Тексты принадлежат
их владельцам и размещены на сайте для ознакомления
|
1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка
Эти две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим
единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя среда фирмы выступает
как нечто заданное. Ее составляют:
- потребители,
- поставщики,
- капиталисты,
- наемные работники,
- государство (общество),
- конкурирующие фирмы,
- уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма,
- общая экономическая обстановка,
- политическая обстановка в мире и регионе.
Внутреняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной
характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и
внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия
можно свести к следующим укрупненным сферам:
- производство,
- маркетинг,
- НИОКР,
- финансовое управление,
- общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется
в общей и производственной организационных структурах. На нашем уровне
рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными
потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных внутренних сфер
деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис. 4. Таким
образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную
систему с частными рынками:
- потребления;
- научно-технической,экономической,политической информации;
- капитала;
- рабочей силы;
- сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным
"правилам игры"- законодательным правилам и ограничениям.
Im. 8
Рис. 4. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней
сферах фирмы
Видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг
от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что
управление фирмой определяется двумя факторами:
- особенностью производственного процесса,
- характером внешней среды фирмы.
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго
фактора.
|