Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
4.5. Совет директоров как орган управления акционерной компанией
В мировой практике управления акционерной компанией присутствует, как
правило, своеобразный надстроечный орган управления (надстройка над исполнительными
органами - президентом, вице-президентом) - Совет фирмы (наблюдательный
Совет, Совет директоров). Уже во время поиска вкладчиков наипервейшим
делом является создание такого Совета директоров.
Считается, что важны все четыре составляющих успеха бизнеса:
- хороший состав управленцев,
- хороший план дела,
- хорошие вкладчики,
- хороший Совет директоров.
Функции такого Совета:
А. Соблюдение интересов вкладчиков:
- работать на благо вкладчиков и контролировать для них программы компании;
- способствовать решительным действиям компании и ориентироваться на их
одобрение вкладчиками;
- доводить до акционеров результаты финансовых ревизий и основных докладов.
Б. Финансовое управление и контроль:
- рассматривать и принимать финансовые программы,
- устанавливать и объявлять дивиденды;
- устанавливать и контролировать политику по акциям;
- одобрять бюджет на год;
- предоставлять на выбор акционерам независимых ревизоров по рекомендации
президента.
В. Общие направления и планы:
- проверять исполнительскую дисциплину;
- определять общую политику компании;
- влиять на содержание и качество долгосрочного плана;
- представлять предложения по приобретениям и реорганизации на одобрение
акционеров.
Г. Организация работы с кадрами:
- следить за изменениями в оргструктуре;
- избирать председателя совета и других руководителей;
- утверждать разделение обязанностей между председателем Совета и президентом;
- рассматривать работу президента;
- одобрять рекомендации президента по назначениям, поощрениям и отстранениям
менеджеров, непосредственно подчиненных президенту;
- устанавливать оплату председателю и президенту.
Д. Оперативный контроль:
- одобрять действующий бюджет и рассматривать прогнозы по его выполнению
на каждом заседании;
- определять необходимый объем информации, представляемый совету президентом;
- вырабатывать рекомендации по активизации деятельности компании.
Е. Разное:
- определять политику окладов, пенсий, премий;
- следить за моральным климатом;
- назначать комитеты по отдельным вопросам.
Заседание Совета собирается ежемесячно в первый год, дважды в квартал
во второй год существования фирмы и далее ежеквартально.
Перечень рекомендаций членам Совета:
- никогда не работайте без бизнес-плана, годового бюджета и прогнозов;
- не лезьте слишком далеко "на кухню", но и не уходите далеко
от нее;
- встречайтесь по графику со стандартной повесткой дня;
- помогайте президенту.
Советы президенту:
- никогда не начинайте год, не имея бюджета;
- установите зону контроля для эффективного управления;
- установите систему открытых связей с Советом;
- не перенаправляйте работу наверх;
- передавайте работу вниз;
- не управляйте компанией "в прогулке по ней";
- учитесь быть сильным и волевым;
- учитесь общаться на простом языке;
- знайте, как надо вести документацию;
- знайте, как выполняются Ваши указания, как фильтруется Ваша почта, как
составляется порядок дня.
Роль долгосрочного плана, бюджета и прогноза в работе Совета
Долгосрочный план на 3-5 лет принимается, по крайней мере, за три месяца
до начала периода.
Рекомендуемое содержание:
- доклад по развитию относительно предыдущего плана,
- анализ ситуации (обзор усилий, недостатков, достижений),
- обеспечивающие программы, проекты доходов и прибылей,
- основные проблемы - экономические, технологические, политические.
Бюджет - ежегодный контракт между президентом и Советом. Он включает:
- доходы и расходы (помесячно);
- поток денег через кассу (ежемесячно);
- ежеквартальный балансовый отчет;
- расходы на основные фонды (ежемесячно);
- изменение цен (ежеквартально).
Прогноз готовится специальным менеджером на месяц по реальному выполнению
бюджета. Он начинается с прогноза сбыта. Обычно прогноз составляется на
следующие четыре квартала:
- по продажам,
- годовому доходу,
- прибыли,
- расходам.
Президент составляет сводный прогноз для Совета по форме таб. 4.1
!!!ТАБЛИЦА!!! 4.1
Форма сводного отчета и прогноза для Совета
|
I квартал
|
II
кварт.
|
III
кварт.
|
IV
кварт.
|
Год
|
|
|
Бюджет
(б)
|
Факт
(ф)
|
Прогноз
(пр)
|
б ф пр
|
б ф пр
|
б ф пр
|
. . .
|
Бухгалтерские данные
|
|
|
|
|
|
|
|
Сбыт
|
|
|
|
|
|
|
|
Себестоимость
|
|
|
|
|
|
|
|
Разница
|
|
|
|
|
|
|
|
Расходы:
|
|
|
|
|
|
|
|
- Торговые
|
|
|
|
|
|
|
|
- Маркетинг
|
|
|
|
|
|
|
|
- НИР
|
|
|
|
|
|
|
|
- Прочие
|
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль (убыток)
|
|
|
|
|
|
|
|
Инвентаризация
|
|
|
|
|
|
|
|
Состояние наличности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ритм менеджмента
Долгосрочный план, бюджет, прогноз, а также общий деловой календарь обеспечивают
согласованную работу менеджера - сотрудничество между Советом и президентом
определяет большинство из функций менеджера на уровнях ниже президентского.
Типовая повестка заседания Совета:
- обзор накопившегося;
- бизнес на основе накопившегося опыта;
- одобрение финансового доклада;
- доклад президента;
- разное.
Доклад президента содержит:
- текущие прогнозы;
- разделы (инженерное дело, финансы, рыночное дело, сделки (производство);
- доклад центра прибылей;
- доклад по корректировке основных целей.
Ограничения прерогатив президента:
- бюджет представляется Совету ежеквартально;
- президент разрешает расходы на основные фонды в сумме 20 тыс. долларов,
если они есть в бюджете, остальное решается в Совете;
- до 3 тыс. долл., если их нет в бюджете;
- Совет одобряет все главные назначения и оплаты по ним;
- Совет одобряет все биржевые операции и расходы на них;
- все договоры по реализации в пределах 10% годовых продаж.
Индикаторы неблагополучия в работе президента и компании (для Совета):
- президент допускает отсутствие прогноза;
- пониженный уровень активности, постоянно негативное отношение, плохое
ведение внутренних дел;
- изменения в таких документах, как долгосрочный план, квартальный отчет,
годовой бюджет;
- возрастание добавок к жалованию и премий без согласования с Советом
и малооправданных работой;
- существенные изменения в структуре менеджмента, особенно в пользу сферы
контроля президента;
- тенденции президента "заморозить" Совет техническим языком;
- тенденции президента перекладывать ответственность на Совет;
- попытки подчиненных президента доставить информацию на Совет в его обход.
Минимум информации для президента:
- план-график работ;
- финансовая отчетность;
- долгосрочный план;
- штатное расписание;
- годовой бюджет;
- информация о проектах.
- последний прогноз.
|