ИНТЕГРАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПР-ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
И КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ПР-ФИРМ
Как свидетельствует
мировая практика, для того, чтобы реализовать высокий потенциал управленческой
функции института паблик рилейшнз, организации все чаще прибегают к интеграции
работы своих внутренних ПР-служб с услугами внешних консультантов (ПР-фирмами).
Вместе с тем все более заметным становится признание высшим руководством
организаций чрезвычайной роли сферы паблик рилейшнз в достижении успеха.
Первые руководители ПР-подразделений все чаще включаются в состав советов
директоров, принимающих ключевые решения, во всяком случае с ними все
чаще консультируются при выработке таких решений. Необычайно плодотворной
является тенденция использования пиэрменов как советников по вопросам
стратегического планирования, а не просто как пресс-секретарей или техников
по вопросам коммуникации. Одним словом, институт паблик рилейшнз прочно
стал неотъемлемой составляющей менеджмента организации.
Наряду с этим, в данной сфере все еще остается множество камней преткновения.
По мнению Роберта Диленшнейдера, бывшего президента всемирно известной
ПР-фирмы "Хилл энд Ноултон", процессу интеграции угрожают "семь
смертных грехов, присущих ПР-бизнесу".
Во-первых, это чрезмерные обещания, хватание за дела, о которых заранее
известно, что они не под силу пиэрменам.
Во-вторых, чрезмерный маркетинг или слишком очевидное выпячивание способностей
клиента, преувеличение его компетентности в вопросах паблик рилейшнз.
В-третьих, недообслуживание, когда заказчику предлагается команда из ведущих
советников, а фактическое выполнение работы перекладывается на младший
персонал.
В-четвертых, стремление ПР-фирм на первое место ставить собственные финансовые
интересы вместо того, чтобы сначала оказать услуги и заботиться о реальной
пользе для клиента,
В-пятых, поспешные решения, когда паблик рилейшнз принимают форму недальновидного
реагирования на сложную проблему, разрешение которой в действительности
требует длительных усилий.
Очень легко оказаться в ловушке безосновательных надежд клиента или менеджмента,
считающих, что паблик рилейшнз якобы способны разрешать проблемы, не совершая
глубоких изменений в организации.
В-шестых, отношение к паблик рилейшнз просто как к вспомогательной функции,
подчиненной реализации стратегий, сформулированных юристами, финансистами
и высшими линейными менеджерами.
В-седьмых, нарушение норм этики, неуважительное отношение к тому, что
репутация, забота о социальной ответственности организации является наибольшей
ценностью. (См.: Dilenschneider Robert L. The Seven Deadly Sins. // PR
Week,-November 10-14,1988. - P. 11).
Деятельность организации в своих интересах и интересах общественности
отнюдь не означает, что нужно все выставлять напоказ. В бизнесе никогда
нельзя забывать о конкурентах. В военном деле преобладают соображения
безопасности. Медицинские учреждения считают неразумным оглашать всю информацию
о состоянии пациента Государственные учреждения и политические организации
тоже имеют свои "закрытые" зоны. Как видим, везде существуют
легитимные разрешения и запреты. Поэтому здравый смысл подсказывает, что
при таких обстоятельствах связи с общественностью должны осуществляться
как можно взвешеннее, тактичнее, с соблюдением высоких норм профессиональной
этики, которая развивалась и продолжает развиваться благодаря усилиям
внутренних ПР-служб организаций, учреждений и самостоятельных ПР-фирм.
Наиболее распространенной практикой удовлетворения общественных потребностей
организации является создание собственного отдела по вопросам паблик рилейшнз.
В его состав может входить только один ПР-специалист, как это зачастую
бывает в небольших организациях, или сотни пиэрменов, когда речь идет
о большой корпорации.
|