Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
10.6. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия
Анализ лежит посредине между контролем и планированием в "кольце
управления". Им заканчивается один цикл управления (анализ результатов)
и начинается следующий (анализ исходной позиции). Ясно, что в практической
непрерывной коммерческой деятельности эти два вида анализа сливаются.
Анализ итогов хозяйственной деятельности фирм рекомендуется проводить
последовательно по следующей схеме:
1. Определение цели анализа (обзор имущественного и финансового положения
и уровня доходов).
2. Выбор исходного материала (балансы, счета прибылей и убытков, отчеты
о состоянии дел, годовые отчеты фирмы и конкурирующих организаций, таблицы
биржевых курсов, сообщения экономической прессы, отчеты о собраниях пайщиков).
3. Получение первого представления об объекте анализа (анализ публикаций
о фирме и отрасли, производственная программа).
4. Сбор числовых данных путем разложения итогов деятельности фирмы по
источникам (обычный итог производственной деятельности, обычный итог финансовой
деятельности, внеплановый итог).
5. Оценка сводного баланса движения имущества и капитала, сравнительного
баланса.
6. Исследование причин полученного в балансе результата, разработка прогноза
развития на перспективу, формирование заключения.
7. Отражение результатов в форме отчета.
Основные разделы анализа:
- анализ имущественного положения (обзор структуры средств предприятия
и его инвестиционной деятельности) по следующим важнейшим показателям:
доля основных средств в совокупном капитале, доля оборотных средств, норма
инвестиций в обороте, квота инвестиций (брутто-инвестиции на объем производства);
- анализ уровня доходов по следующим показателям: рентабельность собственного
капитала, рентабельность совокупного капитала, уровень дивидендов, соотношение
биржевого курса и дивидендов, влияние на уровень дивидендов дохода с оборота,
скорости оборота, структуры капитала, скорость возврата инвестиций, влияние
заемного капитала на увеличение доходов с собственного;
- анализ финансового положения по следующим показателям: ликвидность,
уровень динамической задолженности (число лет, необходимых для погашения
взятых кредитов за счет собственных средств), уровень задолженности, уровень
обеспечения основных средств собственными средствами и долгосрочным заемным
капиталом, доля заемных средств, доля собственных средств.
Анализ дополняется прогнозами:
- ожидаемых изменений, ограничений;
- интересов связанных групп (клиентуры, кадров, руководства, собственников,
госвласти, финансистов, компаньонов);
- препятствий;
а также SWOT-анализом (оценкой внешних и внутренних факторов деятельности
фирмы)(рис.41).
Im. 102
Рис. 41. Структура SWOT-анализа
В результате анализа должны быть сделаны выводы:
- как реагировать на прогнозы;
- на ожидания связанных групп;
- по использованию возможностей;
- по предотвращению опасностей;
- по укреплению сильных сторон и их использованию;
- по усилению слабых мест, которые следует учесть в стратегических и годовых
планах.
|