Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
4.1. Понятие организации и организационной структуры
Организация - пространственно-временная структура производственных факторов
и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных
результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов
производства.
Организация обладает следующими общими признаками:
- определение ее характера кадрами и менеджером;
- объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно
или неэффективно;
- сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так
и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера.
Незапланированные действия предполагают установление ответственности в
менеджменте;
- определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование
системы в изменяющихся условиях;
- единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного
разделения труда.
Организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает
стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно
стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций
управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи
и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также
их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение
осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:
- на подпроцессы промышленного производства;
- изготавливаемые изделия;
- пространственные производственные условия.
Организационная структура регулирует:
- разделение задач по отделениям и подразделениям;
- их компетентность в решении определенных проблем;
- общее взаимодействие этих элементов.
Тем самым фирма создается как иерархическая структура.
Основные законы рациональной организации:
- упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;
- приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности
и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование
"поля решения" и доступной информации, способность компетентных
функциональных единиц принять к решению новые задачи);
- обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс");
- короткие пути управления;
- баланс стабильности и гибкости;
- способность к целеориентированной самоорганизации и активности;
- желательность стабильности циклически повторяемых действий.
На организационную структуру влияют следующие факторы:
- размеры предприятия;
- применяемая технология;
- окружающая среда.
|