определяются
конкретными социально-историческими условиями общества и его культурными
традициями. Поскольку в разных странах и культурах процесс социализации
протекает неодинаково, то по поводу границ молодежного возраста в разных
национальных социологиях имеются разные представления. В российской традиции
с начала века до наших дней границы собственно молодежного возраста в
социальной статистике и в переписях населения варьировались от 10—12 до
20 лет в начале века, от 17 до 28—30 лет к нашему времени. В целом же российская социология
молодежи прошла сложный путь от упрощенного представления о молодежи как
объекте социального контроля и воспитания со стороны государственных институтов
до постепенного утверждения концепции молодости как особой фазы жизненного
цикла с собственными интересами и собственным социальным статусом. Усложнение и углубление социального
представления о молодости вело не только к признанию за молодым поколением
собственных интересов, но и к постепенной дифференциации возрастной группы
как объекта исследования, к пониманию биологически-социального неравенства
между отдельными подгруппами внутри одного поколения. В российской социологии интерес
к молодежным проблемам впервые возник на рубеже 19 и 20 веков. Его «провоцировали»
развитие капиталистических отношений в России и кризис традиционной семейной
социализации, развитие системы массового профессионального образования.
Именно тогда заговорили о высвобождении молодого поколения из-под влияния
семьи и выделении его в качестве объекта социализации со стороны государства. Одновременно в публикациях того
времени начала появляться проблематика студенческой и учащейся молодежи
(А. Сперанский), при этом особенное внимание традиционно уделялось проблемам
быта и материального положения русского студенчества (А. Кауфман) на основе
бюджетов учебного и внеучебного времени. В социальной статистике категория
работающей молодежи (от 10—12 до 20 лет) существовала еще в переписи 1897
г. Появлялись публикации по тяжелому положению рабочих-подростков на производстве
и в бытовой сфере, по их правовой незащищенности и уязвимости по сравнению
с более старшими возрастными группами (И. Янжул, А. Бернштейн-Коган).
Общая направленность этих публикаций может быть охарактеризована как демократическая
традиция отстаивания интересов социально незащищенных и дискриминируемых
групп, требующих дополнительного внимания и опеки со стороны властей. Новый всплеск интереса к молодежи
в 20-е гг. формировался в связи с практической управленческой деятельностью
партийных, советских и общественных организаций и имел четко выраженную
прикладную ориентацию. В значительном числе работ, появившихся в 20-е
гг., наибольшее внимание уделялось проблемам труда и воспитания молодежи.
Интерес к трудовой активности молодежи объяснялся прагматической потребностью
преодолеть техническую отсталость производства, низкую культуру труда,
дезорганизацию производства, доставшуюся как наследие царского режима
и разрушительных войн. Молодежь же составляла существенную долю трудовых
ресурсов: каждый пятый был в возрасте от 14 до 22 лет, при этом основная
часть (28 млн. ) находилась в деревне и лишь 4 млн. — в городе. Как следствие - большое количество работ, посвященных
трудовой молодежи. Проблемам идеологического воспитания
молодежи и ее отношению к новой власти также уделялось большое внимание
в массовых исследованиях на фоне дискуссий о моральном облике нового поколения.
Следующий всплеск интереса к
молодежи в послереволюционный период приходится на середину 30-х гг. Связан
он был с тем, что во взрослую жизнь вступало первое поколение, выросшее
в советских условиях, и его социальный облик был аргументом в доказательстве
достижений нового строя. В
этот период молодежь рассматривалась как объект социалистического воспитания.
Ее социальные характеристики «подгонялись» под политические идеалы партии
и определялись степенью приближения к поставленным целям: политической
активностью и участием в процессе социалистического строительства. Тогда же впервые в истории развития
социологии в России молодежь стали рассматривать как часть «взрослого»
населения и насаждать идеологию партии. Правительство советской России
стремилось вырастить ту массу, которой легко было бы управлять в будущем.
С точки зрения изменившейся
социально-исторической ситуации, в отношении молодого поколения, помимо
четко выраженной политической ориентации, показательно внимание к образовательному
уровню послереволюционной молодежи. Это первое поколение, выросшее в условиях
перехода к массовому профессиональному образованию. Статистические данные
о развитии новых массовых форм образования представляют существенный интерес,
свидетельствуют о расширении образовательных возможностей для выходцев
из бывших социальных низов общества за счет преобразования начальных школ
в неполные средние школы, средних школ в десятилетки (1932—1933), появления
новых каналов образования (школы ФЗУ, школы для взрослых, рабфаки, курсы
технической подготовки работающей молодежи), более широкого приема пролетарской
молодежи в высшие учебные заведения. Сложность развития социологии
молодежи в 40-60-е годы заключалась в том, что в идеологии государства
и социальной практике продолжало господствовать отношение к молодежи лишь
как к объекту воспитания, формирования личности «молодого строителя социализма»,
«подрастающего поколения». В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась
как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой
группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре
общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом
единстве. Поэтому центральным вопросом в исследованиях был вопрос о социалистических
идеалах молодого поколения и насколько молодые следуют революционным традициям
отцов. Функция молодежного возраста
рассматривалась как усвоение норм и ценностей, господствующих в обществе.
Особенности молодости как возрастного цикла (и, в частности, молодежная
субкультура и молодежные движения) трактовались как формы девиантного
поведения. Октябрятские и пионерские организации и комсомол были формами
возрастной группировки, необходимой для осуществления официальной политики
и подчинения младших возрастных групп авторитету старшинства. Недоверие и авторитаризм по отношению к молодежи
выразились в постепенном искусственном продлении возрастных рамок юности
(и соответственно принадлежности к молодежной организации) до 28 лет:
легитимное свидетельство отказа в предоставлении статуса взрослости, в
правах и возможностях для полноценной самореализации. Одно из первых
определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь—поколение людей,
проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте
уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие
социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные
критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»
Позднее более
полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая
группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических
свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически
универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный
статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую
природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному
обществу закономерностей социализации». «Комсомольские» исследования
молодежи (вполне профессиональные) в 70-е годы
были ориентированы на проблематику идеологического воспитания,
отсутствующую на Западе, а в советской социологии широко представленную.
В Высшей комсомольской школе был создан научно-исследовательский центр,
который систематически проводил опросы среди молодежи исключительно по
проблемам нравственности и коммунистического воспитания. До начала 80-х гг. молодежная
культура находилась в «подполье» и потому не могла стать предметом исследования
со стороны официальной науки. Только с появлением серии публицистических
выступлений, взбудораживших общественное мнение криминальным характером
молодежных группировок (например, рокеров), исследование этой проблематики
стало возможным и даже вызвало настоящий бум. Просматриваются три направления
таких изысканий. Одно из них — изучение отношения молодежи к неформальным
объединениям и явлениям субкультуры. Другое направление основывалось на
включенном наблюдении и развивалось в рамках «перестроечной публицистики».
Вместе с тем появились и первые профессиональные исследования с использованием
интервью. Третье направление составляли исследования собственно преступных
молодежных группировок, и они проводились не социологами, а специалистами
в области права. Проблематика молодежной субкультуры
привнесла в рассматриваемую область новые методические подходы направленного,
углубленного анализа отдельных ниш в общем потоке изучения поколения как
некоего социального целого. Впервые были применены методы глубинного и
включенного интервью для анализа отдельных контактных групп. В 90-х годах в связи с общим
кризисом науки, а также появлением множества иных проблем, волнующих общество,
число исследователей, занимающихся данной проблематикой, существенно сузилось.
В средствах массовой информации и социальной политике государства молодежным проблемам в этот период также уделяется существенно
меньше внимания. Тем не менее, данная проблематика изучалась и изучается в Центре
социологии молодежи, который существует в структуре Института социально-политических исследований
Российской академии
наук с
момента его основания. Он был учрежден на базе сектора социальных проблем
молодежи, созданного в 1985 г. в Институте социологии АН СССР. ИСПИ РАН провел ряд крупномасштабных социологических исследованиях,
проведенных по общесоюзным, общероссийским и региональным выборкам молодежи.
Большое внимание изучению проблем молодежи
уделяют Институт молодежи и его Научно-исследовательский центр: в опубликованных
сборниках и монографиях анализируются отечественный и зарубежный опыт
государственной молодежной политики и вырабатываются критерии и оценки
тенденций в социализации молодежи. Значительный вклад
в развитие социологии молодежи в 90-е годы внесли работы Иконниковой С.Н., Лисовского В.Т., Кона И.С., Ильинского И.М., Андреенковой Н.В. и др.
На основе проведенного анализа можно
сделать вывод, что концепция молодежи, как социально-возрастной группы
изменялась в зависимости от функций, которыми она наделялась в конкретный
исторический период, с учетом конкретной социально-политической ситуации. |
||
|
||