|
|
Тексты принадлежат их владельцам и размещены на сайте для ознакомления |
РАЗДЕЛ III. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА / Стратегия и планирование закупок в производственной логистике
7.5. Методы организации управления материальными потоками. Внедрение ERP системы и концепция Just in time7.5.1. Тянущие и толкающие логистические системыТолкающая система – это такая организация движения МП, при которой МР подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким графиком. МР «выталкиваются» с одного звена ЛС на другое (рис. 7.9).
Рис. 7.9. Принципиальная схема толкающей системы Толкающая система является традиционно используемой в производственных процессах. Каждой операции общим расписанием устанавливается время, к которому она должна быть завершена. Полученный продукт «проталкивается» дальше и становится запасом незавершенного производства на входе следующей операции. Т.е. такой способ организации движения МП игнорирует то, что в настоящее время делает следующая операция: занята выполнением совсем другой задачи или ожидает поступления продукта для обработки. В результате появляются задержки в работе и рост запасов незавершенного производства. Тянущая система – это такая организация движения МП, при которой МР подаются («вытягиваются») на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график движения МП отсутствует. Размещение заказов на пополнение запасов МР или ГП происходит, когда их количество достигает критического уровня (рис. 7.10). Рис. 7.10. Принципиальная схема тянущей системы Тянущая система основана на «вытягивании» продукта последующей операцией с предыдущей операции в тот момент времени, когда последующая операция готова к данной работе. Т. е. когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал-требование на предыдущую операцию. И предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу дальше только тогда, когда получает на это запрос. 7.5.2. Планирование потребности в материалах (MRP) При выборе метода организации управления МП необходимо выяснить, с каким
видом спроса имеет дело организация: зависимым или независимым. Если общий
спрос формируется большим количеством отдельных покупателей, каждый из
которых независимо от других нуждается в каком-то товаре, то имеет место
независимый спрос. В этом случае делается прогноз и производится
планирование требований по ресурсам (см. п.7.2). Если же, например,
производитель использует ряд компонентов для изготовления продукта, то
спрос на каждый из этих компонентов связан друг с другом и зависит от
производственного плана изготовления конечного продукта. В этом случае
имеет место зависимый спрос. При зависимом спросе становится возможным
планирование потребности в материалах (material
requirements planning)
или MRP. Суть этого подхода заключается в расчете потребностей
во всех видах материалов, сырья, комплектующих, деталей, необходимых для
производства каждого продукта из основного графика в требуемом объеме,
и подаче соответствующих заказов на поставку. Общая последовательность
действий следующая: Таким образом, при независимом спросе либо в отсутствие применения подхода MRP запасы непосредственно не связываются с производственными планами и поэтому должны быть достаточно высокими, чтобы позволить удовлетворить любой возможный спрос. При использовании MRP уровень запасов низкий и повышается только непосредственно перед выполнением заказа. Пример использования MRP Одна из старейших авиакомпаний мира British
Airways осуществляет полеты по 150 направлениям и имеет свыше
1200 маршрутов. В год ее пассажиры потребляют 50 млн. порций еды.
Авиакомпания готовит часть продуктов питания своими силами, и сама занимается
такими вопросами, как посуда, напитки, сухие продукты питания, столовые
приборы и т.д. В обычном полете на борту Boeing 747
находится около 45 000 различных предметов. В Преимущества MRP · MRP оперирует данными не о прошлом потреблении, а
о будущих потребностях. Проблемы MRP · Требуется большой объем подробной и точной информации
и необходимых вычислений. 7.5.3. Планирование производственных ресурсов (MRP II) и планирование потребностей предприятия (ERP система) MRP может быть усовершенствовано различными способами, например, учитывая при составлении заказов возможность объединения нескольких крупных заказов в более крупный; объединяя спрос на одни и те же материалы, требуемые по разным видам продукции; связывая MRP с планированием использования мощностей поставщиков и др. Одним из масштабных расширений MRP является планирование производственных ресурсов (manufacturing resource planning) или MRPII. Материалы – это только один ресурс, а организации требуется составлять графики и по другим производственным ресурсам: сотрудникам, оборудованию, сооружениям, финансам, транспорту и т.д., чем и занимается MRPII. Пусть организация применяет MRP для составления расписания по закупкам материалов и по производству ряда материалов внутри самой организации. Если известно, когда материалы, выпускаемые внутри, должны быть готовы, то известно и когда следует начать их производство. Таким образом, MRPII может задавать графики производства комплектующих. Таким же образом организация может применять графики производства комплектующих и для разработки графиков использования оборудования, сотрудников, работающих с этим оборудованием, транспортных потоков, проверки качества продукции и т.д. При таком подходе графики составляются по всем операциям. В дальнейшем этот подход можно применить к финансам, маркетингу, продажам и т.д. В конечном счете, можно получить полностью интегрированную систему, в которой основной график составляет основу для планирования всех ресурсов организации. Т.е. MRPII создает интегрированную систему синхронизации всех функций, выполняемых в организации. При всех достоинствах MRPII, аналогичных MRP, главными недостатками остаются отсутствие требуемой в некоторых ситуациях гибкости и сложность реализации интегрированной системы управления. Распространение подхода MRPII на предприятия ЛЦ в соответствии с тенденцией внешней интеграции получило название планирование потребностей предприятия (enterprise requirements planning) или ERP системы. Пусть система MRP производителя определила требуемый объем поставок какого-то материала. Электронный обмен данными может связать систему MRP с системой поставщика. Тогда поставщик, зная, когда и сколько он должен доставить материалов, может начать составлять графики для своих операций, чтобы успеть к сроку. Если поставщики второго уровня связаны с системой MRP поставщика первого уровня, то они также могут начать свои приготовления. Таким образом, исходное сообщение перемещается по цепи поставок назад, обеспечивая интегрированное планирование в пределах всей ЛЦ. Технически реализовать систему ERP помогает электронный обмен данными, система электронных платежей, Интернет и др. Проблемы заключаются в том, чтобы добиться полного доверия между организациями, обеспечить наличие согласованных систем на разных предприятиях и т.п. Программное обеспечение ERP систем стало доступно с 1990-х годов. В настоящее время рынок для него развивается очень быстро, на нем присутствуют такие компании как SAPAG, BAAN, JD Edwards, SSA, PeopleSoft, Frontstep Inc. Некоторые компании, например, Frontstep Inc.работают на территории России и СНГ, причем программное обеспечение адаптировано к российскому законодательству и условиям работы на российских рынках. Над внедрением ERP систем работают много предприятий на рынке нашей страны и нельзя сказать что все делают внедрение ERP системы качественно. Провести качественное внедрение ERP системы может только высококвалифицированная компания, которая имела опыт внедрения ERP систем на нескольких предприятиях и может предоставить рекомендации клиентов, у которых проводилось внедрение ERP системы. Без такого пакета, заказывать себе внедрение ERP системы не рекомендуется. Так как платите за внедрение ERP системы именно Вы, то Вам и спрашивать рекомендации. Стоимость внедрения ERP системы у многих разная, но очень немногие компании демпингуют в цене внедрения ERP системы, так что в любом случае будьте готовы, что весь процесс внедрения ERP системы выльется Вам в круглую сумму. Обобщим основную информацию о концепции «планирования потребностей/ресурсов», лежащей в основе систем MRP, MRPII, ERP системы. Идея концепции «планирования потребностей/ресурсов» – сначала определяется, сколько и в какие сроки необходимо произвести ГП, затем определяется время и необходимые количества МР для выполнения производственного расписания. Концепции «планирования потребностей/ресурсов» реализуют толкающие системы. Основная цель концепции – обеспечение потока плановых количеств МР и запасов продукции на горизонте планирования. Необходимые условия реализации концепции «планирование
потребностей/ресурсов»: 7.5.4. Концепция «точно в срок» (JIT) Just in time Ряд компаний, в числе первых была Toyota, в 1970-е годы затратили годы на разработку концепции "точно в срок" (just in time) или JIT, другое название «точно вовремя». Эти методы оказались настолько эффективными, что все крупные организации в настоящее время в той или иной степени используют элементы этого подхода. Традиционный подход к организации работы предполагает, что запасы – это важный элемент всей системы, гарантирующий отсутствие сбоев при выполнении операций. MRP сокращает объем запасов, используя основной график таким образом, чтобы обеспечить более близкое соответствие между поставками материалов и спросом на них, при этом некоторый страховой запас все же существует на случай непредвиденных проблем. Очевидно, что чем выше будет обеспечена степень соответствия между поставками и спросом, тем меньший запас нам потребуется. Если нам удастся в полной мере устранить несоответствие между поставками и спросом, нам вообще не нужны будут запасы. На этом основана работа "Just in time". Интересный пример, иллюстрирующий суть работы "Just in time", состоит в работе газовой плиты на баллонном газе и на газе, поступающем по трубопроводу. В первом случае иногда возникает несоответствие между наличием топлива в баллоне и потребности в нем. Чтобы устранить перебои, надо заранее закупать газовые баллоны, т.е. создавать запас. Во втором случае поставка газа точно соответствует спросу, и никакого запаса горючего у потребителя нет. В основе этой концепции лежит уверенность, что запасы возникают из-за
плохого управления, плохой координации работ и поэтому проблемы прячутся
в запасы. Отсюда следует вывод, что надо отыскать причины, вызывающие
разницу между предложением и спросом, улучшить выполнение операций, после
чего запасы исчезнут. В более широком значении Just in time рассматривает
предприятие как набор проблем, мешающих эффективному выполнению операций,
например, большое время выполнения заказов, нестабильность доставки заказов,
несбалансированные друг с другом операции, ограниченная мощность, поломки
оборудования, бракованные материалы, перерывы в работе, ненадежные поставщики,
низкое качество ГП, слишком большой объем бумажной работы и многое другое.
Менеджеры пытаются решить эти проблемы, создавая запасы, приобретая дополнительные
мощности, устанавливая резервное оборудование, приглашая специалистов
по «тушению пожаров» и т.д. Однако на самом деле эти действия только скрывают
причины проблем. Конструктивный подход заключается в том, чтобы выявить
настоящие проблемы и решить их. Концепция Just in time приводит
к изменению взглядов по следующим направлениям: Таким образом, Just in time – это не только способ минимизации запасов, но еще и устранения отходов по любым видам ресурсов, улучшения координации и повышения эффективности деятельности. Пример использования Just in time Известная американская компания Harley-Davidson,
производящая мотоциклы, в 1970-х годах столкнулась с обострением конкуренции
с японскими компаниями: Honda, Yamaha,
Suzuki и Kawasaki.
Большинство ранее стабильных компаний в этой отрасли обанкротились. Четыре
японские компании могли поставлять свои мотоциклы практически в любую
точку мира с более высоким качеством и по более низкой цене, чем у конкурентов.
В Преимущества Just in time В некоторых организациях, внедривших Just in time, произошло сокращение
запасов на 90%; площадей, на которых выполняются работы – до 40%;
затрат на снабжение – до 15% и т.д. К преимуществам Just in time
относятся: Проблемы реализации Just in time · Высокие первоначальные инвестиции и затраты на реализацию
Just in time (покупка качественного дорогостоящего современного
оборудования, затраты на подготовку специалистов и на высокую заработную
плату, повышение затрат на производство вследствие небольших партий выпуска
и т.д.). 7.5.5. Концепция эффективной реакции на запросы потребителей (ECR) Just in time заставляет поставщиков менять методы работы, чтобы обеспечивать более быстрые поставки, более высокое качество, меньшие партии и абсолютную надежность. Очевидный способ удовлетворять эти требования – самим поставщикам взять на вооружение методы Just in time. Это гарантирует, что вся ЛЦ будет работать согласованно на основе одних и тех же целей и принципов. Концепция эффективной реакции на запросы потребителей (efficient consumer response) или ECR предполагает расширение зоны Just in time на всю цепь поставок. Еще используются названия быстрая реакция (quick response, QR), планирование непрерывного пополнения (continuous replenishment planning, CPR). В условиях ECR сообщение о требуемых материалах идет назад через цепь поставок, в результате чего МР перемещаются вперед, т.е. ECR «протягивает» МР через организации, входящие в ЛЦ. Примеры использования MRP В Большой интерес к ECR возник во второй половине 1990-х годов в отрасли бакалейных товаров. В настоящее время в супермаркетах, использующих этот подход, когда покупателю продают пачку печенья, то касса автоматически отправляет сообщение поставщику заменить эту пачку, после чего система поставщика отправляет аналогичный сигнал своему поставщику, т.е. этот сигнал идет по всей цепи назад. Именно в рамках ECR возникла технология запасов, управляемых продавцом (см. п. 1.3.5). Необходимые условия реализации концепции "точно в срок" · Наличие в экономической системе надежных поставщиков.
Так, например, американские и европейские производители смогли внедрить
эту концепцию на 10-15 лет позже японцев из-за низкой надежности поставок. Проблемы внедрения ECR · Сезонность производства некоторых поставляемых ресурсов,
например, сельскохозяйственных культур. Обобщим основную информацию о концепции «точно в срок», лежащей в основе систем Just in time и ECR. Идея концепции «точно в срок» – синхронизация процессов доставки МР и ГП в необходимых количествах точно к тому моменту, когда звенья логистической цепи в них нуждаются для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем. Концепции «точно в срок» реализуют тянущие системы. Цель концепции «точно в срок» –
минимизация затрат, связанных с созданием запасов. Материал взят с Библиотеки Ихтика. таргет-поисковая обработка(курсивом) Библиотека Воеводина, логистика книги | |||
<< Назад | << Содержание >> | Вперед >> |