|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
|
|
Глава 4. Организация и технология
маркетинга Цель маркетинга
— сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять
клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать
себя сами. Питер Друкер 4.1. Сущность и
цели маркетинговой деятельности Что только не говорили и не говорят сейчас
о маркетинге! Маркетинг — это реклама. Коротко, четко, но, увы, неверно.
Маркетинг — управление сбытом и его стимулирование. Тоже весьма неточно.
В энциклопедии 1989 г.: "Цель маркетинга — стимулирование сбыта
и максимизация прибыли". Так ли это? Известно точно, что в СССР маркетинга (как
и секса!) не было. Если человеку удавалось "урвать" полкило
сыра, то он был безмерно счастлив и даже не задумывался, как называется
этот сыр — костромской, российский или советский. Не было и проблемы
сбыта — любой товар исчезал с прилавков мгновенно! Не нужна была и реклама,
разве что "Накопил и машину купил!" и "Храните свои деньги
в сберегательной кассе!" Теперь у нашего покупателя появились новые
проблемы, известные всему миру уже многие годы, — какой из сорока сортов
сыра купить? А у продавца свои проблемы — как продать свой товар? И вот
именно теперь, в условиях рыночных отношений, проблема маркетинга встает
во весь рост. Не потому, что этого требуют "решения исторического
съезда" или тенденции мировой моды, нет — потребность в маркетинге
диктует сама жизнь. Да, конечно, каждый производитель и продавец
стараются продать свой товар как можно дороже, получить максимальную прибыль.
Но как можно получить эту прибыль? Оказывается, что не обманом или ценой
преступления, а путем научно обоснованного учета потребностей общества. Теперь
уместно дать одно из определений маркетинга как научной дисциплины: маркетинг
— один из важнейших разделов науки управления предприятием, изучающий
методы наиболее полного удовлетворения потребностей общества в товарах
и услугах в условиях рыночных отношений. Любопытно, что это определение
не содержит упоминания о максимизации прибыли производителя и продавца,
более того, немного напоминает советские лозунги о максимальном удовлетворении
постоянно растущих потребностей общества. Но ведь в действительности так
оно и есть — путь к прибыли лежит через удовлетворение потребностей, что
превращает маркетинг в один из наиболее благородных видов человеческой
деятельности. Часто маркетинг называют рыночной концепцией управления,
и популярность важнейших положений маркетинга объясняется научно обоснованной
методикой увеличения прибылей предпринимателей. Известно, что термин маркетинг (с ударением
на первом слоге, хотя большинство с удивительным упорством ставят ударение
на втором) происходит от английского слова market — рынок. Актуальность современного маркетинга для мировой экономики
стала очевидной в 60-е годы. Научно-технический прогресс выдвинул на
рынок много новых товаров высокого качества, и резко обострилась проблема
сбыта. Производитель был вынужден работать уже не на абстрактного, обезличенного
потребителя, а на определенный рынок, изучать спрос, тенденции его изменения
и капризы моды. Производитель был вынужден выпускать только ту продукцию,
которая имела сбыт, и определяющая роль потребителя стала нормой и законом
для успешной коммерции. Маркетинг наряду с такими важнейшими функциями
управления, как планирование и оперативное управление, формирует свои
решения на основании многовариантных экономических расчетов и скрупулезных
исследований. Современным политическим деятелям нашего
общества, сторонникам демократии, особенно импонирует экономическая концепция
маркетинга — потребитель своими деньгами "голосует" на рынке
сбыта за нужный ему товар, что вновь подтверждает главную цель маркетинга,
ориентированную на удовлетворение потребности общества в данном товаре,
производителя заставляют производить то, что нужно потребителю. Основной
принцип маркетинга можно сформулировать так — "Производить следует
то, что можно продать, а не пытаться продать то, что производится". Требования рынка заставляют производителя
постоянно совершенствовать структуру управления, применять гибкие формы
планирования, контроля и организации производства, постоянно изучать последние
научные достижения, внедрять современные технологии. Продавец обязан знать
ситуацию на рынке, товары и торговую стратегию конкурентов, каналы сбыта,
особенности рекламной деятельности, тенденции моды и многое другое об
индивидуальных и общественных потребностях. Уместно вновь подчеркнуть
ту принципиальную особенность маркетинга как предпринимательской философии,
в соответствии с которой управление предприятием ориентировано на рынок,
а не на технологические возможности производства. Поиски способов увеличения сбыта продукции
обычно приводят к трем основным вариантам: — можно основное внимание уделять совершенствованию
производства, сокращению издержек и росту производительности труда. В
этом случае весьма резонно ожидать в конечном итоге сокращения себестоимости
и снижения цены товара; — путь постоянного совершенствования основных
характеристик товара, принципиальный рост его основных показателей, улучшение
качества и потребительских свойств, так как самый замечательный товар
ничего не стоит, если он не удовлетворяет потребности покупателя; — концепция коммерческих усилий по стимулированию
сбыта, совершенствованию дизайна, упаковки и рекламных кампаний. Очевидно, что все эти направления производственной
и коммерческой деятельности заслуживают серьезного внимания и важно
вовремя определить и подтянуть отстающий участок работ. Освоению и продвижению товара на рынок
всегда предшествует разработка маркетинговой программы, которая
является основой планирования производства и попыткой дать долгосрочный
прогноз спроса на этот товар. Создание маркетинговой программы — необходимый,
но весьма сложный и трудоемкий процесс. Например, известная японская автомобильная
фирма "Ниссан" разрабатывает маркетинговые программы группами
из трех — пяти высококвалифицированных специалистов по 600 типам товарных
продуктов, но все эти затраты полностью окупаются [29]. Программные исследования
ложатся в основу стратегического планирования, системы стимулирования,
ценообразования, организации производства и сбыта, вплоть до принятия
решений о перестройке организационной структуры управления. Основная
цель маркетинговых исследований — предвидеть тенденции развития потребностей
общества, влиять на формирование этих потребностей и так организовать
свое производство, чтобы возможно более полно удовлетворить рыночный спрос.
Целью программы по каждому производимому или намеченному к производству
продукту является определение оптимальных технико-экономических показателей
товара и эффективности его сбыта. Рис. 12. Принципиальная схема
организации маркетинга Основными функциями маркетинга являются: — анализ и прогнозирование состояния и
развития товарного рынка и в итоге изучение нужд потребителей; — определение потребностей общества в новых
товарах и услугах, что позволит сформировать ассортиментную политику
предприятия; — создание и обеспечение гибкого маневрирования
в сфере ценовой и конкурентной политики предприятия; — организация каналов сбыта продукции; — реклама, обеспечение связей с общественностью
и средствами массовой информации. Маркетинг должен свести к минимуму риск
производителя продукции, заинтересованного в конечном результате своей
деятельности и получении прибыли при разумной организации сбыта. От эффективности
применяемых методов изучения потребностей рынка зависит стабильность положения
производителя и продавца продукции на рынке, конкурентоспособность его
товара. 4.2. Товар и рынок Чтобы сделать рагу из зайца, нужно иметь хотя бы кошку. Шутка Все, что необходимо обществу, может удовлетворить
его потребности и поэтому иметь сбыт, является товаром. Одно из основных
правил маркетинга: "Если у тебя нет товара — у тебя нет ничего",
и все рассуждения о намерениях, о возможных поставках и сверхприбылях
в скором будущем — если не примитивный обман, то пустые, безответственные
разговоры. Товар может быть физическим предметом, технологией, услугой,
идеей — важно, что этот товар нужен обществу и этот товар есть у продавца
(да, включая и идею, но этот товар требует особой осторожности, проверки
и благоразумия). Для удовлетворения своих разовых потребностей человек
приобретает напитки, сигареты, газеты — все это товары кратковременного
или разового, повседневного пользования. Товары, которые мы приобретаем
для многократного использования (телевизоры, одежда, квартира и т.п.),
относятся к группе товаров длительного пользования. Рынок услуг
в первые годы преобразований в России значительно сократился, но в последнее
время вновь наметился рост и сферы услуг (прачечные, химчистка, почта,
авиа- и железнодорожные перевозки, ремонтные службы, а также, увы, больницы,
пожарная охрана, милиция, судебные органы). Каждый производитель и продавец стараются
сделать свой товар возможно более привлекательным, узнаваемым и конкурентоспособным.
Для идентификации товара известного и, как правило, популярного продавца
используется система символов, легко узнаваемых знаков, эмблем или специальных
терминов, позволяющих отличить такой товар от изделий конкурентов, т.е.
торговая марка. Марка, обеспеченная правовой защитой, называется
товарным знаком. Тысячи бутылок "настоящего французского"
коньяка и коробок спортивной обуви, имеющих эмблему товарного знака фирм
Kamus и Adidas, изготовленных,
как известно, на Малой Арнаутской улице и периодически уничтожаемых на
городских свалках, — доказательство действенности правовой защиты товарного знака.
Товар всегда рождается в муках творчества и поисков. Появлению товара
на рынке предшествует долгий процесс маркетинговых исследований, организации
его производства, выработка стратегии выдвижения товара на рынок. Естественно,
что каждый создатель нового товара и его продавец рассчитывают на долгую
и счастливую жизнь товара на рынке сбыта, которая сможет окупить издержки
производства, затраты на исследования, рекламу и принести высокую прибыль. Время, в течение которого товар разрабатывается
и имеет спрос на рынке, называется жизненным циклом товара (ЖЦТ).
Он состоит из нескольких этапов: разработка (определение основных технико-экономических
характеристик и потребительских свойств товара, внешнее оформление и т.п.),
внедрение (выход новинки на рынок, реклама и стимулирование продаж), рост
потребительского спроса (проникновение товара на новые сегменты рынка
и острая конкурентная борьба на нем, расширение рекламы, поиски новых
каналов сбыта, гибкая политика цен), зрелость (стадия насыщения рынка,
стабилизация объемов продаж и прибыли), спад (падение спроса, объемов
продаж и прибыли). Этап разработки товара может занимать неопределенно
длительное время. Это период поиска нового товара, определение его функциональных
и качественных характеристик, отладки и совершенствования технологии
изготовления, исследования рынка и изучения товаров конкурентов. На этапе выведения товара на рынок начинается
медленный рост сбыта и намечается тенденция роста прибыли. На этом этапе
ЖЦТ решающая роль принадлежит действенности рекламы и стимулированию
продвижения товара на рынок сбыта. Рис. 13. Этапы жизненного цикла товара Этапы роста и зрелости определяют прибыль
и успех сбыта. Задача торговца продлить этап зрелости на возможно более
долгий срок для удержания товара на рынке и получения максимальной прибыли,
так как жизнь товара, как и всего сущего, заканчивается умиранием. Кривые
сбыта и прибыли могут иметь самый различный характер, отражая индивидуальную
и иногда весьма причудливую судьбу товара с труднопрогнозируемыми ростом
и падением интереса покупателей. Жизненный цикл товара во многом зависит
от таких переменчивых факторов, как мода и стиль, определяющих
длительность интереса потребителей к данному товару или к его определенным
свойствам. Стиль господствует в самых различных сферах общественной жизни,
от одежды до архитектуры, еще более прихотлив характер и диапазон воздействия
на социум моды. Невозможно перечислить стили и области их проявления
в жизни человечества, они зависят от эпохи, расовых и национальных особенностей,
социальной принадлежности и даже от возраста человека. Безнадежно трудно
спорить о достоинствах и недостатках какого-либо стиля, пытаться определить
его долговечность и влияние на общество, но специалист в области маркетинга
должен уметь давать долгосрочные прогнозы и в этой сфере человеческой
деятельности, так как от этого прогноза часто зависит успех или крах
фирмы. Скажем, музыкальный стиль Моцарта, Бетховена, Чайковского, по
авторитетному мнению подавляющего большинства молодых, но музыкально необразованных
экспертов, безнадежно устарел, и данные маркетинговых исследований подтверждают
необходимость выпуска все новых и новых компакт-дисков с продукцией современных
рок, рэп и поп-гениев (хотя музыканты-профессионалы не сомневаются, что
музыка Моцарта будет жить века и иска в отличие от поп-мотыльков). Каждый
образованный и культурный человек должен сам определить свое отношение
к стилю поведения, одежды, искусства, но маркетинг обязан лишь определить
доминирующие потребности общества и сделать все для удовлетворения этих
потребностей. Еще более сложными являются маркетинговые исследования в
области моды, которая определяет наиболее популярный стиль в какой-либо
сфере деятельности. Какой длины следует выпускать юбки к весенне-летнему
сезону, какая фактура и расцветка ткани будет модной, какая ожидается
смена фасона обуви — на все эти и сотни подобных вопросов обязаны ответить
специалисты-маркетологи. В качестве примера сложности маркетинговых
исследований и области моды можно рассмотреть историю такой простой части
туалета, как мини-юбка. Известно, что знаменитая гетера Таис Афинская
носила юбки с разрезами до пояса (такие юбки, очевидно, назывались "таисками"?).
В 1327 г. в итальянском городе Моделе был установлен камень и на нем проведена
черта — выше этой черты носить юбки не разрешалось (от названия этого
города и появилось слово "модель"). В 1893 г. на Всемирной выставке
в Чикаго на подиуме появились три девушки в юбках чуть ниже колен — это
наглое нарушение приличий и общественной морали освистали, забросали неаппетитными
предметами, а одну из девушек смертельно ранили камнем. В 1905 г. произошло
ошеломляющее событие — юбка приоткрыла часть ботинка! В 1912 г. ботинок
открылся полностью, а в 1920 г. подол юбки стал выше щиколотки! Сорок
лет человечество переживало этот шок, пока в 1963 г. англичанка Мари Куант
не нанесла новый удар по общественной нравственности — она предложила
мини-юбку! За этот героический поступок М. Куант была награждена орденом
Британской империи. Современные девушки ухитряются носить юбки длиною
не более 22 сантиметров, кусочек ткани короче уже трудно называть юбкой. Не менее сложна судьба и других деталей
женского и мужского туалета, от шляпок и тросточки до нижнего белья.
Мода толкает людей на самые удивительные решения и даже на определенную
манеру вести себя в обществе. Сейчас модно хрупким, стройным девушкам
надевать на ноги что-то изготовленное из покрышек тяжелогрузных автомобилей
(а недавно в моде были "шпильки", и на ножках наших могучих
матрон они выглядели несколько неожиданно), модно девушке стоять на одной
ноге, оплетя вокруг нее другую ногу — стоять так трудно, но уж очень элегантно;
модно даже в мороз держать в окоченевших пальцах бутылку пива и делать
вид, что тебе очень хочется пить. Что делать — мода требует! Прогнозировать
тенденции развития моды сложно, но, увы, необходимо. Товарный рынок формирует цену, спрос и
предложение в самых различных масштабах, от мирового рынка до регионального
и местного, локального. Рынок может охватывать значительную территорию,
если транспортировка товаров не требует больших издержек и если предприниматели
хорошо информированы о ситуации на нем (высокая "прозрачность"
рынка). Но при высоких транспортных издержках и слабой прозрачности рынки
даже соседних регионов могут развиваться независимо друг от друга, и
цены на них будут существенно отличаться. Рынок может дробиться по предметно-товарному
принципу (рынок строительных материалов, металла, автомобильный и т.д.).
Это дробление может быть продолжено: рынок импортных и отечественных автомобилей,
легковых и грузовых, грузовые автомобили могут подразделяться на бортовые
автомашины, автоцистерны, бензовозы, и торговец определяет
свое место на рынке, свою долю. Искусство маркетинга в значительной мере
определяется глубиной и основательностью изучения рынка, исследованиями
потребностей, вкусов, пристрастий основной части покупателей. Зная свойства
своего товара, продавец старается определить группу своих потенциальных
покупателей исходя из результатов социально-демографических исследований
(возраст, уровень доходов, социальная принадлежность и т.п.). Этот весьма
непростой процесс изучения продавцом потребностей общества получил название
сегментирования рынка и имеет целью распространить свою коммерческую
деятельность на возможно большее количество сегментов рынка вплоть до
обслуживания всего рынка, подавляющего большинства покупателей. Сегментация
позволяет фирме выявить долю рынка, группу потребителей, которые наиболее
полно соответствуют ее профилю и торговому потенциалу. В случае безусловного
успеха товара на рынке сбыта фирма намечает мероприятия, позволяющие перейти
от маркетинга на региональном уровне к маркетингу в государственном и
международном масштабе. Специфичную, особую роль "санитара
рынка" играет конкуренция, обеспечивающая объективный процесс
"вымывания" недоброкачественных или необоснованно дорогих товаров.
Соперничество, борьба фирм за покупателя приносят несомненную пользу
обществу и заставляют производителей постоянно думать о применении новых,
более совершенных технологий, об улучшении качества товара. Низкое качество
заставит в итоге снизить цену, а затем и обрекает товар на его вытеснение
с рынка (к сожалению, низкое качество товаров, производимых в России,
делает их малопривлекательными на международном рынке. Например, удельный
вес конкурентоспособной продукции машиностроения в 1995 г. составлял лишь
2%). У большинства сложился четкий стереотип
понимания конкуренции как "двигателя торговли". Но если вдуматься
в это совсем непростое явление, рассмотреть его не только с коммерческих,
прагматичных позиций, а более широко, в философском смысле, то можно установить
связь конкуренции с одной из важнейших общественных категорий — свободой
личности. Действительная, истинная свобода человека основана на свободе
выбора во всех сферах жизни, и она возможна лишь в свободном обществе.
Свобода и конкуренция — взаимодополняющие части целого, но свобода
выбора потребителя основана на конкуренции производителей, именно на этом,
скрытом от общества уровне ведется непримиримая борьба капитала, маркетинговых
программ, научных поисков, организации сбытовых комплексов за покупателя,
за наиболее полное удовлетворение
его потребностей. Крупные фирмы не жалеют времени и затрат на создание
компьютерной базы данных по конкурентной среде. Запертая на кодовый замок
информация отражает не только финансовое положение, применяемую технологию
и маркетинговую программу конкурентов, но имеет и солидное досье на их
руководителей, ведущих специалистов, их жен, детей и возлюбленных, привычки,
вкусы, слабости и увлечения. Иная рыночная структура — монополия
характерна для экономики, допускающей навязывание отдельными производителями
собственных интересов обществу и игнорирование ими интересов других производителей.
Монополия — это абсолютное преобладание на рынке одного продавца или
производителя продукции. Конкурентные отношения при этом подавляются,
развивается дискриминация и в итоге достигается полное вытеснение с рынка
всех возможных конкурентов. Монополизм возникает, если в результате конкурентной
борьбы выявляется явный мощный лидер или союз фирм, постепенно захватывающий
все сегменты рынка и в итоге безраздельно владеющий сбытом. Предпринимались попытки внедрить принципы
монопольной организации производства внутри фирмы, но они, как правило,
не были эффективными, хотя сам замысел был логичен и соблазнительно прост.
Действительно, если предприятие нуждалось, например, в лакокрасочных изделиях
ограниченного ассортимента, а стоимость товара у поставщиков была весьма
высокой или появлялись трудности в транспортировке продукции, то возникала
очевидная на первый взгляд идея — создать собственное небольшое лакокрасочное
подразделение. Аналогичный замысел был у Г. Форда, когда в начале XX века в составе принадлежавшей ему фирмы "Ривер-Руж",
выпускавшей автомобили, была" предпринята попытка создать собственное
производство стали и комплектующих изделий. Однако экономическая эффективность
сосредоточения производства основных компонентов изделия в самой фирме
оказалась ниже, чем при закупке их у специализированных внешних поставщиков. Другой путь — политика протекционизма,
когда государственные органы страны наделяют одного производителя исключительными
правами. В 1991 г. в России принят антимонопольный закон и установлены
нормативы по определению доли продавцов на товарном рынке. 4.3. Рыночное ценообразование Все товары требуют для своего появления
на рынке затрат общественно необходимого рабочего времени, труда в процессе
производства, что выражается через стоимость товара. Стоимость товара
проявляется и в процессе обмена, совершаемом при помощи денег, происходит
стихийное регулирование, установление стоимости на основе рыночных отношений.
Стоимость S определяется тремя составляющими: S = С + V + М, где С — основной
капитал (стоимость оборудования, производственных помещений, машин, топлива,
сырья и т.п.), V — стоимость рабочей силы, трудозатрат, М — прибавочная стоимость,
прибыль, получаемая владельцем фирмы, капиталистом. Простая формула, но
противоречие между двумя ее составляющими, между V и М,
между трудом и капиталом (чем больше V, т.е. оплата труда, тем меньше М, прибыль капиталиста,
и наоборот) было причиной классовой борьбы, революционных событий и гражданской
войны в нашей стране, унесшей миллионы жизней. В рамках теории стоимости для производителя
важно, как, при каких условиях он может приспособиться к рынку и к социально-экономической
системе в целом. Понятно, что цена — денежное выражение стоимости товара,
товар стоит столько, сколько покупатель захочет за него заплатить. Цены
на товары устанавливаются в результате переговоров покупателей и продавцов, но каждая
страна имеет свои негласно установленные рыночные традиции и даже ритуалы.
В России процедура торга, т.е. определения цены на товар, обычно предельно
проста: "Почем?" — "Прошу 100 рублей". — "А
почем окончательно?" — "Отдам за 80". Лишь после выполнения
этого ритуала начинается истинный торг. Восточные традиции требуют значительно
больших эмоций, виртуозных сравнений и метафор, хватания покупателя за
рукав, уничижительных и хвалебных характеристик товара. Читатели "Бравого
солдата Швейка" помнят, с каким изумлением смотрел поручик Лукаш
на продавца коровы, который в пароксизме торга упал на землю и даже посыпал
голову пылью (в итоге искусство маркетинга победило и поручик заплатил
за полудохлую корову втридорога). Ценообразование как процесс формирования
цен и тарифов зависит от обоснованной фирмой стратегии реализации товара
и от многих, иногда с трудом поддающихся учету и анализу факторов. Простейший способ ценообразования — установление
дополнительной наценки на себестоимость товара. Наценка должна
покрыть все издержки по производству товара, распределению и сбыту с учетом
нормы прибыли, от величины этой наценки и зависит в конечном итоге прибыль
предприятия. Издержки производства содержат постоянную составляющую ("накладные
расходы", т.е. плата за аренду, энергоснабжение, зарплата и т.п.)
и переменную, зависящую в основном от количества изготовленных единиц
товара и колебаний цен. Этот метод установления цены коротко называется
"средние издержки плюс прибыль". Другой несложный метод определения цены
— ориентация на уровень цен аналогичного товара у конкурентов. Пример:
вы привезли на продажу машину картофеля. Естественно, что, прежде чем
установить свою цену на товар, вы пройдетесь по торговым рядам и поинтересуетесь
ценами у конкурентов в зависимости от качества картофеля. Важное влияние
на установление цены имеют объемы продаж и ресурс времени, имеющийся
в распоряжении продавца. Если торговля ведется с колес арендуемой автомашины,
то выгоднее снизить цену, быстрее продать свой товар и тем сэкономить
деньги за аренду автотранспорта. Обратный пример: на рынке продаются грибы
по цене 1,5, 1,8 и за лучшие по 2 рубля за килограмм. Неожиданно за неплохие,
но не обладающие особо высоким качеством грибы установлена цена — 3 рубля.
Логика продавца — грибов у него мало, а времени много, можно и подождать
покупателя. Кто же этот покупатель? Обычно это неопытный муж, которого
жена отправила на рынок за покупками со строгим наказом купить только
хорошие грибы. В этом случае срабатывает психология ценовосприятия —
многие покупатели воспринимают цену как показатель качества. Другой потенциальный
тип покупателя — "гусар", сопровождающий девушку и покупающий
тот товар, который дороже и продается без очереди. Словом, маркетинг
опирается не только на объективный научный анализ, но я на методы искусства
воздействия на покупателя. С учетом психологии покупателя широко применяется
еще одна нехитрая тонкость при установлении цены: лучше вместо цены 200
рублей поставить 199 рублей. Как ни странно, но очень многие покупатели,
обсуждая стоимость товара, скажут, что его цена — "сто с чем-то рублей",
что, несомненно, делает товар значительно привлекательнее. Важной характеристикой товара является
его" конкурентоспособность, т.е. наличие у товара таких свойств,
удовлетворяющих потребности покупателя, какими не обладают аналогичные
товары рынка. Если фирма освоила производство товара,
обладающего несомненной новизной, уникальными потребительскими свойствами,
защитила патентом эту новинку, то при установлении цены на такой товар
часто применяется стратегия "снятия сливок", т.е. устанавливаются
самые высокие цены, чтобы получить высокую прибыль. Перечень таких товаров
весьма широк: от "кассовых" кинолент и новых синтетических материалов
до судов на подводных крыльях и новых образцов стрелкового оружия. По мере того как ажиотаж вокруг сбыта нового
товара уменьшается и определенный сегмент рынка становится близким к
насыщению, фирма старается освоить новые сегменты рынка, снижает цены,
но продолжает получать высокую прибыль за счет расширения сбыта. Стратегия
"снятия сливок" оправдывает себя во многих отношениях: товар
долгое время недоступен конкурентам, повышается имидж фирмы, высокая
цена воспринимается покупателем как гарантированно высокое качество товара. Разумен и научно обоснован еще один способ
сбыта нового товара — стратегия прочного внедрения на рынок. В
этом случае быстро охватываются новые и новые сегменты рынка, сокращаются
издержки за счет роста объемов производства и реализации, что делает товар
непривлекательным для конкурентов. Важное место в реализации стратегии
прочного внедрения на рынок занимает диверсификация — расширение
номенклатуры товаров фирмы, ведущее к стабилизации прибыли и большему
охвату сегментов рынка. Во многих странах в законодательном порядке осуждается
стратегия демпинговых цен, которая весьма часто применяется в
конкурентной борьбе за внешние рынки, — товары продаются на внешних рынках
по ценам более низким, чем на внутреннем рынке. Причем цены могут быть
столь низкими, что даже не покрывают издержки производства, но обеспечивают
разорение и вытеснение конкурентов с рынков сбыта. Политику демпинга могут
позволить себе только крупные корпорации, стремящиеся помешать появлению
новых производителей товара и разорить уже существующих. После вытеснения
с рынка конкурентов корпорация повышает цену и тем самым компенсирует
свои убытки. Так поступали, например, японские автомобильные фирмы "Тойота"
и "Ниссан" при выходе на американский рынок: использовав кризисную
ситуацию с нефтью, они предложили экономичные автомобили с 5-летней гарантией,
или 80 тыс. км пробега, и поставки японских автомобилей выросли до 2 млн.
в год. Борьба с международным демпингом ведется обычно на государственном
уровне путем введения высоких таможенных пошлин и другими методами импортного
регулирования. Цена на один и тот же товар может колебаться
в значительных пределах. Цена может зависеть от географической отдаленности
покупателя, так как продавец вынужден учесть свои транспортные расходы
при доставке товара. Значительно растет стоимость товара, приобретенного
в фирменном магазине, гарантирующем высокий уровень обслуживания, ответственность
за высокое качество товара и предпродажное консультирование. Стоимость
билетов в музеи или на выставки значительно ниже для студентов, ветеранов
и пенсионеров. Известно, что цены на спиртные напитки и табачные изделия
в ресторанах много выше, чем в обычных киосках. Во всем мире самое широкое
распространение приобрели различные скидки на стоимость товара; жители
крупных городов мира хорошо знают преимущества сезонных скидок или при
расчетах наличными ("сконго") и широко ими пользуются. Применяются
также скидки оптовым покупателям (не случайно в больших городах России
так популярны оптовые рынки), дилерские скидки ("за верность"),
за крупные закупки в течение длительного времени (бонусные скидки), при
выводе на рынок пробной партии продукции или неизвестного по своим потребительским
свойствам товара и т.п. Коротко о новом платежном средстве — кредитных
карточках. Основные реквизиты этих новых для нашей страны заменителей
денежных купюр и чеков хранятся в памяти банковских компьютеров и освобождают
покупателя от необходимости денежных расчетов наличными в крупных магазинах,
ресторанах и т.п. Тревожной осенью 1998 г., когда нашу страну
охватил жестокий политический и экономический кризис, можно было наблюдать
парадоксальную связь между ценой на товар и спросом на него. Когда резко
выросли цены на все товары, в том числе и на товары повседневного спроса
(хлеб, крупы, сахар, картофель и т.п.), логично было ожидать падения покупательского
спроса. Фактически же произошло обратное — несмотря на значительное повышение
цен, спрос на продукты значительно вырос. Это явление было уже ранее исследовано
(эффект Гиффена) и объясняется оно весьма просто: население, особенно
из необеспеченных слоев, вынуждено отказаться от более дорогих продуктов
(колбасы, мясо) и компенсировать это увеличением покупок более дешевых
продуктов. 4.4. Организация
и каналы сбыта продукции Если налажено производство продукции, проведено
тщательное исследование ситуации на рынке и принято решение о его сегментировании,
пора приступить к очередному этапу маркетинговой деятельности — организации
сбыта. Решения об организации сбыта продукции не только сложны, многовариантны,
но и весьма ответственны, так как они будут определять маркетинговую
стратегию и в конечном итоге успех производственной и торговой деятельности
предприятия. Центральная проблема организации сбыта
— принятие решений о канале сбыта и оптимизации товародвижения. Следует
ли фирме самой обеспечить работу собственного торгового персонала, решать
вопросы складирования, хранения и транспортировки товара или разумнее
передать посреднику права собственности на товар для осуществления всех
операций при движении товара от производителя к потребителю? Четких и однозначных ответов на эти вопросы не существует,
руководству предприятия придется в каждом случае выбирать из альтернативных
вариантов наиболее обоснованный. Очевидно, что с позиций покупателя лучше
организовать прямой маркетинг, т.е. покупать товар у самого производителя,
ведь каждый посредник будет требовать оплату своего труда, что в итоге
скажется на цене товара. Производителю этот вариант организации сбыта
также дает ряд несомненных преимуществ: не теряется контроль за сбытом,
легче оценить действенность рекламных мероприятий, обеспечивается прямой
контакт с потребителем, проще система управления сбытом. Но организация
розничной торговли требует значительных капитальных вложений, не разумнее
ли финансовые ресурсы вложить в основное производство? Многие производители
идут по пути организации сбыта путем и прямого маркетинга, и привлечения
торговых посредников. Например, известная московская кондитерская фабрика
"Красный Октябрь" помимо многочисленных оптовых посредников
имеет при основном производстве свой фирменный магазин, где организована
продажа самой свежей продукции по более низким ценам, чем в городской
розничной сети. Аналогично поступают и многие другие предприятия, организуя сбыт своей продукции через фирменные, магазины. Канал сбыта (канал распределения) характеризуется
количеством промежуточных уровней, т.е. количеством посредников, получивших
право на сбыт товара. Торговля через принадлежащий производителю магазин
или путем почтовых отправлений — типичные примеры прямого маркетинга,
канала сбыта нулевого уровня. Тетя Шура, сварившая картошку и продающая
ее, таясь от милиции и санэпиднадзора, пассажирам поездов, еще один пример
организации канала сбыта нулевого уровня. Если же тетя Шура будет только варить картошку
(производить товар), а продажей будет заниматься ее более молодая и энергичная
соседка, то такая схема организации сбыта будет характерна для одноуровнего
канала, т.е. включает в себя одного посредника — розничного торговца. Двухуровневый канал имеет посредников, обычно
один из них — оптовый торговец, а другой розничный (если реализуются промышленные
товары, то такие посредники называются промышленными дистрибьютерами
и дилерами). Сейчас на потребительский рынок России проникает
новая модель ведения бизнеса, своеобразная форма интеграции малого и крупного
бизнеса — франчайзинг (в русском предпринимательстве не было аналога
такому методу ведения торговли, и применение здесь термина "франчайзинг",
образованного от французского "франшиз" — льгота, привилегия,
вполне оправданно). Франчайзинг действует на основе долговременных
партнерских отношений между крупной "материнской" компанией
(франчайзер) и фирмой-оператором, реализующей продукцию (франчайзи). Фирма
франчайзи (дистрибьютор) имеет право пользоваться торговой маркой, обучать
персонал в головной компании, но обязана соблюдать политику цен и действующие
стандарты качества товара этой компании. Капитал предприятия-оператора
создается за счет головной организации или путем предоставления кредита;
расчеты с головной организацией производятся за полуфабрикаты или готовую
продукцию, реализуемую под торговой маркой франчайзера. Яркий пример франчайзинга
— компания "Макдоналдс", передающая владельцам ресторанов отлаженную
технологию и мобильную рекламу. Франчайзинг существенно увеличивает выживаемость
"дочерних" фирм и их экономическую эффективность, что хорошо
иллюстрирует диаграмма, приведенная "АиФ" (№ 9, 1998 г.). Новая форма взаимного кредитования импортеров
внедряется в международной торговле России — факторинг. При этом
методе ведения финансовых расчетов предприятие-экспортер предъявляет
для оплаты сопровождающие груз документы не покупателю, а банку, расположенному
в своей стране и выполняющему функции посредника. Оплатив предъявленный
счет, банк направляет платежные документы банку-посреднику, находящемуся
в стране покупателя, который и производит окончательные расчеты с покупателем.
При этом экспортер получает деньги за свой товар немедленно и его не волнуют
таможенные и валютные особенности страны-покупателя, а импортер не теряет
деньги, необходимые для конвертации валюты, так как производит оплату
в национальной валюте. Даже в случае финансовой несостоятельности импортера
фирма-поставщик ничем не рискует, так как имеет финансовое соглашение
только со своим банком. Рис. 14. Сравнительные данные
выживаемости франчайзи Широкое распространение в мировой производственной
и экономической практике получили лизинговые компании, которые
предоставляют фирмам в долгосрочную аренду средства вычислительной техники
и программного обеспечения, различное технологическое оборудование и т.п.
Лизинг удобен для небольших предприятий с ограниченными финансовыми возможностями,
так как позволяет поддерживать высокий технологический уровень без крупных
единовременных затрат. Лизинговые операции особенно широко распространены
в США и Японии (первая японская лизинговая компания была создана в 1963
году). Значительная доля затрат при организации
сбыта приходится на транспортировку и складирование товара. При обосновании
выбора вида транспорта приходится сопоставлять многие противоречивые
факторы: стоимость перевозки и погрузо-разгрузочных работ, скорость движения
грузов, решение проблем складирования и сохранности груза и т.п. У грузоотправителя
достаточно широкий выбор видов транспорта: водный, железнодорожный, автомобильный,
трубопроводный и воздушный. Опытный специалист по транспорту постоянно
раскладывает сложный пасьянс из тарифов, подъездных путей, складирования,
времени в пути, оптимальных комбинаций видов транспорта, маршрутов, таможенных
правил и личных отношений с диспетчерами. Ошибка в расчетах, элементарная
неграмотность при решении транспортных и даже психологических задач может
стать причиной значительных убытков и сложных форс-мажорных ситуаций. С точки зрения экономической целесообразности
наиболее привлекательными являются водный и трубопроводный транспорт,
но главным ограничением при этих перевозках является характер грузов.
Для природного газа система магистральных газопроводов является фактически
единственным транспортом; нефть дешевле перевозить водным транспортом,
хотя такие перевозки могут вызвать серьезные экологические проблемы.
Водный транспорт незаменим при перевозке значительных объемов песка,
щебня, гравия, контейнерной отправке не скоропортящихся грузов, но этот
вид транспорта самый тихоходный и зависит от погодных и климатических
условий. Железные дороги и автомобильный транспорт
являются крупнейшими и универсальными перевозчиками страны. Постоянно
внедряются новые типы вагонов, платформ, прицепов, автомобильные перевозки
обеспечивают высокую оперативность транспортных услуг, освобождают клиентов
от перегрузки товаров, обеспечивают гибкость маршрутов и графиков движения. Очевидно, что приборы, ювелирные изделия,
скоропортящиеся продукты, живые цветы выгодно отправлять воздушным транспортом,
хотя тарифы авиаперевозок значительно выше всех других. Авиатранспорт
быстро перевозит грузы в самые отдаленные районы страны и дает высокие
гарантии сохранности грузов (хотя умельцы неутомимо продолжают "потрошить"
чемоданы пассажиров и даже воровать мешки с валютой в аэропортах). Смешанные
перевозки стали весьма рентабельными с внедрением контейнеризации, рельсовых
и судовых контрейлеров, позволяющих легко и быстро перегружать товары
с одного вида транспорта на другой. Новым направлением и в определенной степени
дальнейшим развитием принципов маркетинга является логистика —
система управления процессами движения и складирования товаров. Основной
задачей логистики является обеспечение комплектной поставки товаров продавцу
или потребителю определенной номенклатуры в нужном количестве и в оптимальные
сроки (концепция логистики основана на японской системе "точно в
срок" и "канбан"). Методы логистики позволяют решать следующие
задачи снабжения и комплектации: — поставка сырья, комплектующих изделий,
запасных частей в необходимом количестве и в оптимальные сроки; — целенаправленная перевозка и складирование
деталей и готовой продукции внутри предприятия, доставка товаров посредникам
— участникам сбытового процесса и конечным потребителям с минимальными
затратами; — сокращение складских запасов, промежуточных
баз и складов продукции; — четкое соблюдение графика поставок продукции
клиентам для поддержания высокого имиджа фирмы и привлечения новых покупателей. Реализация концепций
логистики позволяет фирмам достигать колее устойчивого экономического
положения и способствует успеху в конкурентной рыночной деятельности. 4.5. Реклама и
стимулирование сбыта Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго
сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику
по разумным ценам у Экслиптоса. «Рекламная песнь». Афины. IV век до н. э. Исследователи в области теории и практики
рекламы пишут, что уже в первых документах человеческой цивилизации существовали
рекламные объявления. В египетских папирусах, финикийских наскальных
надписях, на специальных побеленных стенах (амбумсах) Древнего Рима рекламировались
самые различные товары, от рабов от скота. Думается, что реклама существовала
и в эпоху каменного века — надетая на шею раковина или перо в волосах
делали нашего далекого предка неотразимым в глазах прекрасного пола и
выделяли его индивидуальность среди менее смышленых сородичей. Более того,
рекламой пользуются буквально все живые существа: полюбуйтесь хвостом
павлина (правда, и современные молодые люди, раскрашивающие волосы в разные
цвета, не уступают ему ни в красоте, ни в интеллекте!). Или понаблюдайте
за маленькой аквариумной рыбкой, называемой "петушок", — когда
он ухаживает за своей избранницей или отгоняет непрошеных гостей от гнезда,
то меняет окраску, принимает неотразимо привлекательные или устрашающие
позы, раздувается, раздвигает плавники, словом, демонстрирует публике
свою; неповторимость с целью создания определенного имиджа. Ведь реклама (от лат. reclame — выкрикиваю) — выдача информации о
потребительских свойствах товара с целью создания на него спроса (сейчас
стало модным заменять пошлое, надоевшее слово "реклама" звучным
и красивым — "адвертайзинг"). Реклама как одна из составляющих
маркетинговой деятельности имеет свою теоретическую базу и требует от
исполнителей глубокого профессионализма и творческой фантазии. Знамениты
афоризмы: "Реклама должна заниматься массовым производством покупателей
так же, как фабрики занимаются массовым производством товаров". "Тот, кто отказывается от рекламы,
чтобы сэкономить деньги, подобен тому, кто останавливает часы, чтобы сэкономить
время". Перед рекламой ставятся самые различные задачи (одна из важнейших
концепций управления — концепция цели), решение каждой из них требует
различных подходов и методов. Информативная реклама должна сжато и ясно
рассказать потребителям об особых, важнейших свойствах товара; увещевательная
(уговаривающая, соблазняющая) подчеркивает преимущества, уникальность,
неповторимость данного товара и формирует спрос на него; напоминающая
(подкрепляющая) заставляет потребителей не забывать о товаре и его свойствах,
убеждает в необходимости приобретения товара, в его особой престижности.
Конкурентная реклама подчеркивает преимущества и достоинства товара в
сравнении с аналогичными товарами конкурентов, сравнительная — когда
несколько товаров противопоставляют друг другу и этим подчеркивают преимущества
рекламируемого товара. Особая методика применяется при рекламе"
сезонных распродаж, при рекламе марки производителя группы товаров и
рекламе идей (пропагандистская реклама). Последний тип рекламы был небывало
широко развит в СССР. Многие еще помнят гигантские изображения "самого
человечного человека" в кепке, который провозглашал: "Правильной
дорогой идете, товарищи!", но молодежь просто не поверит, что на
обочинах автомобильных и железных дорог из покрашенных камешков составлялись
сотни тысяч воззваний — "Слава Сталину!", "Слава Партии!"
и даже фрагменты изречений Вождя. Но для любого типа рекламы существует
своя проверенная многолетним опытом этапность, методика разработки и подачи.
От мастерства рекламных агентств, от выбора рекламных средств, профессионализма
исполнителей зависит эффективность их деятельности и в конечном счете
успех товара на рынке. Известно, например, что Японии удалось проникнуть
на автомобильный рынок США. И дело не в том, что японские автомобили
были дешевле американских, главная проблема состояла в том, что американцы
привыкли к своим роскошным моделям класса "Кадиллак" и покупать
пусть и хорошую, надежную, но малолитражную машину было непрестижно. Однако
японской рекламе удалось убедить американского покупателя, что для коротких
хозяйственных поездок их машины практичнее, тем более что их автомобили
всех 50 моделей были действительно высокой надежности с гарантийным сроком
службы 7 лет или пробегом до 110 тыс. км. Главный и первый этап рекламной практики
— определение цели и задач рекламной деятельности. Постановка задач вытекает
из маркетинговой стратегии, принятых решений о выборе целевого рынка и его сегментирования.
На этом этапе обосновывается выбор типа рекламы, основа ее содержания
и аргументации. Далее следует неизбежный и традиционный
торг между финансистами фирмы и рекламными агентами о затратах на рекламу,
т.е. формируется бюджет рекламы. Цель рекламы — стимулировать сбыт, поднять
спрос на товар, но фирма хочет истратить на рекламу лишь сумму, достаточную
для достижения намеченных показателей сбыта и прибыли, но не более того.
Следующий этап рекламной деятельности носит творческий характер и зависит
от мастерства специалистов — создаются десятки вариантов рекламных текстов,
продумываются и сопоставляются различные способы, формы, манера и тон
подачи материала. В ход идут научные данные, музыкальные образы, мультипликация,
юмор, очарование женственности и мужественной красоты, словом, все средства
убеждения и психологического воздействия, доступные творческому воображению
и фантазии опытного профессионала. Особую ценность имеют удачные словесные,
композиционные и образные находки на основе так называемых слоганов
— ключевых слов, привлекательного названия, афоризма, краткой, но
емкой, запоминающейся фразы. Примером удачного, но беззастенчиво лживого
слогана является известный афоризм: "У МММ нет проблем!", опустошивший
кошельки сотен тысяч людей. А вот название автомашины "Жигули"
за рубежом вызвало отрицательные эмоции, так как по-французски "жиголе"
— сутенер, а по-арабски "джагули" — глупец. Бессмертный Гоголь
поведал нам о рекламе над входом в провинциальный магазинчик: "Иностранец
Василий Федоров" — чем плох такой слоган? Заключительный этап работ
в области рекламы — выбор средств и конкретных ее носителей, принятие
решений о частоте и графике появления рекламы. Самой эффективной, но и самой дорогой считается
телевизионная реклама, способная охватить миллионную аудиторию. И миллионы
телезрителей России до сих пор не могут привыкнуть к жующим жвачку и чистящим
зубы "с утра до вечера" ослепительным красоткам, предпочитающим
безопасный секс и гигиенические прокладки, к голым, но сухим попкам младенцев
и к здоровенным жеребцам, уверенным, "что все в их власти",
стоит им только опрыскаться одеколоном. Простейшей рекламой можно считать нацарапанное
гвоздем на белоснежном мраморе памятника архитектуры объявление, что "Шурик
и Юрик были здесь", а также бесчисленные листовки о купле-продаже,
наляпанные на подъездах домов. Эти шедевры рекламного искусства, а также
рекламные щиты, тумбы, табло называются наружной рекламой. Весьма популярны
специальные рекламные газеты, журналы, витринные стенды, радиопрограммы,
рассылка коммерческих предложений почтой и т.п. Важно, чтобы реклама не
была лживой, не порочила товар конкурентов и мс вводила покупателей в
заблуждение относительно уникальности свойств предлагаемых изделий, рекламодатель
не имеет права пичкать больше того, что может реально сделать. Реклама
не должна поощрять злоупотребление курением и алкогольными напитками;
реклама порнопродукции категорически запрещена. Сбытовая деятельность предприятий помимо
рекламы дополняется маркетинговыми мероприятиями по стимулированию и
пропаганде товаров (эти мероприятия можно назвать и более звучно — сейлс
промоушн). К ним относятся бесплатное распространение образцов, сувениров,
значков, дегустации, премии, конкурсы, демонстрации, красивая бесплатная
упаковка, длительные гарантийные сроки бесплатного ремонта, доставка
товаров на дом в кратчайшие сроки — всего не перечесть! Непосредственно к рекламе примыкает деятельность
еще одного подразделения крупной фирмы — группы специалистов в области
"паблик рилейшнз", задачей которой является организация связей
с общественностью и стремление убедить общество в том, что фирма производит
и продает продукцию в интересах потребителей. Организуемые профессионалами
контакты с прессой и публикой способствуют формированию благоприятного
общественного мнения о фирме и ее продукции — ведь продажа товара необходима
в первую очередь для решения проблем покупателя, а думать о получении
фирмой прибыли просто смешно и даже обидно… Следует упомянуть и об особом
типе маркетинга — директ-маркетинг ("прямая торговля"), когда
торговое предложение делается не обезличенному покупателю, а покупателю
вполне определенному, наиболее вероятному. Таким образом устанавливается
прямая связь "продавец — покупатель" с использованием всех современных
средств коммуникаций. С 1997 года в нашей стране действует Российская
ассоциация директ-маркетинга (РАДМ), жизненность и успехи которой оценивать
еще преждевременно. Простым, дешевым и фактически обязательным
инструментом маркетинга является создание пресс-релизов — информации
о новых товарах и их потребительских свойствах.
Публикация пресс-релизов выгодна не только производителю товаров, но и
средствам массовой информации, заинтересованным дать потребителям достоверные
сведения о товарных новинках и этим увеличить свой тираж и привлечь новых
рекламодателей. Часто пресс-релизы помещаются в газетах и специализированных
журналах бесплатно, что весьма выгодно производителям товаров. 4.6. Международный
маркетинг Деловой
мир можно уподобить джунглям с деревьями, сосущими соки из земли, и лианами,
душащими деревья; или полю с пчелами бизнеса, опыляющими махровые цветы
компаний; или, наконец, саду, в котором вызревают плоды технического прогресса
и кормятся паразиты. С. Н. Паркинсон
Во все времена появлялись люди, которым
было тесно и скучно жить в своем привычном мирке, муза дальних странствий,
неведомых путей дала миру Колумба, Марко Поло, Писсаро, легендарных
Садко и Пер Гюнта, путь из варяг в греки, Великий шелковый путь. Покупали
пряности, дамасскую сталь, слоновую кость, рабов, ввозили оружие, шерсть,
из Руси — пеньку, лен, пшеницу, пушную рухлядь. И сегодня международные
маркетинговые контакты России развиваются весьма широко, расширился и
ассортимент экспорта. Мы экспортируем лес, газ, нефть, валюту, оружие
и невольниц в самые экзотические страны; ввозим пшеницу, водку, продовольствие,
мебель, посуду, автомашины, телевизоры, т.е. товары особой технологической
сложности, производство которых нами еще не освоено. Внутренний рынок страны осваивать проще
— нет проблем иностранного языка, незнакомой валюты и таможенных правил,
правовой и политической неопределенности, но международные торговые связи
по многим причинам всегда были особо притягательными. Принципы маркетинга остаются неизменными
и при организации международной торговли, но необходимо учитывать многочисленные
торговые ограничения, характерные для различных стран. В первую очередь фирма, осваивающая международную
торговлю, сталкивается с таможенным тарифом, т.е. с налогом, которым
облагаются товары, ввозимые в страну. Помимо пополнения государственной
казны, таможенный тариф служит защите интересов отечественных производителей. Другим видом торгового ограничения является
квота — количественное ограничение экспортируемых товаров. Иногда
на определенные группы товаров может быть наложено эмбарго, т.е.
полный запрет на ввоз этих товаров. Например, Голландия налагает эмбарго
на ввоз тракторов, которые могут передвигаться со скоростью более 10
миль в час. Некоторые компании, успешно создав сеть дочерних предприятий
в ряде стран, становятся транснациональными организациями, т.е. стараются
освоить мировой рынок. Управление
транснациональной компанией осуществляется представителями
многих стран, инвестиции вкладываются там, где они гарантируют максимальную
прибыль, а комплектующие детали и сырье закупаются по самым низким ценам
— роль маркетинговых исследований в этом случае особенно существенна. Постоянно развивается одно из важнейших
направлений международной деятельности — экспорт (импорт) капитала в форме
кредитов, займов и инвестирования, т.е. создания дочерних или совместных
предприятий. Вывоз капитала позволяет обойти тарифные, таможенные и различные
протекционистские барьеры и получать значительную прибыль за счет использования
разницы в стоимости ресурсов (в т.ч. и трудовых). Особое место во внешнеэкономической
деятельности занимает торговля технологиями на основе купли-продажи патентов
и ноу-хау (в переводе — знаю как, т.е. технические, технологические или
коммерческие знания). Для использования патента или ноу-хау необходимо
приобрести лицензию — особой формы разрешение, удостоверяющее право
пользоваться приобретенной технологией. Для расширения международной
торговли были созданы различные государственные экономические союзы. К
чести нашей страны одним из первых в мире пыл создан в 1949 г. СЭВ — Совет
экономической взаимопомощи стран социализма, призванный реализовать преимущества
экономического партнерства стран со схожей государственной системой. С
1957 г. функционирует Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое
стремится к ликвидации торговых барьеров между странами Европы. Однако далеко не все компании и фирмы применяют
в своей деятельности корректные маркетинговые приемы, некоторые сферы
бизнеса могут оказывать негативное воздействие на общество и отдельных
лиц. Зачастую критика маркетинга имеет весьма обоснованные позиции. Чаще
всего выдвигаются следующие обвинения в адрес маркетинга: — навязывание потребителю товаров низкого
качества и устаревших типов, особенно жителям экономически отсталых стран.
Россия хорошо знает эти издержки маркетинга на своем опыте, когда
на наш пустой рынок хлынули товары весьма сомнительного качества, но в
красивой упаковке[1]; — использование недобросовестных методов
рекламы, вводящих покупателей в заблуждение. Особенно часто это проявляется
при организации сбыта лекарственных препаратов, направленных на снятие
симптомов, а не на устранение причин заболевания, парфюмерии, косметики; — взвинчивание цен на товары из-за многочисленных
посредников и издержек на организацию сбыта, упаковку, рекламу и стимулирование.
В США треть или четверть цены товара составляют расходы на рекламу, общая
стоимость ее равна 2—2,5% валового национального продукта [75]; — маркетинг способствует замене духовных,
культурных ценностей материальным, зачастую показным благополучием, развивает
в обществе излишний меркантилизм, страсть к приобретению престижных товаров,
к погоне за вещами: "Купите нашу мебель — это Ваш престиж".
Весьма резонная критика хищнического бизнеса получила развитие в общественном
движении в защиту прав потребителей (консюмеризм) и за охрану окружающей
среды. Вопросы для самопроверки: 1. Основные задачи, цели и принципы маркетинга. 2. От каких факторов зависит жизненный
цикл товара? 3. Какие вам известны методы ценообразования? 4. Методы организации каналов сбыта и стимулирование
продаж. 5. Специфические особенности международного
маркетинга. |
||
|
||