ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Неотъемлемой составной
частью развития системы паблик рилейшнз стала организация ассоциаций и
объединений специалистов по связям с общественностью. В частности, Общество
паблик рилейшнз Америки ведет свой отсчет с 1936 года, с момента образования
ведущими практиками этой сферы Национальной ассоциации советников по паблик
рилейшнз. В 1948 году ассоциация слилась с другой профессиональной организацией,
основанной в 1939 году, - Американским советом по вопросам паблик рилейшнз,
создав Общество паблик рилейшнз Америки. Наконец, в 1961 году произошло
очередное слияние последнего с еще одной национальной ассоциацией - Американской
ассоциацией паблик рилейшнз. Название осталось прежним - Общество паблик
рилейшнз Америки (Public Relations Society of America). Это общество ныне
насчитывает в своих рядах около 15 тыс. членов и имеет более 100 отделений
в различных городах США. Оно тесно связано с могущественной организацией
бизнеса - Национальной ассоциацией промышленников.
Помимо Общества паблик рилейшнз Америки, являющегося организацией общенационального
масштаба, в США существуют специализированные (отраслевые) ассоциации
специалистов по паблик рилейшнз, работающие в области образования, сельского
хозяйства, промышленности, здравоохранения и социального обеспечения,
религии, спорта и пр. Эти отраслевые общества и ассоциации осуществляют
исследовательскую работу, издают справочную и методическую литературу,
проводят семинары, занимаются просветительской деятельностью. Собственные
ассоциации паблик рилейшнз создают также представители отдельных рас и
национальных меньшинств.
По сравнению со США развитие профессиональной системы паблик рилейшнз
в других странах Запада активизировалось несколько позже. Конечно, это
вовсе не означало, что методы и приемы, использовавшиеся для установления
связей с общественностью, не учитывались отдельными фирмами, организациями
или учреждениями тех или иных стран.
Так, в Великобритании Королевское управление по торговле, созданное в
1926 году, ставило своей целью с помощью плакатов, кинопродукции, выставок,
прессы и радио "показать гражданам Великобритании, что "империя
еще жива". В 1933 году впервые в Министерстве почтовой связи был
создан отдел паблик рилейшнз, который возглавил известный специалист этого
дела Стефан Таллентс. Расширением культурных и просветительских связей
с другими странами мира занимался Британский Совет, основанный в 1934
году. Накануне второй мировой войны в ряде министерств, в министерствах
частности труда и здравоохранения, появились отделы паблик рилейшнз. Целенаправленное
налаживание связей с общественностью существенно ускорилось во время войны,
особенно после возобновления деятельности Министерства информации. В послевоенные
годы, когда усиливалась напряженность в отношениях между предпринимателями
и рабочими, интерес корпораций Великобритании к паблик рилейшнз еще более
возрос. Однако такого масштаба развития, как в США, эта система в сфере
бизнеса Англии не приобрела, оказавшись наиболее распространенной в деятельности
государственных органов, институтов местного самоуправления и других некоммерческих
сферах жизни.
В 1984 году в Великобритании начал свою деятельность Институт паблик рилейшнз,
заложивший фундамент этой профессии в стране и начавший подготовку специалистов-профессионалов
по вопросам связей с общественностью. Огромную работу по упорядочению
консультативной деятельности специалистов по связям с общественностью
проводит ныне профессиональная Ассоциация консультантов в области паблик
рилейшнз Великобритании.
Подобные процессы становления и развития национальных систем паблик рилейшнз
наблюдались и в других странах Запада, в частности в Канаде, Франции,
Голландии, Германии, Австрии, Греции, Испании, а в целом более чем в 60
странах мира, где также созданы национальные ассоциации паблик рилейшнз.
В таких условиях очевидной стала потребность координации деятельности
национальных ассоциаций на международном уровне. Идея создания международной
организации паблик рилейшнз родилась еще в 1949 году в Лондоне во время
частного совещания специалистов по вопросам связей с общественностью Голландии
и Англии. Они пришли к выводу о необходимости организации международного
сообщества, цель которого заключалась бы в содействии повышению уровня
профессионализма и эффективности деятельности специалистов-практиков сферы
паблик рилейшнз разных стран.
В следующем году под эгидой Голландской королевской международной торговой
ярмарки и Голландского общества паблик рилейшнз в Амстердаме собралась
группа руководителей ведущих фирм Великобритании, Голландии, Франции,
Норвегии и США, работающих в данной области. В результате дискуссии было
принято заявление о необходимости создания Временного международного комитета,
который сосредоточил бы внимание на международном обмене информацией,
кооперировании деятельности и координации сотрудничества специалистов
по паблик рилейшнз и в конечном итоге создал бы Международную ассоциацию
паблик рилейшнз.
После пяти лет работы Временного комитета, оживленного обмена мнениями
по поводу концепции деятельности международного органа по паблик рилейшнз
1 мая 1955 года в Лондоне была основана Международная ассоциация паблик
рилейшнз (International Public Relations Association). Тогда же был одобрен
официальный Устав МАПР (IPRA), а также избран ее Совет.
МАПР очень быстро превратилась во влиятельную профессиональную организацию,
служащую катализатором развития национальных ассоциаций и содействующую
распространению современных стандартов в сфере образования, этики и практики
паблик рилейшнз. Этому в значительной степени способствовал Кодекс профессионального
поведения МАПР, одобренный в мае 1961 года на Генеральной ассамблее ассоциации
в Венеции, и особенно Афинский кодекс 1965 года, считающийся своеобразной
"моральной хартией", базирующейся на принципах Всеобщей декларации
прав человека.
В 1964 году Международная ассоциация паблик рилейшнз получила официальное
признание со стороны ООН как советник Социально-экономического комитета
ООН, а также признание со стороны ЮНЕСКО как внегосударственная организация
по категории: "отношения взаимного информирования".
Следует подчеркнуть, что МАПР является особо требовательной и в определенной
мере элитарной организацией, поскольку членство в ней открыто лишь тем,
кто работает в области паблик рилейшнз не менее пяти лет и имеет высокую
профессиональную компетентность. Все члены МАПР избираются персонально.
В ее состав сегодня входят более 800 специалистов из 65 стран мира
Однако, несмотря на такую уникальность состава МАПР и персональный подход
к членству в ней, эта международная ассоциация работает в тесном контакте
с национальными ассоциациями и региональными федерациями паблик рилейшнз.
Одной из таких федераций является Европейская конфедерация паблик рилейшнз,
деятельность которой осуществляется как на основании официальных документов
МАПР, так и на основе Европейского кодекса профессионального поведения
в сфере паблик рилейшнз (Лиссабонский кодекс), одобренного этой конфедерацией
в апреле 1978 года и дополненного в мае 1989 года.
МАПР, Европейская конфедерация и другие федерации регулярно созывают ассамблеи
и проводят конференции, издают и распространяют методологические и методические
материалы, содействуют становлению и развитию профессиональной системы
связей с общественностью в тех странах, где она только еще зарождается.
Особое внимание уделяется профессиональным научно-теоретическим журналам
и печатным изданиям по вопросам паблик рилейшнз, среди которых стоит особо
выделить "International Public Relations Review" (официальный
орган МАПР). Огромной популярностью пользуются национальные журналы по
данной проблематике, особенно печатные органы, издаваемые в США: "Public
Relations Quarterly", "Public Relations Journal", "Public
Relations Review", "Public Relations Reporter" и другие.
Среди стран мира с профессиональной системой паблик рилейшнз наиболее
развитой она по-прежнему остается в Соединенных Штатах Америки - месте
своего зарождения.
Несмотря на трудности, переживаемые американской и мировой экономикой
и вынужденное кое-где сокращение числа работающих в сфере паблик рилейшнз,
роль назначение института связей с общественностью продолжают возрастать.
Об этом свидетельствуют такие факты:
* По данным Американского бюро статистики, в этой стране паблик рилейшнз
стали многомиллиардным бизнесом, которым занимаются около 200 тыс. профессионалов.
* Около 200 колледжей и университетов США и еще больше в других странах
мира готовят дипломированных специалистов по паблик рилейшнз. В еще большем
количестве высших учебных заведений читаются специальные курсы по этому
предмету. В большинстве вузов, готовящих журналистов, курсы паблик рилейшнз
занимают первое или второе место среди учебных дисциплин, выбираемых студентами.
* К концу этого столетия ожидается феноменальное увеличение количества
работающих в этой области, где, как предполагается, будет занят 1 млн.
человек.
* Правительство США в одном только ЮСИА содержит 9 тыс. специалистов по
вопросам коммуникации. В Министерстве обороны США работают еще 100 специалистов
данного профиля. 20 крупнейших фирм паблик рилейшнз имеют прибыль более
1 млрд. дол. ежегодно. (См. O'Dwyer Jack. 1992 PR Fee Income of 50 Firms
// O'Dwyer's PR Service Report. - 1993, May.-P. 18.)
* Общество паблик рилейшнз Америки, основанное в 1948 году, ныне имеет
107 отделений и насчитывает 15 тыс. специалистов-профессионалов.
* Общество паблик рилейшнз студентов Америки, образованное в 1968 году
с целью содействия общению интересующихся этой профессией студентов с
профессионалами паблик рилейшнз, ныне насчитывает в своих рядах 5 тыс.
студентов из 180 колледжей и университетов.
* Более 5400 американских компаний имеют собственные отделы паблик рилейшнз.
* В США сегодня работают свыше 5080 агентств паблик рилейшнз, прибыль
некоторых из них составляет сотни миллионов долларов ежегодно.
* Более 500 торговых ассоциаций имеют свои собственные подразделения паблик
рилейшнз.
* Заработная плата ведущих специалистов по вопросам коммуникации в большинстве
компаний и агентств паблик рилейшнз достигает шестизначной цифры (Seitel
F.P. The Practice of Public Relations: 6th ed.-P. 40).
м 2
(См.: U.S.Department of Labor Category and Statistics from Environment
and Earnings Reports).
* Прогноз на 2000 год выполнен на основе компьютерной модели линейной
регрессивности (Cutlip S.M., Center A.H.., Broom G.M. Effective Public
Relations: 7th ed. - N.J., 1994. - P. 27).
м 3
|