sans-serif">Глава VI
КОММУНИКАЦИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ
И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
ОТПРАВИТЕЛЬ (ИСТОЧНИК)
СООБЩЕНИЯ
Это центральный субъект, инициирующий коммуникационный процесс. Источником
сообщения (информации) может быть политик, публично выступающий с речью,
партийная организация, распространяющая пресс-релиз или устраивающая конференцию,
презентацию и пр.
У отправителя (источника) сообщения обычно заранее складывается представление
о том, как его информация должна быть воспринята Однако, несмотря на это,
нет никакой гарантии, что получатель информации поймет отправителя именно
так, как последний того желает. В большинстве случаев, скажем, во время
произнесения речи, оратор имеет относительно ограниченные возможности
повлиять на интерпретацию своего сообщения. Он может, конечно, использовать
какие-либо жесты, тональность голоса, ударение на отдельных важных положениях
и т.д., но вот поймет ли аудитория то, что он хотел доказать, поверит
или не поверит ему зависит от многих факторов.
Наиболее важными среди них являются качественные характеристики источника
сообщения: его статус, надежность, квалификация. Осведомленность аудитории
о статусе, надежности и общепризнанной квалификации оратора оказывает
влияние как на первое восприятие ценности информации, "весомость"
сообщения, доверие к нему, так и на длительность воздействия на аудиторию.
Обобщая сказанное, можно в определенной мере утверждать, что "больший
вес имеют люди, а не слова".
Другим важным фактором, влияющим на процесс коммуникации, силу воздействия
сообщения оратора, выступают общая ситуация, тема сообщения и время его
обнародования.
И, наконец, еще одним очень важным фактором эффективности коммуникации,
того, правильно ли поймет оратора аудитория, является фактор кодирования
сообщения.
КОДИРОВАНИЕ
Дело в том, что изначальный замысел оратора, идею, которую он хочет донести
до аудитории, нужно перевести на язык коммуникации, то есть язык, понятный
конкретной аудитории. Если взять, например, речь политического деятеля,
его исходная идея (замысел) может стать предметом переработки, интерпретации
как минимум трех кодировщиков.
1. Политический деятель может обратиться к специалисту по написанию речей
(спичрайтеру) с просьбой изложить свои идеи в письменной форме. Выступая
в роли кодировщика, спичрайтер с самого начала должен четко уяснить, что
именно имеет в виду политический деятель, в чем заключается смысл его
сообщения, а потом уже перевести все на язык, понятный аудитории.
2. Далее, написанная речь должна быть изложена (закодирована) в форме
пресс-релиза. В таком случае кодировщик, а им может быть другой человек,
например, пресс-секретарь, выбирает из текста написанной речи то, что,
по его мнению, является самым существенным, и передает это в средства
массовой информации для публикации в сжатом виде.
3. Редактор газеты может-взять поданный пресс-релиз и, перед тем как напечатать,
переработать его с учетом ментальности группы населения, имеющей наибольшее
значение для данной газеты.
Таким образом, идею, которую изначально имел в виду политик, трижды передадут
по цепочке и обработают, прежде чем она дойдет до настоящего получателя
(аудитории, на которую рассчитывалась). И всякий раз конкретный кодировщик
(спичрайтер, пресс-секретарь, редактор) внесет что-то свое, субъективное,
в идею политика. В данном случае каждый акт кодирования в значительной
степени зависит от профессионального опыта кодировщика
СООБЩЕНИЕ
После того, как кодировщики осмыслили идеи отправителя (источника) и перевели
их на язык, понятный получателю, эти идеи нужно передать в форме сообщения.
Сообщение можно сделать с помощью различных средств коммуникации: выступления,
газеты, пресс-релиза, пресс-конференции, радиорепортажа, телевыcтупления,
встречи с глазу на глаз. Правда, специалисты продолжают спорить о том,
что представляет собой сообщение (message). Существует по меньшей мере
три наиболее распространенные точки зрения.
1. Сообщение - это содержание информации. То есть считается, что содержание
коммуникации, то, что сообщается, как раз и есть сообщением. Основное
тут то, что составляет смысл статьи, выступления и т.д. При этом не важно,
в какой среде, каким образом, с помощью каких средств было сделано сообщение
и кто именно его сделал.
2. Сообщение - это среда (medium). С этой точки зрения содержательная
сторона коммуникации имеет мало общего с сообщением. Главное - это где
и каким образом осуществляется коммуникация, какие средства для этого
используются. Подобные утверждения в основном опираются на тот факт, что
с наступлением эпохи телеполитики, люди, следящие за ходом событий по
телевидению, способны легко ухватить суть дела, особо не углубляясь в
содержание выступлений, аргументаций и др. Доказательством тому может
служить популярность политических лидеров, являющихся мастерами телеимпровизаций,
умеющих использовать телеэффекты для того, чтобы произвести нужное впечатление
на аудиторию, укрепить свою популярность.
3. Сообщение - это личность. Сторонники такого подхода считают, что ключевым
моментом сообщения выступает не содержание или среда распространения информации,
а сам выступающий. Например, мастером убеждать был Гитлер. Он прибегал
скорее не к углублению содержания своих выступлений, а к совершенствованию
формы и стиля их преподнесения. Его маниакальная помпезность и жестикуляция
воздействовали на настроение людей, доводя толпу до исступления. То есть
Гитлер как персона был главным элементом коммуникативного сообщения.
Нечто подобное представляют собой нынешние харизматические лидеры. Их
популистские призывы оказываются весомее, чем то, что они лично думают
как политики. Люди зачастую неспособны различить слова и лицо, их произносящее.
Слова, выражение лица, глаза, манера поведения, находчивость, само присутствие
любимого лидера - все это вместе и есть сообщение, влияющее на аудиторию.
Очевидно, нет смысла долго доказывать, что подобные точки зрения как бы
разрывают на отдельные части то единое целое, что в конечном счете представляет
собой сообщение. Только в целостности приведенных выше элементов и составных
частей сообщение приобретает законченный вид, достигая наибольшего эффекта
воздействия на аудиторию (получателя).
ДЕКОДИРОВАНИЕ
Переданное сообщение должно быть раскодировано, прежде чем получатель
приступит к практическим действиям. Эта стадия коммуникативного процесса
напоминает работу дешифровщика, который берет закодированное сообщение
и переводит его на язык общеизвестных терминов. Тут опять-таки исключительную
роль играет язык. Приступая к работе, декодировщик должен полностью понять
смысл сообщения. Если сообщение малопонятное или же декодировщик не уверен
в сверхзадаче, которую оно призвано выполнить, то остается мало шансов,
что действия, к которым потом прибегнет получатель, будут именно такими,
каких ожидал отправитель (источник) сообщения.
То, как получатель расшифрует сообщение, в значительной степени зависит
от личного восприятия человека. То есть ключ к эффективной коммуникации
обусловлен тем, как адресат рассматривает сообщение и понимает его. Всегда
следует помнить, что каждому человеку свойственна предвзятость; невозможно
найти двух людей, абсолютно одинаково воспринявших сообщение. Личная предвзятость
объясняется действием многих факторов, в частности, стереотипов, символов,
семантики, давления группы, к которой относится индивид, и особенно такой
составляющей современной политики, как средства массовой информации.
Стереотипы. Это устойчивые, эмоционально окрашенные, упрощенные модели
определенной объективной реальности, вызывающие у человека чувства симпатии
или антипатии к явлениям, ассоциирующимся с конкретным стереотипом. Ныне
каждый человек живет и действует в мире стереотипных образов. Например,
такие образы-понятия, как номенклатура, клан, элита, бизнесмен, "новый
украинец", олигарх, мафия, ветеран, пенсионер, красные директора,
рабочие, фермеры и тысячи других, вызывают у людей определенные чувства.
Представители тех или иных политических течений, партий тоже воспринимаются
на основании сложившихся стереотипов. Среди них: "коммуняки",
националисты, патриоты, предатели, левые, центристы, правые, экстремисты,
партия власти и т.д. Хотим мы того или нет, но все мы стали жертвами таких
стереотипов.
Символы. Поднятый вверх сжатый кулак, разведенные в виде буквы "V"
пальцы, свастика, красная звезда, трезубец - все это у большинства людей
вызывает те или иные эмоции. Расположенные в определенном порядке, символы
могут выступать эффективными элементами убеждения. Вспомним колонны демонстрантов
или митинги под сине-желтыми и красными флагами, продолжающиеся и поныне
жаркие дебаты в Верховной Раде по поводу государственных символов Украины
и мы поймем, какие противоположные убеждения они репрезентовали, какие
эмоции побуждают у людей.
Семантика. В политической деятельности для эффективного воздействия на
людей нужно уметь использовать точные слова и понятия. Это великое искусство,
поскольку нередко одни и те же слова разными людьми воспринимаются по-разному.
Часто неодинаково воспринятыми и режущими слух для разных людей являются
такие широко употребляемые в политике слова и понятия, как патриот (националист),
политик-либерал (жирный кот), политическая группа (клан), закон и порядок
и т.д. К семантике (словам, понятиям, ярлыкам) нужно подходить очень осторожно,
поскольку язык и значения слов постоянно изменяются. Опытный коммуникатор
обязан всегда думать о последствиях употребления тех или иных слов, прежде
чем решиться их использовать.
Давление группы. Группа, к которой принадлежит человек (peer group), часто
влияет на принятие им решений. Во время одного широко известного в социальной
психологии эксперимента студентов попросили показать самую короткую из
трех разновеликих линий.
м 17
Хотя линия Б, вне всякого сомнения, была самой короткой, всех студентов
в аудитории, за исключением одного, заранее попросили сказать, что линия
В является самой короткой. Цель теста заключалась в том, чтобы выяснить,
согласится ли этот студент с мнением своих товарищей по группе. Статистика
показывает, что при проведении абсолютного большинства подобных тестов
студенты, к которым не обращались с просьбой, также указывали на линию
В. То есть давление группы преобладало.
Средства массовой информации (СМИ). На процесс принятия того или иного
решения особенно воздействуют средства массовой информации. Недаром их
называют "четвертой властью" в обществе. Средства массовой информации
нередко затрагивают самые болезненные жизненные проблемы, привлекая к
ним внимание общественности, формируя общественное мнение и линию поведения
отдельных групп населения. Уже давно доказано на практике, что люди воспринимают
окружающую социальную среду, основываясь на прочитанном, услышанном по
радио или увиденном по телевизору, особо не заботясь о том, чтобы углубляться
в проблему и самостоятельно проверять факты и правдивость поступающей
по каналам СМИ информации.
Наконец, говоря о факторах, способных выработать у людей предвзятое отношение
к информации, необходимо помнить о барьерах на пути коммуникации. Напомним
некоторые из них:
* искусственная (политическая) цензура;
* факторы, лимитирующие социальные контакты;
* ограниченность времени на вопросы общественных отношений;
* искажение содержания реальных событий вследствие необходимости сжато
информировать о них;
* неточности, возникающие при попытке простыми словами изложить сложные
проблемы,
* опасения затронуть факты, представляющие угрозу устоявшимся нормам жизни
людей.
ПОЛУЧАТЕЛЬ (АДРЕСАТ) СООБЩЕНИЯ
Процесс коммуникации не состоится до тех пор, пока кто-нибудь на противоположном
конце цепочки не услышит или не поймет того, о чем говорит отправитель.
Эта ситуация напоминает древнюю тайну падающего в лесу дерева: интересно,
падает ли оно на землю с шумом, если в данный момент никого нет поблизости,
чтобы это услышать? Каким бы ни был ответ, бесспорно одно - коммуникации
не будет, если сообщение не достигнет предусмотренной аудитории общественности
и не вызовет нужной реакции у получателей.
Но даже если получатели четко поняли переданное сообщение, все равно нет
никаких гарантий, что ответной реакцией явится именно то действие, на
которое рассчитывал отправитель сообщения. В действительности сообщение
может привести к нескольким различным последствиям:
* Изменить установки, то есть общую ориентацию человека на определенный
социальный объект. Однако такое случается крайне редко, поскольку смена
установок - процесс довольно сложный.
* Кристаллизовать установки. Это наиболее распространенное последствие.
Часто послание может повлиять на такое поведение аудитории, к которому
она была внутренне готова, не доставало лишь дополнительного толчка извне.
* Вызвать сомнения. Переданное сообщение способно вынудить получателей
изменить свою точку зрения. Убедительное сообщение может поставить под
сомнение мнение людей по какой-либо проблеме.
* Не вызвать никаких последствий. Нередко коммуникация заканчивается ничем.
Для процесса коммуникации особое значение имеет обратная связь. Коммуникатор
должен знать реакцию адресата, чтобы убедиться, что его информация дошла,
выяснить, какое она оказала влияние, и в случае необходимости изменить
дальнейшую коммуникацию. Случается, что профессиональные коммуникаторы
пренебрегают обратной связью. Это большая ошибка.
Критерием эффективности действия коммуникации могут служить, скажем, количество
телефонных звонков, писем, пришедших после распространения сообщения,
или количество голосов, отданных избирателями политику, когда он баллотировался
на выборах.
Если люди, получив сообщение, не начинают действовать, нужно выяснить,
в чем дело. В некоторых случаях, если получатели не приступили к активным
практическим действиям, они, тем не менее, могут понять и передать сообщения
другим людям. Такая передача полученных сообщений от одного к другому
образует двухступенчатый поток: вертикальный - от некоего источника к
адресату и горизонтальный - межличностные контакты. Нацеливание сообщений
в первую очередь на лидеров общественного мнения основано на надежде,
что они сами будут распространять полученное сообщение по горизонтали
среди общественности, у которой они пользуются авторитетом.
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Коммуникация осуществляется при наличии определенных личностных отношений,
сложившихся между коммуникаторами. Характер этих отношений может быть
разным, например: близкие - между друзьями; интимные - между супругами;
формальные - между коллегами-сослуживцами; конфликтные - между политическими
конкурентами; враждебные - между непримиримыми противниками и т.д. Вообще,
по утверждению ученых, коммуникативные взаимоотношения строятся на четырех
основных принципах: 1) эмоциональных чувствах, холодных расчетах и формализме;
2) интимности и схожести; 3) непосредственности и симпатии; 4) доминировании-
подчиненности. Разумеется, все это не может не влиять на процесс коммуникации.
СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Коммуникация влияет на социальное окружение и испытывает его воздействие.
Так, коммуникация как некий структурированный процесс осуществляется между
компонентами постоянно развивающейся системы, в качестве которых выступают
семья, группа, организация, учреждение, разного рода коллективы и общественные
формирования, являющиеся одновременно и продуцентами, и продуктами коммуникации.
Для достижения желаемого результата процесс коммуникации должен осуществляться
по определенным общесогласованным правилам. Например, для принятия группового
решения следует придерживаться таких четырех условий: (1) точно оценить
состояние обсуждаемой проблемы; (2) совместно и полностью выяснить цель
и выработать критерии оценки приближения к ней; (3) уточнить, какими могут
быть позитивные последствия принимаемых решений; (4) уточнить, какие отрицательные
последствия возможны вследствие принятия решения. Другими словами, осуществляя
процесс коммуникации, мы постоянно апеллируем к социальному опыту, социальным
нормам и ценностям человеческого сообщества, учитывая конкретное состояние
экономических, политических, а возможно, и международных условий. То есть
все компоненты коммуникационного процесса органично связаны между собой
и находятся в состоянии динамического развития.
Итак, проанализированные составные части коммуникативной модели просты,
строятся на здравом смысле и всегда остаются устойчивыми, какие бы новые
технические средства информации мы не использовали. Коммуникацию инициируют
и организовывают люди и делают они это ради людей. Однако, как бы эффективно
не срабатывали все звенья коммуникационного процесса, какими бы убедительными
ни были слова и сообщения, за всем этим должно последовать действие. Роскошные
брошюры, захватывающие речи, разумные статьи, "хорошая пресса"
могут привлечь внимание общественности.
Но, в конце концов, чтобы добиться настоящей поддержки людей, слова нужно
подкреплять соответствующими делами.
|